Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Для объяснения функционирования рыночного механизма используется более точное определение – объём (величина) спроса.

Объём спроса – это количество товара, которое покупатели в данный момент могут приобрести на рынке. Отсюда следует, что каждой цене товара соответствует определённая величина спроса.

Как известно из повседневной жизни, чем выше цена товара, тем  меньше возможности и желания  потребителя купить данный товар. Эта  функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный товар при прочих равных условиях.

Эту зависимость можно  изобразить в виде графика. Каждой комбинации цены и объёма спроса соответствует  определённая точка на кривой спроса.

На рисунке представлена линия спроса Д. На вертикальной оси  графика обозначена цена товара (Р) в денежных единицах, на горизонтальной оси – объём спроса на товар (Q)

Линия спроса может иметь разную форму (прямая, ломаная, вогнутая линия  и т.п.), и потому обычно говорят  о кривой спроса.

Для большинства товаров кривая спроса имеет  отрицательный наклон, так как имеется обратная зависимость.

Действие закона спроса можно объяснить  следующими обстоятельствами:

- действие принципа убывающей  предельной полезности, согласно  которому последующие единицы  данного продукта приносят всё меньше и меньше пользы. Следовательно, покупатели купят дополнительные единицы продукта только при снижении его цены.

- эффектом дохода, т.е. при снижении цены человек может купить большее количество товара, не отказываясь от покупок других товаров в прежних количествах.

- эффектом замещения, т.е. при более низкой цене появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые стали относительно дороже.

Многие экономисты считают, что  есть исключения из закона спроса.

  1. Товары для бедных. При повышении цен спрос на них продолжает расти (парадокс Гиффена).
  2. Товары для богатых. При повышении цен спрос на них увеличивается за счёт так называемого престижного спроса (эффект Веблена).
  3. Эффект инфляционных ожиданий. В условиях высоких инфляционных ожиданий, вслед за ростом цен, объём продаж может увеличиваться, так как люди опасаются, что завтра цены возрастут ещё больше.

Так как рынок предполагает наличие множества покупателей, следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельного покупателя.

Рыночный спрос – это сумма индивидуальных объёмов спроса при каждом значении цены.

Основным фактором влияющим на спрос является цена. Однако, кроме цены, есть и неценовые факторы. К важнейшим  из этих факторов можно отнести:

  1. Цены на товары заменители (субституты) и дополняющие товары. Когда два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Когда два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и  спросом на другой существует обратная связь.

  1. Вкусы потребителей. Размер спроса потребителей зависит от веяний моды, сезона, рекламы и т.п.
  2. Доход потребителей. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Не следует путать товары низшей категории с товарами Гиффена. Разница в том, что кривая спроса для товара низшей категории имеет отрицательный наклон, а для товара Гиффена – положительный.
  3. Число потребителей.
  4. Изменение потребительских ожиданий относительно возможного изменения цен или доходов в будущем.

Различают изменение  величины (объёма) спроса и изменения  спроса. Причиной изменения величины спроса является изменение цены. При  изменении цены изменяется возможность приобретать блага, но не желание приобретать блага. На графике это отражается в перемещении из одной точки в другую по кривой спроса.

Причиной изменения  спроса являются неценовые факторы. Изменение  спроса приводит к изменению желания покупать товар. При этом смещается сама кривая спроса. Если спрос увеличивается, кривая спроса смещается вправо, если уменьшается – влево.

 

2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Второй, помимо спроса, рыночной силой, определяющей цену товара, является предложение.

Предложение – это желание и возможность продавца продать свой товар.

Величина (объём) предложения – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определённой цене в течении определённого периода времени.

Зависимость между объёмом  предложения и ценой товара выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Эту зависимость можно показать графически.

График функции предложения  не обязательно прямая линия, он может  иметь любую форму. Кривая предложения  имеет положительный наклон.

Наиболее простое объяснение закона предложения заключается  в следующем: при росте цены товара у производителя увеличиваются стимулы к его продаже, так как увеличиваются доходы от реализации продукции. Но производство большего количества товара связано с дополнительными издержками и возможно только при увеличении цены товара. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в отрасль новых производителей, что увеличит предложение.

Различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное  предложение – это предложение товаров отдельным продавцом на рынке.

Рыночное предложение  – это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

Величина предложения  может изменятся под влиянием неценовых факторов:

  1. Цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы увеличивает величину издержек. Производители станут сокращать ставшее дорогим производство продукции.
  2. Технология производства. Внедрение новых технологий создает предпосылки для снижения издержек производства, приводит к расширению предложения товаров на рынке.
  3. Налоги и субсидии. Рост налогов делает производство товаров менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товаров. Субсидии, напротив, увеличивают их предложение.
  4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может изменить предложение данного товара. Например, повышение цен на картошку может уменьшить предложение пшеницы, поскольку часть посевных площадей, на которых ранее возделывалась пшеница, будет засеяна картошкой.
  5. Ожидание изменения цен.
  6. Число продавцов.

Как и в случае со спросом, необходимо различать изменения  объёма предложения и изменение  предложения.

Причиной изменения величины предложения является изменение цены. В этом случае происходит перемещение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения.

Причиной изменения  предложения являются неценовые  факторы предложения, и линия  предложения на графике сдвигается. Если предложение увеличивается, то кривая предложения смещается вправо, если уменьшается – влево.

 

  1. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.

 

На рынке желания  и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Стремясь купить товар подешевле покупатели товаров предлагают за них цены, равные так называемым ценам спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, за которую покупатели ещё согласны взять товар.

Экономический интерес  производителя (продавца) состоит в  том, чтобы продать подороже, но они  понимают что у покупателей другие желания. Продавцы предлагают цены предложения.

Цена предложения  – это минимальная цена по которой производители ещё готовы продать свои товары.

Когда интерес производителей и потребителей совпадает, получается рыночное равновесие. Оно предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, полностью совпадает с количеством товара, которое продавцы могут предложить по этой цене.

При совпадении интересов  производителей и потребителей рыночная цена становится ценой равновесия.

Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны.

На графике равновесная  цена находится в точке пересечения  кривых спроса и предложения.

Пока спрос и предложение  остаются неизменными равновесная  цена будет постоянной. Если же сложившаяся на рынке цена будет отличатся от равновесной, то действие рыночных механизмов возвратят её в положение равновесия.

Например, если цена окажется выше равновесной, то образуется избыток товаров и продавцам не удастся продать свою продукцию. Производитель обнаружив нераспроданную продукцию начнёт снижать цену до тех пор, пока объём спроса не станет равен объёму предложения.

Если цена окажется ниже равновесной, то образуется дефицит товаров, и производители начнут повышать цены до равновесного уровня.

Установлению равновесных  цен могут помешать два обстоятельства:

  1. монополизм продавца или покупателя.
  2. административное регулирование цен.

Равновесная цена испытывает на себе влияние спроса и предложения. Здесь могут быть различные варианты.

  1. Существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены и равновесного количества.
  2. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукции. Уменьшение предложения – наоборот.
  3. Сложные случаи, когда меняется и спрос и предложение одновременно. Здесь всё зависит от степени воздействия неценовых факторов спроса и предложения.

 

  1. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты точечной и дуговой эластичности.

 

«Эластичность» в русском  языке означает гибкость, плавность.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения меры реакции одной  переменной на изменение другой. Наиболее удобной единицей измерения эластичности выступает процент. В практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

Понятие эластичности применяют  для характеристики функций спроса и предложения. Чаще всего используется показатель эластичности спроса по цене.

Эластичность  спроса по цене – показатель степени чуткости потребителей к изменению цены.

На практике имеют  место различные варианты ценовой  эластичности спроса:

  1. Спрос эластичный, когда величина спроса меняется в большей степени чем цена.
  2. Спрос единичной эластичности, когда величина спроса и цена меняются в одинаковой степени.
  3. спрос неэластичный, когда величина спроса меняется в меньшей степени чем цена.
  4. Совершенно эластичный спрос, когда по установившейся цене можно продать бесконечное количество продукции, однако даже при небольшом изменении цены,  объём продаж падает до нуля.
  5. Совершенно неэластичный спрос, когда покупатели согласны купить товар по любой возможной цене.

Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности (ЕД).

      

    Изменение объёма спрашиваемой продукции в %

Ed = -----------------------------------------------------------

                   Изменение цены в %

Данную формулу можно  представить в следующем виде:

         (D2 –D1)/ D1                   (D2- D1)/ D2

Ед = ------------------  или -----------------------

         (P2 –P1)/ P1                        (P2 – P1 )/ P2

Где D1, D2 – начальное и конечное значение величины спроса;

      Р1, Р2  – начальное и конечное значение  цены товара.

Для того чтобы устранить  влияние выбора начального или конечного значений показателей спроса и цены на значение коэффициента эластичности спроса по цене, применяют формулу средней точки, которая предполагает определение арифметического среднего от начального и конечного значений. Данная формула имеет вид:

 

          (D2- D1)/ (D1+ D2)

Еd = ----------------------------

           (P2- P1)/ (P1+ P2)

Расчёты, основанные на данной формуле, связаны с расчётом дуговой  эластичности, когда определяется значение коэффициента эластичности на отрезке (дуге) кривой спроса. Однако, поскольку на протяжении отрезка эластичность спроса меняется, рассчитывается лишь средняя величина по всему отрезку, в то время как в каждой отдельной точке кривой спроса эластичность функции разная. Для определения точечной эластичности используется формула:

 

Ед = (dD / dP)* (P / D) 

Где dD / dP – первая производная функции зависимости величины спроса от цены; D, P – соответственно значения величины спроса и цены в данной точке.

Если Еd >1 – спрос эластичен

         Ed = 1 – единичной эластичности

         Ed < 1 – спрос неэластичен

Значение коэффициента эластичности спроса по цене отрицательное. От знака минус для удобства обычно абстрагируются, беря значение коэффициента по модулю.

Эластичность спроса влияет на выручку фирмы (ТR). TR= P* Q

Изменение общей выручки  в противоположном направлении  изменению цены характеризует эластичный спрос.

Изменение общей выручки  в направлении изменения цены – неэластичный спрос.

Если выручка при  изменении цены не меняется, то спрос  единичной эластичности.

Факторы эластичности спроса по цене.

  1. Наличие товаров- заменителей. Чем больше хороших заменителей данного товара предлагается покупателю, тем эластичнее спрос на него.
  2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает продукт в доходе потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него.
  3. Фактор времени. Спрос более эластичен, как правило, в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном.

Не бывает раз и  навсегда заданного показателя эластичности спроса по цене. Он различается по странам, регионам, периодам времени, в разных ценовых интервалах и т.д.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"