Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать экономическое содержание и место государственного долга в экономической системе государства;
- охарактеризовать особенности государственного долга в зарубежных странах, проанализировать зарубежный опыт управления государственным долгом;
- рассмотреть причины, современное состояние, проблемы и пути оптимизации государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, виды, причины возникновения государственного долга 5
2 Анализ мирового опыта управления государственным долгом 11
3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь 23
Заключение 45
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач4.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Мировой финансовый кризис привел к удорожанию стоимости заемных ресурсов и уменьшению числа потенциальных инвесторов, поэтому странам, живущим за счет внешних займов, приходится искать иные источники финансирования либо платить за кредиты по возросшим ценам. Существующая волатильность на мировых финансовых рынках приобретает системный характер и вынуждает отдельные страны к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и активным участием в международных экономических отношениях. Многие страны осознали уязвимость модели экономического роста, основанной на внешнем кредитовании, и стали должное внимание уделять формированию эффективной системы использования внутренних сбережений и заимствований на внутреннем рынке[9,c.26].

Итак, можно сделать следующие выводы.

Экономическая модель роста, осуществляемая за счет внешних заимствований, привела к негативным последствиям. При отсутствии источника недорогого и доступного финансирования резко возрастает долговая нагрузка на экономику стран, возникают деструктивные явления в мировой финансовой системе, усиливаются масштабные риски для всей мировой экономики. Для покрытия увеличивающихся затрат по обслуживанию долгов страны вынуждены сокращать другие государственные расходы, в том числе и социальные выплаты, что создает напряженность в обществе, приводит к протестам и забастовкам, о чем свидетельствует опыт Греции и стран Балтии. Практически ни у одной из развитых стран нет возможности снизить процентные ставки, чтобы уменьшить стоимость обслуживания долга, поскольку ставки центральных банков и так находятся на низких уровнях. Неустойчивый экономический рост и кризисные явления в экономике не позволяют многим странам существенно повысить налоги для пополнения бюджета. Рейтинговые агентства понизили суверенные рейтинги многих государств, что сделало обслуживание долга более дорогим. В совокупности данные факторы усложняют функционирование мирового рынка ссудного капитала и способствуют макроэкономической нестабильности. Долговые проблемы как в развивающихся, так и в развитых странах могут замедлить восстановление мировой экономики.

Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований. В итоге это может привести к увеличению ставок по планируемым к размещению на зарубежных рынках белорусским евробондам и сделать невыгодным привлечение ресурсов по завышенным ставкам.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении - к дефолту, о чем свидетельствует опыт России (1998 г.), Аргентины (2001 г.), Исландии (2009 г.). Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.

Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. Оптимизация внешнего долга может осуществляться в следующих направлениях: максимизация доли кредитов на преференциальных условиях и минимизация доли финансирования на рыночных условиях; минимизация платежей по обслуживанию государственного долга, подлежащих выплате в период до завершения проектов; диверсификация валютной структуры внешних государственных займов для минимизации рисков, связанных с колебаниями валютных курсов.

При наращивании объемов внешнего финансирования важное значение имеет расходование заимствованных средств. Эффективность заимствований должна быть обеспечена соответствующим ростом производства товаров и сферы услуг, основанных на новых прогрессивных технологиях. Если внешние заимствования направляются на инвестирование быстрорастущих секторов экономики, на обновление производственной базы предприятий и внедрение новых технологий, то это позволит стране в будущем увеличить экономический рост и рассчитаться за привлеченные средства.

Для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля над привлечением и использованием средств из-за рубежа государству необходима разработка программы по управлению внешним долгом, которая позволит оптимизировать существующие выплаты по долговым обязательствам. Система управления государственным внешним долгом базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, и, соответственно, на постепенном снижении зависимости государства от ситуации на мировых рынках ссудного капитала. Было бы целесообразно согласование политики по обслуживанию внешнего долга с экономической политикой в целом. В особенности с денежно-кредитной и валютной, т. к. долг, выраженный в иностранной валюте, оказывает давление на обменный курс и создает риски в денежно-кредитной сфере.

Мировой опыт свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоления долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат по задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.

Подводя итого можно сделать вывод что:

Государственный долг - сумма задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями или другими субъектами международного право.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, и т. д.

Внешний долг более опасен, чем внутренний т. к. внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занял, т. е. в валюте. Кроме того нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны.

Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет правительства находится в дефиците. Хотя привлечения заемных средств может дать положительный эффект для развития национальной экономики при условии создания высокоэффективных производств и сферы услуг, но при повышении лимита () государственный долг становится обременительным для страны. Поэтому для любой страны, большое значение имеет эффективная система управления государственным долгом, способная предотвратить долговой кризис. Если бюджет сведен к дефициту, то правительство  будет вынужденно брать новые кредиты (технические кредиты), для погашения текущих долгов (процентов). Что может привести к увеличению долга и большему дефициту государственного бюджета.  А так же торможению экономического развития страны и  невозможности погашения долгов.

 

 

 

3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь

 

Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь - общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

Внутренний государственный долг на начало июля 2010 г. составил BYR 8,32 трлн., что на 5,5% в номинальном выражении больше значения на 01.01.2010 г. В июне отмечено снижение внутреннего долга на 0,9%.

Структура внутреннего государственного долга по состоянию на 01.07.2010 г. имела следующий вид:

- долгосрочный долг Правительства - BYR 2,17 трлн. или 26,1% всего объема внутреннего государственного долга, снижение на 12,2% за 6 месяцев 2010 года;

- кредиты под гарантию Правительства - BYR 6,15 трлн. или 73,9% внутреннего долга соответственно, рост на 13,6% за январь-июнь 2010 года.

Внутренний государственный долг Беларуси на 01.01.2011 г. в сравнении с 01.01.2010 г. увеличился на 17,5% до уровня ВУР. 9,27 трлн. (5,7% от ВВП). Рост долга в декабре составил 8,2%.

Структура внутреннего долга на 01.01.2011 г.:

- кредиты под гарантию Правительства - 7,2 трлн. руб. или 77,7% всего внутреннего долга, рост на 33,1% в 2010 г.;

- прямой долг Правительства - 2,07 трлн. руб. или 22,3% всего внутреннего долга, снижение на 16,5% за 2010 г.

Внешний государственный долг Республики Беларусь - общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Основной причиной внешней задолженности является длительное отрицательное сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса страны[3,c.5].

Экспертами МВФ выделены две крупные группы факторов, влияющих на текущего счета платежного баланса.

1. Структурные факторы:

- экономический рост. Дефицит текущего счета в результате роста в секторе производства, не ориентированного на экспорт товаров, означает большой риск для устойчивости;

- разрыв между инвестициями и сбережениями;

- открытость и характер торговли - большие масштабы и диверсификация экспортного сектора усиливают устойчивость и способствуют более успешному преодолению последствий внешних шоков;

- масштабы и структура внешних обязательств - сроки погашения и валютная структура таких обязательств важны для определения вероятности риска кризиса ликвидности;

- слабость финансового сектора - отсутствие баланса между международными активами и обязательствами, деноминированными в иностранных валютах, усиливает уязвимость в отношении внешних шоков;

- другие структурные факторы - политическая стабильность и предсказуемость, доверие к проводимой экономической политике, рыночные ожидания.

2. Макроэкономические факторы:

- обменный курс и денежно-кредитная политика;

- бюджетно-налоговая политика;

- контроль над капиталом;

- синдром “чрезмерных заимствований” - проявляется в больших притоках капитала, приводящих к чрезмерному внутреннему потреблению[3,c.5].

Положительное сальдо по счету текущих операций означает, что страна накапливает чистые международные активы (в широком определении). И наоборот, дефицит по счету текущих операций означает, что страна уменьшает свои иностранные активы и накапливает иностранные обязательства. Таким образом, по счету текущих операций можно определять изменение чистой инвестиционной позиции страны. Когда эта позиция отрицательна, то страна является чистым дебитором по отношению к остальному миру. Если страна - чистый дебитор, то в будущем она должна иметь положительное сальдо счета текущих операций, величина которого должна быть равна чистой сумме текущей задолженности. Подобная способность обеспечивать в будущем положительное сальдо счета текущих операций (исключая процентные платежи), достаточное для погашения существующей задолженности, известна под названием платежеспособности. Страна является платежеспособной, если приведенная стоимость будущих положительных сальдо по счету текущих операций, по крайней мере, равна сумме ее текущего внешнего долга.

Основной причиной внешней задолженности Республики Беларусь является длительное отрицательное сальдо торгового баланса.

Начиная с 1995 г. в Республике Беларусь наблюдается двенадцатикратный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Объем экспорта товаров на душу населения в европейских странах, по населению близких к Беларуси, на порядок выше.

Все это свидетельствует о том, что современное состояние внешнеэкономической деятельности Беларуси не соответствует ее потенциальным возможностям, многие факторы задействованы не в полной мере, что в конечном итоге сказывается на развитии национальной экономики, создает угрозу экономической безопасности страны. В данной связи необходимо значительное увеличение темпов роста экспорта в 2011- 2015 гг. и достижение положительного значения сальдо торгового баланса, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, поиск резервов в данной сфере и их увязка с реальными экономическими условиями и задачами.

Республика Беларусь в настоящее время относится к чистым дебиторам, начиная с того момента, когда впервые в 1996 г. МВФ были опубликованы статистические данные по ее международной инвестиционной позиции. С 2005 г. соотношение между активами и пассивами постоянно увеличивалось, что было обусловлено опережающим ростом пассивов над активами. Наиболее благоприятным годом, когда Республике Беларусь значительно удалось накопить иностранных активов, стал 2007 г. (таблица 3.1).

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления