Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

все ответы на госы.doc

— 785.50 Кб (Скачать файл)

 

Формы организации:

1. Концентрация  – сосредоточение произ-ва на п/п таких размеров, которые обеспечивают наиболее высокий орг.-технический уровень и макс. экон-ую эффективность производства.

Результатом является: увеличение выпуска, снижение издержек на единицу продукции, повышение качества выполн. продукции, увеличение размеров капитала, повышение конкурентоспособности.

 Осуществляется  посредством нового строительства, тех. перевооружения, модернизации, реконструкции, расширения.

Осуществляется в 3-х осн. формах:

1. конц-ия специализированного  производства (наиб. Эффективная форма, т.к. обеспечивает сосредоточение одного производства на крупных предприятиях);

2. к-ция комбинированных  пр-в (обеспечивает последовательность выполнения технологических процессов);

3. увеличение размеров  универсальных п/п (объединяются пр-ва не связанные м/ду собой не однородностью продукции не последовательностью).

2. Специализация  – сосредоточение на отдельных п/п производства конструктивно и технологически однородной продукции.

Три вида специализации: предметная (на изг-ии отдельных видов продукции конечного изделия), подетальная (изг-ие отдельных частей изделия), технологическая (выполнение отдельных операций изготовления продукции).

Специализация – форма орг-ии, к-ая способствует внедрению на п/п высокопроизводительной техники, поточных методов, позволяет автоматизировать и мезан-ть труд, более рационально орг-ть пр-во, следовательно повышать эффективность производства.

3. Кооперирование  – форма произ-ых связей п/п специализированного производства, которая совместно участвует в изготовлении отдельного продукта, сохраняя свою хоз. самостоятельность.

Направления:

- установление  связей между п/п, которые по  характеру своей специализации находятся в прямой произ-технической зависимости;

-установление  связей с п/п которые не  находятся в какой-либо прямой зависимости, но оказывают влияние на деятельность предприятия.

Кооперирование бывает предметное, подетальное, технологическое, смешанное.

По территориальному признаку: региональное, межрегиональное.(внутрирайонное и межрайонное)

По отраслевой принадлежности: отраслевое, межотраслевое.

Критерии выбора вида кооперирования:

- качество продукции; цена; имидж поставщика; надежность  поставщика; качество сервиса; затраты  на эксплуатацию.

 

4. Комбинирование  – сосредоточение на одном п/п взаимосвязанных разноотраслевых произ-в, с целью упрощения межпроизводственных связей по технологической цепочке.

Осн. признаки комбинирования: техн. возможность объединения разнородных производств вединую технологическую цепочку; пропорциональность производства по производительности; территориальное единство; орган.-технолог. целесообразность объединения; наличие качественных коммуникаций между разными производствами.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

73.Предпринимательство  и его основные формы

Предпринимательство- инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность Предприниматель- лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Роль предпринимательства: Предприниматели составляют часть бизнес-слоя Росси, который необходим для ее нормального функционирования. Предпринимательство является источником дохода «среднего класса», который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. Получение прибыли- главная цель предпринимательства. Предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность.

По своему назначению предпринимательство делится на три вида:

1.производственное- если сам предприниматель непосредственным образом используя орудия труда, рабочую силу, производит товары, услуги, для последующей продажи потреОителям. 2.Коммерческие- предприниматель выступаете роли коммерсанта, продавая готовые товары потребителю, приобретенные им у других лиц.

3.производственные  кооперативы;

4 государственные  и муниципальные предприятия: унитарные предприятия на праве хоз-ного

 ведения: унитарные.

 

74.Культура предпринимательской деятельности

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура предпринимательства -это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом. Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях, Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях. Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

 

ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

 

76 Виды транспорта  и их характеристика.

Железнодорожный транспорт. Сфера применения: массовые перевозки грузов межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях, преобладают грузовые перевозки (80%)

Особенности:                                             

1.возможность сооружения  на любой сухопутной территории

2. массовость перевозок  и высокая  провозная способность железных дорог

3. универсальность  использования

4.  регулярность  перевозок

5.  возможность  создания прямой связи между  крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок

6.  более короткий  путь перевозок по сравнению с водным транспортом

7.  сравнительно  невысокая себестоимость

 Автомобильный транспорт Наиболее эффектная сфера применения короткобежные перевозки. Особенности:

1.  высокая маневренность и подвижность

2. доставка «от  двери до двери» без дополнительных  перевалок и пересадок в пути следования

3.  высокая скорость  доставки и обеспечение сохранности грузов

4.  широкая степень  применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозок

5. необходимость  меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров

Недостатки:

1 . высокая стоимость  перевозок

2.  высокий уровень  загрязнения окружающей среды

3.  большая трудоемкость

4.  низкий уровень  производительности труд.

5. большие металлоемкость  и энергоемкость.

Морской транспорт.

Выполняет три функции:

1. обеспечивает  морские международные связи страны

2.  удовлетворяет  потребности в перевозках внутри  страны

3.  выполняет  перевозки грузов иностранных  фрахтователей, включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки между иностранными портами.

Недостатки:

зависимость от географических особенностей и метеоусловий значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот.

Воздушный транспорт. Особенности: высокая скорость доставки пассажиров маневренность в организации перевозок большая беспосадочная дальность

Трубопроводный транспорт Обычно относятся газопроводы и нефтепроводы.

Особенности и преимущества:

*возможность повсеместной  прокладки,

*массовость размеров  перекачки

*самая низкая  себестоимость транспортировки

*полная герметизация

*абсолютная сохранность  качества и количества грузов

*полная автоматизация  операций

*меньшие первоначальные  капиталовложения

*независимость  от климатических условий

*отсутствие отрицательного  воздействия на окруж среду

*малочисленность обслуживающего персонала

Недостаток: узкая специализация по видам грузов.

 

77.Выбор экономически  целесообразного вида транспорта.

 

Развитие межвидовой конкуренции как правило, усиливает позиции одних видов транспорта и значительно ослабляет позиции других.

При сильной межвидовой конкуренции клиент свободен выбирать наиболее ответственного, надежного и в то же время недорогого перевозчика, те выбирать способ доставки грузов или пассажиров при этом немаловажны условия доставки — немедленно или с доставкой в течении какого-либо периода. В первом случае  учитывают особенности настоящего положения транспортной системы путей и видов транспорта, во втором — возможности и перспективы развития мощностей и технологий доставки И в том и в другом случае для клиента определяющий фактор — цена транспортных услуг, которая назначается перевозчиком исходя из двух основных оценок —уровня планируемых затрат на транспортную работу и среднеотраслевого уровня цен на. Кроме того потребитель определяет круг важных свойств предлагаемой на рынке транспортной услуги — дальность перевозки сроки и скорость доставки, надежность доставки сохранность грузов и безопасность перевозки пассажиров, гарантии перевозчика или экспедитора комплексность обслуживания и другие свойства, перечень которых зависит от вида груза и его специфики.

Региональные транспортные системы в своем составе имеют ограниченные природными возможностями комплексы видов транспорта. Например завоз грузов в труднодоступные и осваиваемые районы  осуществляют  в основном- «сезонными» видами транспорта: речным морским (если это невозможно, то воздушным) Массовые навалочные грузы (уголь руду) перевозят в основном по железным  дорогам и подъездным путям, специально проложенным получателями и отправителями таких грузов Во многих районах сохраняется естественно-монопольное сообщение одним видом массового транспорта при ограниченных возможностях выбора других.

Развивающаяся конкуренция существенно влияет и на выбор клиентами вида транспорта при пассажирских перевозках: в дальнем следовании железнодорожный «перетянул» на себя объемы пассажироперевозок воздушного и внутреннего водного транспорта; в пригородном и местном сообщении конкуренция ослабляет позиции железнодорожного транспорта в пользу автомобильного.

При выборе вида транспорта для клиента - производителя товара главная задача - многофакторньй учет всех обстоятельств доставки товара с наименьшими затратами времени, денег и других видов ресурсов. Следовательно, главный результат - экономическая эффективность доставки (снижение транспортной составляюще (транспортных затрат) в цене товара, готовой продукции.

Основные критерии выбора вида транспорта для перевозок грузов (товара):

1.Минимальная цена  транспортной услуги или комплексного транспортного обслуживания (транспортных затрат) для клиента. При этом основные требования к перевозке—согласование маршрута, количества перевалок, количество участников транспортного обслуживания, риски клиента и условия их предотвращения, гарантии и другие показатели — определяют уровень цены.

2.Условия сохранности  груза и надежности доставки. Современные технологии доставки (контейнеризация и пакетирование) позволяют клиенту существенно экономить на таре, упаковке, маркировке и других подобных затратах, обеспечивая высокое качество, сохранность и надежность доставки.

3.Комплексность  обслуживания. Заказ доставки у нескольких участников на разных видах транспорта по сложному маршруту обычно для клиента дороже, чем комплексное обслуживание у одного экспедитора, координирующего и сопровождающего всю доставку и выполнение операций каждым ее участником. В этом случае эффективного снижения цены транспортной услуги (транспортных затрат) достигают за счет согласования действии участников и экономии на повторяющихся или дублирующихся операциях, а также за счет ее более точного планирования.

4.Сопостовимость  стоимостных и натуральных показателей для видов транспорта. Как правило доставку планируют в нескольких возможных вариантах, из которых клиент выбирает наиболее приемлемый. При этом важно показать клиенту сопоставимость выполненных оценок источники возникновения экономии.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"