Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций
Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.
Для объяснения функционирования
рыночного механизма
Объём спроса – это количество товара, которое покупатели в данный момент могут приобрести на рынке. Отсюда следует, что каждой цене товара соответствует определённая величина спроса.
Как известно из повседневной жизни, чем выше цена товара, тем меньше возможности и желания потребителя купить данный товар. Эта функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный товар при прочих равных условиях.
Эту зависимость можно изобразить в виде графика. Каждой комбинации цены и объёма спроса соответствует определённая точка на кривой спроса.
На рисунке представлена линия спроса Д. На вертикальной оси графика обозначена цена товара (Р) в денежных единицах, на горизонтальной оси – объём спроса на товар (Q)
Линия спроса может иметь разную форму (прямая, ломаная, вогнутая линия и т.п.), и потому обычно говорят о кривой спроса.
Для большинства товаров кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как имеется обратная зависимость.
Действие закона спроса можно объяснить следующими обстоятельствами:
- действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше пользы. Следовательно, покупатели купят дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.
- эффектом дохода, т.е. при снижении цены человек может купить большее количество товара, не отказываясь от покупок других товаров в прежних количествах.
- эффектом замещения, т.е. при более низкой цене появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые стали относительно дороже.
Многие экономисты считают, что есть исключения из закона спроса.
Так как рынок предполагает
наличие множества покупателей,
следует различать
Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельного покупателя.
Рыночный спрос – это сумма индивидуальных объёмов спроса при каждом значении цены.
Основным фактором влияющим на спрос является цена. Однако, кроме цены, есть и неценовые факторы. К важнейшим из этих факторов можно отнести:
Когда два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Различают изменение величины (объёма) спроса и изменения спроса. Причиной изменения величины спроса является изменение цены. При изменении цены изменяется возможность приобретать блага, но не желание приобретать блага. На графике это отражается в перемещении из одной точки в другую по кривой спроса.
Причиной изменения спроса являются неценовые факторы. Изменение спроса приводит к изменению желания покупать товар. При этом смещается сама кривая спроса. Если спрос увеличивается, кривая спроса смещается вправо, если уменьшается – влево.
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Второй, помимо спроса, рыночной силой, определяющей цену товара, является предложение.
Предложение – это желание и возможность продавца продать свой товар.
Величина (объём) предложения – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определённой цене в течении определённого периода времени.
Зависимость между объёмом предложения и ценой товара выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
Эту зависимость можно показать графически.
График функции предложения не обязательно прямая линия, он может иметь любую форму. Кривая предложения имеет положительный наклон.
Наиболее простое объяснение закона предложения заключается в следующем: при росте цены товара у производителя увеличиваются стимулы к его продаже, так как увеличиваются доходы от реализации продукции. Но производство большего количества товара связано с дополнительными издержками и возможно только при увеличении цены товара. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в отрасль новых производителей, что увеличит предложение.
Различают индивидуальное и рыночное предложение.
Индивидуальное предложение – это предложение товаров отдельным продавцом на рынке.
Рыночное предложение – это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.
Величина предложения может изменятся под влиянием неценовых факторов:
Как и в случае со спросом, необходимо различать изменения объёма предложения и изменение предложения.
Причиной изменения величины предложения является изменение цены. В этом случае происходит перемещение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения.
Причиной изменения предложения являются неценовые факторы предложения, и линия предложения на графике сдвигается. Если предложение увеличивается, то кривая предложения смещается вправо, если уменьшается – влево.
На рынке желания и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Стремясь купить товар подешевле покупатели товаров предлагают за них цены, равные так называемым ценам спроса.
Цена спроса – это максимальная цена, за которую покупатели ещё согласны взять товар.
Экономический интерес производителя (продавца) состоит в том, чтобы продать подороже, но они понимают что у покупателей другие желания. Продавцы предлагают цены предложения.
Цена предложения – это минимальная цена по которой производители ещё готовы продать свои товары.
Когда интерес производителей и потребителей совпадает, получается рыночное равновесие. Оно предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, полностью совпадает с количеством товара, которое продавцы могут предложить по этой цене.
При совпадении интересов производителей и потребителей рыночная цена становится ценой равновесия.
Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны.
На графике равновесная цена находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Пока спрос и предложение остаются неизменными равновесная цена будет постоянной. Если же сложившаяся на рынке цена будет отличатся от равновесной, то действие рыночных механизмов возвратят её в положение равновесия.
Например, если цена окажется выше равновесной, то образуется избыток товаров и продавцам не удастся продать свою продукцию. Производитель обнаружив нераспроданную продукцию начнёт снижать цену до тех пор, пока объём спроса не станет равен объёму предложения.
Если цена окажется ниже равновесной, то образуется дефицит товаров, и производители начнут повышать цены до равновесного уровня.
Установлению равновесных цен могут помешать два обстоятельства:
Равновесная цена испытывает на себе влияние спроса и предложения. Здесь могут быть различные варианты.
«Эластичность» в русском языке означает гибкость, плавность.
Термин «эластичность»
в экономической науке
Понятие эластичности применяют для характеристики функций спроса и предложения. Чаще всего используется показатель эластичности спроса по цене.
Эластичность спроса по цене – показатель степени чуткости потребителей к изменению цены.
На практике имеют место различные варианты ценовой эластичности спроса:
Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности (ЕД).
Изменение объёма спрашиваемой продукции в %
Ed = ------------------------------
Изменение цены в %
Данную формулу можно представить в следующем виде:
(D2 –D1)/ D1 (D2- D1)/ D2
Ед = ------------------ или -----------------------
(P2 –P1)/ P1 (P2 – P1 )/ P2
Где D1, D2 – начальное и конечное значение величины спроса;
Р1, Р2
– начальное и конечное
Для того чтобы устранить влияние выбора начального или конечного значений показателей спроса и цены на значение коэффициента эластичности спроса по цене, применяют формулу средней точки, которая предполагает определение арифметического среднего от начального и конечного значений. Данная формула имеет вид:
(D2- D1)/ (D1+ D2)
Еd = ----------------------------
(P2- P1)/ (P1+ P2)
Расчёты, основанные на данной формуле, связаны с расчётом дуговой эластичности, когда определяется значение коэффициента эластичности на отрезке (дуге) кривой спроса. Однако, поскольку на протяжении отрезка эластичность спроса меняется, рассчитывается лишь средняя величина по всему отрезку, в то время как в каждой отдельной точке кривой спроса эластичность функции разная. Для определения точечной эластичности используется формула:
Ед = (dD / dP)* (P / D)
Где dD / dP – первая производная функции зависимости величины спроса от цены; D, P – соответственно значения величины спроса и цены в данной точке.
Если Еd >1 – спрос эластичен
Ed = 1 – единичной эластичности
Ed < 1 – спрос неэластичен
Значение коэффициента эластичности спроса по цене отрицательное. От знака минус для удобства обычно абстрагируются, беря значение коэффициента по модулю.
Эластичность спроса влияет на выручку фирмы (ТR). TR= P* Q
Изменение общей выручки в противоположном направлении изменению цены характеризует эластичный спрос.
Изменение общей выручки в направлении изменения цены – неэластичный спрос.
Если выручка при изменении цены не меняется, то спрос единичной эластичности.
Факторы эластичности спроса по цене.
Не бывает раз и навсегда заданного показателя эластичности спроса по цене. Он различается по странам, регионам, периодам времени, в разных ценовых интервалах и т.д.