Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

 

 

5.Эластичность предложения. Практическое значение анализа эластичности.

 

Эластичность  предложения по цене – это мера реакции производителей на изменение цены.

Базовые формулы расчёта коэффициента ценовой эластичности предложения аналогичны формулам расчёта коэффициентов ценовой эластичности спроса. Единственное необходимое изменение заключается  в замене величины спроса на величину предложения.

Например, коэффициент  эластичности предложения по цене (дуговая эластичность) равен:

                                       S2 – S1     P1 + P2

                                Еs= --------- х  ----------

                                       P1 - P2      S1 + S2           

Где Р1, Р2 – начальное и конечное значение цены;

      S1, S2 – начальное и конечное значение величины предложения.

Поскольку существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения, то данный коэффициент имеет положительное  значение.

Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения является время. Очевидно, что чем длительнее рассматриваемый временной промежуток, тем чувствительнее реакция производителей на изменение цены, т.е. выше ценовая эластичность предложения.

Различают три временных  рыночных периода:

  1. Мгновенный период – это промежуток времени , который настолько мал . что производители не в состоянии отреагировать на изменение цены. Предложение является абсолютно неэластичным. В этой ситуации увеличение или уменьшение спроса не приводит к изменению предложения.

  1. Краткосрочный период – это промежуток времени, в течении которого можно увеличить выпуск продукции при имеющихся производственных мощностях за счёт их более интенсивного использования.

В этом случае увеличение спроса вызовет рост цены. однако в меньшей мере. Чем в случае с мгновенным равновесием, поскольку предложение увеличилось, хотя и незначительно.

3. Долгосрочный период – это промежуток времени, достаточный для создания новых производственных мощностей. В этот период предложение наиболее эластично. Если произойдёт увеличение спроса, то повышение цен здесь будет меньше, чем в коротком периоде.

Концепция эластичности имеет огромное практическое значение

Например, ещё в конце 17 века было установлено. Что общие  доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей оказываются выше,  как правило, в неурожайные годы. Причина этого  явления кроется  в неэластичном спросе по цене на продукцию с/х: снижение доходов из-за уменьшения объёмов производства перекрывается ростом доходов от роста цен. Для фермеров это означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Акцизный налог. Выбирая, какие товары обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Если установить акциз на продукт, спрос на который является эластичным, то это повлечет за собой уменьшение поступлений доходов в бюджет. Это заставляет законодателей , устанавливая акцизные налоги , искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, сигареты, алкогольные напитки.

Наркотики и  уличная преступность. Тот факт, что спрос наркоманов на наркотики  крайне неэластичен. Создает своеобразные проблемы для борьбы  с наркоманией. Обычный метод, применяемый для сокращения потребления наркотиков, заключается в ограничении их поставок в страну. Если это удастся сделать, то цена на наркотики резко возрастёт, тогда как количество покупаемых наркотиков почти не уменьшится. Как  следствие, увеличение числа уличных преступлений, так как необходимо искать деньги на покупку наркотиков. Таким образом, стремление ограничить распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

 

Тема 6. Теория поведения потребителя.

  1. Потребности  и блага: сущность, классификация. Закон возвышения потребностей. Закон насыщения потребностей.
  2. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности.
  3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

 

    1. Потребности  и блага: сущность, классификация. Закон возвышения потребностей. Закон насыщения потребностей.

 

Два положения образуют основу любой экономики: потребности  и ресурсы. Задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить потребности.

Потребности – это объективная нужда в чём-либо; желание людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им удовольствие.

Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С другой стороны, человек – существо не только биологическое, но и социальное. Следовательно, многие его потребности возникают вследствие того, что он живёт среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства порождает возникновение общественных потребностей.

Существуют различные  классификации потребностей. В настоящее  время в основу классификации  потребностей берутся положения  американского экономиста А. Маслоу, согласно которым выделяют пять групп  потребностей:

  1. Физиологические (голод, жажда, необходимость в сне и т.д.)
  2. Безопасности (потребность в хорошем здоровье, отсутствия насилия над личностью и жизнью человека, отсутствие войн, конфликтов, желание иметь постоянный заработок и т.д.)
  3. Социальные (потребность принадлежать к обществу, коллективу, в общении, участие в организациях, потребность в дружбе и т.д.)
  4. Признания (потребности чем-либо выделится, обратить на себя внимание, уважения со стороны других).
  5. Потребности в развитии (стремление к самореализации, к творчеству).

В этой схеме  потребности  располагаются в определённой иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивида. Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Иерархия удовлетворённости существует и в рамках одного вида потребности. Например, при острой потребности в пище человеку почти безразлично, какими продуктами утолять голод. Однако когда человек сыт, у него возникает стремление к более качественному утолению своего желания.

В широком смысле слова потребности  человека безграничны. Полностью и навсегда удовлетворить потребности человека невозможно, их круг постоянно и непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует многолетняя история человечества. Потребности растут в количественном, но ещё в большей степени  в качественном отношении. В экономической теории такую тенденцию и закономерность называют законом возвышения потребностей.

Экономический анализ потребностей основывается на законе насыщения потребностей. Суть его заключается в том, что человек, испытывая одновременно ряд потребностей, с наибольшей интенсивностью желает использовать первую часть блага, но с последующим потреблением других частей этого блага интенсивность его желания убывает. Процесс потребления блага продолжается до тех пор, пока не достигается точка насыщения.

Для того чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека, необходимо иметь определённый набор благ.

Благом называется всё, что человек использует для удовлетворения своих потребностей. Например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, конфета), или носит (шапка, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор). Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (чистое небо, красивый закат).

Блага делятся на:

Свободные – созданные природой и предоставляемые человеку в неограниченном количестве. В обычных условиях человеку не надо прилагать специальных усилий или тратить деньги на покупку благ, запасы которых безграничны. Но даровых благ природы в современных условиях осталось немного (воздух, свет, солнце и некоторые другие).

Экономические – созданные трудом человека. Отличительной особенность экономического блага является редкость. Не имеет смысла продавать или покупать блага, имеющиеся в неограниченном количестве.

Экономические блага  существуют в виде вещей или предметов, услуг и работ.

Вещи – это такие блага, которые имеют осязаемую форму т.е. при желании их можно увидеть, взвесить, измерить и т.д.

Услуги – вид деятельности, результатом которой является изменение качества существующих вещей (стрижка, стирка, ремонт, обучение, лечение и т.д.).

Работами в экономике называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт, как полезный и нужный результат деятельности, подлежащий оценке и оплате (строительные, монтажные, уборочные работы.).

Экономические блага  в форме материального продукта или услуги подразделяются на две  большие группы:

    1. потребительские товары и услуги, которые непосредственно удовлетворяют личные потребности индивидов (потребительские блага).
    2. Производственные товары и услуги. Которые используются в процессе производства для создания потребительских товаров (капитальные блага).

Следует различать частные  и общественные блага.

Частные – которыми пользуются отдельные потребители.

Общественные – потребляемые всем обществом.

Частные блага обладают свойством исключаемости т.е. кто  не заплатил за данное благо, тот исключается  из его пользователей, и свойством  конкурентности т.е. потребление единицы  такого блага сокращает число его единиц, доступных другим субъектам. Товары и услуги характеризующиеся неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении или тем и другим одновременно, относятся к общественным благам.

 

  1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности.

 

Экономическое поведение потребителя на рынке определяется стремлением к максимально возможному удовлетворению потребностей. Каждый потребитель имеет собственную систему предпочтений (потребностей), которая характеризуется а) иерархией (размещением потребностей по значимости) и б) разной степенью удовлетворённости. Поэтому из множества производимых товаров он выбирает те, которые представляют для него большую полезность.

Полезность  – это способность благ удовлетворять потребности. Очевидно, что потребители приобретают товар ради данного свойства.

Полезность – это, прежде всего, субъективное понятие. Оно  означает, что один и то же товар  может быть по разному оценён разными  потребителями и даже одним и  тем же потребителем, но в разные периоды времени. Оценка полезности зависит от следующих факторов:

- значимости потребности. В первую очередь каждый потребитель стремится удовлетворить более важные для него потребности. Соответственно он выше оценивает полезность благ, удовлетворяющих эти потребности. Значимость одной и той же потребности для разных потребителей различается. Например, кофе имеет большую полезность для любителей этого напитка, чем для тех кто равнодушен к кофе. Учебник по экономической теории имеет большую полезность для студентов экономических вузов. Понятно, почему разные потребители по-разному реагируют на рыночные цены этих товаров

- степени удовлетворённости потребности. Чем в большей мере удовлетворена потребность, тем меньшую полезность для потребителя

имеет связанный с  ней товар при прочих равных условиях. Полезность продуктов питания для голодного человека очень высока, даже может превышать полезность всех других благ. Полезность первого телевизора, как правило, выше,  чем второго.

- степени доступности блага. Чем менее доступно данное благо, тем выше при прочих равных условиях их полезность. Например, вода в пустыне оценивается по полезности очень высоко, а для живущего на берегу реки полезность воды менее значима. Природные ресурсы, запасы которых истощаются и не воспроизводятся, новый, уникальный, дефицитный товар будут оцениваться потребителем по полезности выше.

Различают предельную и  общую полезность.

Предельная  полезность (MU) – это добавочная полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы блага.

За относительно короткий промежуток времени, в течении которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать. Это происходит потому, что потребность в этом продукте будет насыщаться. В этом суть закона убывающей предельной полезности.

Общая полезность (TU)- это полезность всех единиц блага, поступающих в потребление (например, полезность трёх пар обуви). Общая полезность равна сумме предельных полезностей.

Например.

 

Q

0

1

2

3

4

5

6

TU

0

4

7

9

10

10

8

MU

-

4

3

2

1

0

-2


Точка, при которой  предельная полезность равна нулю, называется точкой полного насыщения. Отрицательная полезность означает, что с некого момента человек  начинает воспринимать благо не как  пользу, а как вред.

Закон убывающей предельной полезности объясняет почему, кривая спроса на определённый продукт оказывается нисходящей. Если каждая последующая единица блага обладает всё меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет их покупать лишь при условии падения цен на данные товары. Если этого нет, то потребитель предпочтёт не покупать больше этого продукта, так как отдавая деньги он фактически отказывается от других товаров, т.е. альтернативных способов получения полезности.

 

  1. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

Теория предельной полезности изучает поведение типичного (среднего) покупателя на рынке, который имеет ограниченный доход. В качестве исходного принимается положение о том, что типичный покупатель ведёт себя на рынке рационально. Это значит, что он стремится использовать свой доход с наибольшей пользой для себя.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"