Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому, рынок позволяет  устанавливать и поддерживать высокоэффективную связь между производством и потребностями человека.

  1. Рыночный механизм порождает мощные стимулы для повышения эффективности производства. Рыночная конкуренция заставляет снижать издержки производства, повышать производительность труда, добиваться получения прибыли.
  2. Эффективное использование результатов НТП. Чтобы иметь высокую конкурентоспособность предприятия необходимо идти в ногу с НТП, активно внедрять высокие технологии.
  3. Способность рыночного механизма к саморегулированию позволяет без внешнего административного вмешательства восстанавливать равновесие между спросом и предложением. Нет необходимости содержать дорогостоящий аппарат чиновников.
  4. Свобода принятия экономических решений. Она обеспечивается , прежде всего, частной собственностью. Частная собственность позволяет частным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы.
  5. Формирование экономического человека т.е. эффективного собственника, рационального производителя, как человека, ответственного за свои действия.

Однако далеко не все  стороны рыночной экономики устраивают современного человека. В экономической  науке выделяют ситуации «фиаско  рынка», в которых рыночные механизмы  порождают ряд негативных моментов. Обычно к ним относят следующие:

  1. Рыночная экономика в чистом виде развивается неравномерно и порождает такие явления , как экономические кризисы, безработицу, инфляцию.
  2. Рынок не обеспечивает социально-справедивое перераспределение доходов в обществе. Современная рыночная экономика все более приобретает черты «социальной экономики», но автоматизма в разрешении социальных противоречий не существует.
  3. Рыночная экономика нормально функционирует только в условиях конкуренции. Однако механизм конкуренции может приводить к возникновению монополизма. При монополии товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, качество их, как правило, хуже, а цены выше.
  4. Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования. В большинстве своём это невыгодно частным производителям, так как связано со значительными затратами, которые не окупаются в рыночной цене. Например, трудно представить, каким образом частная фирма взимала бы плату с прохожих за освещение городских улиц.
  5. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Выпуск большинства товаров и создание услуг сопровождается загрязнением окружающей среды, однако борьба с этими отрицательными последствиями не выгодна производителям , так как связана с дополнительными расходами.
  6. Проблема асимметричности  рыночной информации. Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об рыночной конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объёмом информации. Поэтому, в результате сделки , один из них (обычно более информированный) получит выгоду за счет менее информированного.

Так как, с этими проблемами рынок справится самостоятельно не может , то здесь необходимо вмешательство  государство.

 

 

 

 

 

4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель.     Основные черты белорусской экономической модели.

 

В каждой стране рыночная экономика имеет свою специфику, и всё-таки можно выделить несколько  базовых моделей рыночной экономики.

Либеральная модель (США). Для неё характерно:

- доминирование частной  собственности, поощрение частного  предпринимательства. Стремление  до минимума снизить налоговую  нагрузку на предпринимателя,  сопровождается сокращением государственных  программ социальной помощи.

- сильная конкуренция,  которая обеспечивается жёсткой  антимонопольной политикой;

- незначительное государственное  регулирование (с законодательным  ограничением возможностей государственного  вмешательства).

- относительно низкие  налоги;

- социальная политика выстраивается исходя из того, что каждый трудоспособный член общества должен сам стремится заработать на себя, на свою семью и свою старость. Эта модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов.

- сильная социальная  дифференциация;

Социально-ориентированная  модель. Основополагающими принципами этой модели выступают:

- единство рынка и  усилий государства, т.е. признаётся бесспорным необходимость существования рынка и свободного ценообразования, и активное присутствие государства в тех секторах, где рынок даёт сбой. Прежде всего, государство активно вмешивается в социальную сферу. Но здесь признаётся и тот факт, что провалы государства при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.

- защита свободной  конкуренции. В условиях свободной  конкуренции каждый собственник  получает справедливый  пофакторный  доход. --Конкуренция ограничивает  рост цен и обеспечивает  для  населения доступность товаров и услуг.

- социальное партнёрство  труда и капитала. Первейший объект  такого сотрудничества – справедливая  сделка между продавцами и  покупателями рабочей силы, поддержание  обоснованного национального уровня  заработной платы.

 

Белорусская экономическая модель формируется в условиях переходного периода от командной экономики к экономической системе рыночного типа. Официально она характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи.

Можно выделить следующие  особенности белорусской экономической  модели:

- процессы приватизации  и разгосударствления носят постепенный характер. Большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале  которых определённая доля принадлежит государству, а зачастую и контрольный пакет акций. Частные предприятия в большинстве своём – это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

- система ценообразования  носит смешенный характер, соединяя  рыночные принципы с государственным  регулированием цен.

- система планирования  в Беларуси частично сохранила  черты советской системы, однако в  республике  осуществляется переход от административного планирования  к индикативному (рекомендательному), предполагающему учет мнений самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

- распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остаётся высокой, что обуславливает значительный уровень налогообложения.

- социальная направленность  экономического развития обеспечила  большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения . Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержки высоких доходов населения и борьбы с бедностью – это высокие темпы экономического роста. Для создания стимулов к эффективной деятельности нужна определённая дифференциация доходов.

Тема 4. Возникновение и сущность денег.

 

    1. Товар и деньги как категории рыночных отношений. Происхождение денег.
    2. Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

 

Исходной категорией рыночного  хозяйства является товар.

Товар – это результат человеческого труда, который удовлетворяет потребность покупателя и предназначен для обмена путём купли-продажи.

Товар отличается от продукта тем, что  его путь от производства к потреблению  обязательно пролегает через  рынок. А рынок – сфера непредсказуемая, не всякий продукт здесь можно продать. Поэтому, всякий товар есть продукт, но не всякий продукт может стать товаром, - для этого он должен быть куплен.

Длительное время обмен имел натуральную или бартерную форму, т.е. один товар обменивался на другой. Но эта форма обмена имеет недостатки. Для того чтобы обменять один товар на другой необходимо совпадение желаний владельцев товаров иметь ту вещь, которую предлагает его партнёр по сделке. Сложность таких обменов способствовала  появлению такого товара, на который можно было бы  обменять все другие товары, т. е. всеобщий эквивалент.

Вот этот товар и стал деньгами. Первоначально роль денег выполняли  разные товары – скот, табак, меха, рабы, ракушки и т.д. Однако самым удобным  для использования в качестве денег оказались золото и серебро. Физические свойства этих металлов (однородность, делимость, собственная ценность и д.р.) идеально отвечали требованиям к денежному товару. Но как только золото утвердилось в роли денег, оказалось,  что оно может быть заменено его представителем. И такие представители появились в виде бумажных денег. Бумажные деньги не имеют самостоятельной стоимости, если не считать затрат на печатание. Их обращение в качестве законных денег основано на доверии к органам, выпускающим их, на вере людей в возможность обменять деньги на товары и услуги. Длительное время бумажные деньги свободно обменивались на золото, и только в 70-е годы ХХ века деньги разорвали связь с золотом. Золото стало обыкновенным товаром, а экономика вошла в эпоху бумажных денег.

В современной рыночной экономике  существуют следующие типы денег:

1.Наличные деньги. К ним относятся:

- металлические, или разменная  монета. Это удобные деньги в  том смысле, что позволяют совершать  мелкие покупки.

- бумажные деньги. Это декретные деньги, наделённые покупательной силой со стороны государства. Бумажные деньги, как техническое средство обмена не лишены определённых недостатков. Они не снимают проблему сохранности ценностей, возникают трудности при обеспечении расчётов на расстоянии. Поэтому в современных условиях использование бумажных денег рационализируется и сокращается. Они вытесняются безналичными деньгами.

2.Безналичные деньги - это невещественные деньги, которые существуют в виде записей на банковских счетах. Разновидностью  безналичных денег являются электронные деньги. Это денежные средства, отражённые на электронных компьютерных счетах. В качестве особой разновидности электронных денег выступают пластиковые карточки.

 

  1. Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

 

По поводу сущности денег  имеются различные взгляды. В  настоящее время многие экономисты определяют деньги через присущие им функции. Всё, что выполняет функции денег, и есть деньги.

Деньги выполняют следующие  функции:

1.Средство обращения. Деньги выполняют её, выступая в качестве посредника при обмене товаров.

2.Мера стоимости. С помощью денег измеряется стоимость товаров и услуг. Деньги выражают стоимость благ в цене.

3.Средство сбережения. Эту функцию деньги выполняют в случае, когда их не используют для покупок, т.е. сберегают. Чтобы реализовать эту функцию, деньги должны  сохранять свою ценность во времени. Безусловно, ценности можно накапливать и в виде недвижимости, драгоценностей, акций, картин и т.д. Но у денег есть существенное преимущество – они обладают ликвидностью.

Ликвидность денег  проявляется в их способности  в любой момент без дополнительных затрат и потерь стоимости быть использованными  в качестве платёжного средства.

4.Средство платежа. Деньги её выполняют тогда, когда товары продаются в кредит, в долг.

Для успешного выполнения своих функций деньги обладают рядом  свойств:

- кратность – возможность  размена купюр и монет.

- прочность – сопротивляемость  физическим воздействиям.

- защищённость – спецзнаки  для защиты от подделок.

- относительная редкость. Если бы выпуск бумажных денег был неограничен, они стали бы бесплатным благом. Редкость денег поддерживается государством, сохраняющим за собой монополию на эмиссию денег и контроль над денежным обращением.

Деньги  и в монетах, и в купюрах, и в безналичном виде – символы реальных благ. Поэтому их количество не должно превышать количество производимых товаров. Равновесие денежных символов и благ выражено в законе денежного обращения, который может быть представлен в виде формулы:M*V=P*Q,

Где М – количество обращающихся денег;

      V – скорость обращения денег;

       Р-  средний уровень цен;

       Q – количество товаров;

Раздел 2. Экономика рынка (микроэкономика).

Тема 5. Рыночные операции: спрос и предложение.

  1. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.
  2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
  3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
  4. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты точечной и дуговой эластичности.

5.Эластичность  предложения. Практическое значение  анализа эластичности.

 

       1. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.

Независимо от конкретного  вида рынка основными его элементами являются: спрос, предложение, цена. Изучив эти простейшие экономические рычаги, мы сможем получить глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и функционировании всей экономической системы в целом.

Спрос является определяющим параметром рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако, потребности людей это ещё не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог её реально удовлетворить, т.е. произвести определённое количество материальных благ, а у покупателя должны быть деньги, чтобы купить данный товар.

Спрос – это желание и возможность потребителей приобрести определённые товары в данных экономических условиях.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"