Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

1. Национальная экономика: сущность, основные цели и структура.

Ключевым в макроэкономике является понятие «национальная экономика». Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, её ресурсы, возможности во многом ограничены территориально т.е. наличием полезных ископаемых, населением, географическими факторами и т.п. Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система». Оно конкретизирует тип экономической системы, отражает её специфику, обусловленную географическим положением страны, участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Национальная  экономика – это исторически сложившаяся в определённых территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хозяйственной деятельности.

Каждая национальная экономика имеет свои цели:

  1. Стабильно высокие темпы экономического роста. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
  2. Стабильность цен т.е. не «замораживание» их на длительный период, а плавное регулируемое изменение в соответствии с изменением доходов населения. В рыночной экономике регулирование цен происходит на основе конкуренции, соответствии спроса и предложения.
  3. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит её. Однако это не означает 100% занятости. Допускается определённый уровень безработицы, так называемый естественный уровень безработицы.
  4. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты.

 Могут ставится  и другие цели: справедливое распределение  доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и др.

Национальная экономика  представляет собой сложный организм, поэтому в ней можно выделить следующие виды структур:

  1. Воспроизводственная – характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, т.е. домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.
  2. Социальная структура – представляет деление национальной экономики на секторы – частный и государственный сектор.
  3. Отраслевая структура – деление национальной экономики на отрасли : промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п. Группа предприятий, для которой характерно единство назначения произведенной продукции, однородность используемых ресурсов и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках лёгкой промышленности можно выделить пищевую, обувную, текстильную и т.п.
  4. Территориальная структура – определяет деление национальной экономики на экономические районы, т.е. территории выделяющиеся внутри страны структурой и спецификой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением.

 

2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.

 

Функционирование национальной экономики можно представить  в виде простой модели кругооборота дохода, где существуют только два рынка (рынок товаров и услуг и рынок факторов производства) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предприятия(фирмы) и государство).

Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, находящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ресурсы – землю, денежный капитал, рабочую силу – на рынок ресурсов и покупают товары и услуги. Фирмы приобретают необходимые им ресурсы и продают произведённые ими товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и производственной инфраструктурой (дороги, служебная связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведённые предпринимательским сектором, оплачивает услуги пожарных, военных, милиции, чиновников и т.п. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых поступлений со стороны предприятий и домохозяйств. Налоги частично возмещаются трансфертами и субсидиями.

Таким образом, кругооборот  денег включает в себя два потока доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведённых в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объём этих товаров и услуг в денежном выражении, т.е. национальный продукт.

 

 

3. ВВП и ВНП. Методы расчёта ВВП. Добавленная стоимость. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

 

Для оценки деятельности национальной экономики используются макроэкономические показатели.

Основным макроэкономическим показателем является ВВП в денежном выражении. Валовой внутренний продукт представляет собой общую стоимость всех товаров и услуг созданных на территории данного государства вне зависимости от того, кто является их собственником, отечественные предприятия или иностранные.

В некоторых государствах используется валовой национальный продукт – это стоимость всех материальных благ и услуг, которые произведены в данном обществе и за границей национальными производителями. Разница между ВВП и ВНП невелика, примерно 1-2%.

Есть три метода расчёта  ВВП: производственный, распределительный  и метод конечного использования.

Производственный  метод базируется на суммировании стоимости, добавляемой на каждой стадии производства  конечной продукции или услуги.

Конечный продукт – это товары и услуги приобретаемые для конечного пользования, а не для перепродажи. В него не включается промежуточный продукт т.е. сырьё, материалы, топливо и т.д. Если бы они учитывались в ВВП, то был бы повторный счёт, так как они уже учтены при производстве ВВП.

Например, производство одежды включает следующие стадии:

 

          Стадии

Цена продажи(у.е.)

Добавленная стоимость

1. Лён

               10

               10

2. Пряжа

               22

               12

3. Полотно

               28

                6

4.Рубашка

               44

               16


 

В конечный продукт включается только добавленная стоимость. Конечный продукт – рубашка = 44 у.е. = 10+ 12+ 6+ 16. Лён, пряжа, полотно – это промежуточные  продукты.

Добавленная стоимость  – есть стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий купленных и используемых фирмой.

ВВП, рассчитанный производственным методом, кроме добавленных стоимостей включает чистые косвенные  налоги. К ним относятся налоги на добавленную  стоимость, акцизы и налоги на импорт.

Распределительный метод расчёта ВВП (по источникам доходов) предполагает суммирование доходов, которые получают владельцы факторов производства.

ВВП = заработная плата + рента + процент + прибыль + амортизация + чистые косвенные налоги. Два последних элемента не являются доходами.

Метод конечного  использования (по расходам) предполагает определение ВВП путём суммирования стоимости конечной продукции.

ВВП = С + I + G + Xn, где

С – личные потребительские  расходы населения;

I – расходы фирм на приобретение инвестиционных товаров. Они включают: вложения в машины, оборудование, здания (чистые инвестиции) и амортизацию;

G – расходы государства на индивидуальные потребительские товары и услуги, на коллективные услуги и инвестирование (например, строительство школ, больниц, дорог, содержание армии и пр.);

Xn – чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом.

Приведенное выше уравнение  ВВП часто называют основным макроэкономическим тождеством. Среди компонентов ВВП  самыми большими обычно бывают потребительские расходы, а самыми изменчивыми – инвестиционные расходы.

На основе ВВП(ВНП) рассчитываются и другие макроэкономические  показатели: чистый национальный продукт, национальны  доход, личный доход, располагаемый  личный доход, потребление, сбережение.

По темпам роста ВВП  судят об увеличении производства товаров  и услуг. Но так как ВВП стоимостный  показатель (зависит от цен), то рост ВВП не всегда свидетельствует о  прогрессе. Поэтому в экономике  рассчитывается номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – это ВВП  в текущих ценах.

Он равен  ∑Pt qt , где

Pt – цены отчётного года; qt – количество товаров и услуг в отчётном периоде.

Реальный ВВП  – это ВВП, измеренный в неизменных ценах, в ценах базисного года. Он равен ∑P0 qt, где

Р0 – цены базисного года.

И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денежных единицах. Связь между реальным и номинальным  ВВП устанавливается с помощью  дефлятора ВВП.

Дефлятор ВВП  – это отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах:                                                                            

                               Номинальный ВВП

  Дефлятор ВВП = -------------------------- 100%

                                Реальный ВВП                        

Он отражает изменение  цен в экономике. Другим показателем динамики  цен является индекс потребительских цен.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) – это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.

 

 

Тема.10. Государство и экономика. Государственный бюджет.

  1. Роль государства в рыночной экономике. Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
  2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.

3. Государственный бюджет и его функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджет Республики Беларусь.

4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.

 

Роль государства в  рыночной экономике – основная проблема экономической теории. Развитие макроэкономического  раздела в экономической теории связано с необходимостью государственного регулирования экономики и обоснованием механизма такого регулирования. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства государства в функционирование экономической системы. Разумная цель государства – делать для людей то, что они сами не могут и что им нужно.

Место и роль государства во многом определяется его функциями, отражающими основные направления его деятельности.

Принято выделять следующие  основные экономические функции  государства.

1.Обеспечение правовой базы и создание общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования.

2.Защита конкуренции.

3. Обеспечение  страны общественными благами. Общественные блага характеризуются признаками неисключаемости и неизбирательности. Другими словами, если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме, того потребления блага одним человеком не снижает для других возможностей пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Поскольку люди могут пользоваться выгодами некого продукта бесплатно, то частные фирмы не намерены их производить. Поэтому, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечить их должен государственный сектор. Это можно сделать по-разному, необязательно задействуя при этом только государственный сектор. Государство должно лишь оплачивать производство общественных благ из собранных налогов.

4. Регулирование  внешних эффектов. Внешними эффектами принято называть последствия функционирования частных фирм в виде некомпенсируемых издержек или неоплаченной выгоды для тех, кто непосредственно не участвует в рыночной сделке.

Различают отрицательный  и положительный внешний эффект. Отрицательный внешний эффект – это когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки. Он связан прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Положительный внешний  эффект – это когда третья сторона не участвующая в рыночной сделке получает от неё выгоды. Например, образование, здравоохранение.

Роль государства заключается  в устранении отрицательных последствий и стимулировании положительных. Средством для этого могут быть где-то налоги, а где-то льготы, в одних случаях штрафы, в других разного рода стимулы.

5.Регулирование  случаев ассиметричной информации.

Частные рынки не могут  в полной мере обеспечить потребителей и производителей необходимой и достоверной информацией. Поэтому государство должно препятствовать распространению ложной информации, увеличивать количество нужной информации относительно условий найма, инвестирования, условий риска, безопасности, качества товаров и т.п. Это достигается с помощью сертификатов качества, лицензирования, контроль за содержанием рекламы и т.п.

  1. Перераспределение доходов. Направлено на сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны.
  2. Стабилизация экономики. Контроль государства за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.
  3. Обеспечение денежного обращения.

Регулирующие функции  государство выполняет посредством  экономических или административных методов.

Экономические методы призваны формировать соответствующую заинтересованность в определённых действиях, но право принимать решения остаётся за хозяйственным субъектом. Экономические методы не сужают свободу  выбора, предоставляя субъектам, множество вариантов из которых он может выбрать оптимальный. Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относятся: налоги, льготы, дотации, субсидии, государственные расходы т.е. те выплаты , которые осуществляются на базе государственного бюджета. Вторые включают: эмиссию денежных знаков, регулирование учётной ставки, операции на открытом рынке и др.

Административные  методы – это прежде всего команды, приказы направленные по адресу конкретного предприятия. Среди них выделяют административно-распорядительные и административно-правовые инструменты. Первые подразумевают, например, регулирование деятельности естественных монополий, введение лицензировании, организацию прямого государственного контроля за качеством  и др. Вторые включают законы, которые задают субъекту возможную линию экономического поведения. В законе в отличии от телеграммы из министерства не называются конкретные адреса и фамилии.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"