Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями..docx

— 131.67 Кб (Скачать файл)

Важно способствовать тому, чтобы клиенты помогали себе, чтобы  инвалид имел возможность рассмотреть  свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, научиться  самоконтролю и позитивной самооценке, управлять собой и своими общественными  ролями. Для этого специалистам реабилитационных учреждений следует уделять внимание общению с клиентами реабилитационных учреждений, работать над повышением их мотивации к участию в реабилитационном процессе, применять индивидуальный подход в подборе способов выполнения мероприятий, внесенных в индивидуальную программу реабилитации инвалида. Необходимо проведение квалифицированной психологической коррекции жизненных установок инвалидов — выработка активной жизненной позиции, стремления к реабилитации и трудоустройству. Формирование активной жизненной позиции у клиента во многом определяет успешность реабилитационного процесса, конечной целью которого является способность человека вести полноценную, успешную жизнедеятельность в условиях сложившейся конкретной жизненной ситуации[8, с. 23].

 

 

1.2 Нормативно-правовое  регулирование социальной защиты  лиц с ограниченными возможностями  в Российской Федерации

 

 

Согласно статье 7 Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека».

Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого  для страны уровня жизни, корректировку  резких различий в доходах и потреблении  населения, предоставление населению  социальных услуг и гарантий.

Целью социальной политики является последовательное повышение  уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение  всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика оказывает влияние  на положение социальных групп, в  частности инвалидов в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения  социальных благ и объем предоставляемых  социальных гарантий[8, с. 43].

В России государственная социальная политика в отношении инвалидов  имеет многолетнюю историю. Безусловный  приоритет в социальной политике к 1960-м годам приобрела «военная»  инвалидность, а к середине 1970-х  годов сложилась единая система  социальной политики в отношении  инвалидов, которая оставалась практически  неизменной до недавнего времени. В  силу государственных и ведомственных  практик социальной поддержки сложилась  сложная разветвленная система  распределения благ между инвалидами. Кроме того, послевоенная государственная  политика, направленная на централизацию  помощи инвалидам, сформировала в конечном итоге устойчивый стереотип «общества  без инвалидов» с его психологическим  барьером между людьми с инвалидностью  и другими людьми. Была создана  сеть специализированных интернатов, учебных заведений, производств для инвалидов.

До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный  характер, когда меры этой политики сводились к предоставлению универсальных  денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще  не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского  общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.

В основе современной социальной политики в отношении инвалидов лежат  следующие принципы:

  • государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;
  • государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;
  • общество стремиться сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда);
  • государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает человек (в сельской или городской местности, столице или провинции);

при реализации политики в  отношении инвалидов должны учитываться  особенности лица или групп лиц, имеющих ту или иную группу инвалидности: все инвалиды в силу специфики  своего заболевания находятся в  разных стартовых условиях, и для  обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий[12, с. 165].

В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов осуществляется в рамках международного, федерального и регионального законодательства.

К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся прав человека в целом (в том числе и инвалидов), относятся Всеобщая декларация прав человека, Декларация социального прогресса  и развития и Европейская социальная хартия.

Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются  свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет  право на жизнь без всяких условий  и ограничений», «каждый имеет  право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности» [11, с. 87].

.

Декларация социального прогресса  и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.

Европейская социальная хартия содержит положения о праве каждого  человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь  на всех людей, эти права относятся  в равной мере и к инвалидам.

К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся непосредственно  прав инвалидов относиться Конвенция  о правах инвалидов, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г. Официально Конвенция вступила в силу 3 мая 2008г.

Конвенции по правам инвалидов  предусматривает создание полноценной  безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Данное обстоятельство накладывает на Россию весьма серьезные обязательства. Россия как ответственный член международного сообщества обязана принимать все возможные меры для ее исполнения[9, с. 37].

В рамках реализации международной  Конвенции в декабре 2008 года Дмитрием Медведевым был создан Совет по делам  инвалидов, основными задачами которого являются: изучение состояния и перспектив развития государственной социальной политики защиты инвалидов; разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов; разъяснение общественности социально-экономической значимости интеграции инвалидов в общество[84, с. 94].

Права инвалидов являются объектом пристального внимания многих международных  организаций: ООН, МОТ (Международная  организация труда), ЮНЕСКО (Организация  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др. Основное направление, которое прослеживается в их деятельности, - это переход  от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.

Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны  в трех Федеральных законах:

  • 122-ФЗ от 2 августа «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  • 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу в связи с  принятием федеральных законов  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.[9, с. 174].

В  законодательство Российской Федерации  о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие  положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо четко  различать понятия «социальное  обслуживание» и «социальная  защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются  инвалидам на дому или в учреждениях  социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов - система гарантированных  государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки  инвалидов.

Так же Постановлением  Правительства  РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке  и условиях признания лица инвалидом» утверждены новые правила признания  лица инвалидом. При этом утратило силу Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года 965 «О порядке признания  граждан инвалидами». Если в соответствии с данным постановлением признание  лица инвалидом осуществлялось учреждением  государственной службы медико-социальной экспертизы, то в соответствии с постановлением 95 от 20 февраля 2006 года признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а так же бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Изменения так же произошли по порядку переосвидетельствования инвалидов. Так, в соответствии с постановлением 965 от 13 августа 1996 года (п. 29) предусматривалось, что без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет. В постановлении 95 от 20 февраля 2006 года аналогичный пункт отсутствует, т.е. инвалиды-мужчины старше 60 лет и инвалиды-женщины старше 55 лет переосвидетельствование должны проходить в соответствии с общими требованиями. Очевидно, что данное изменение в законодательстве в определенной степени ухудшает положение инвалидов[13, с. 174].

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам). Он устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

Социальные услуги инвалидам (в  том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

    • соблюдения прав гражданина и человека;
    • ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и  инвалидов.[14, с. 184].

Социальные услуги предоставляют  гражданам пожилого возраста и инвалидам  по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым  органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с  перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов  осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального  обслуживания, профилированных в  соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).

Полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в  полустационарных учреждениях (или  отделениях учреждений), которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам  в течение определенного времени  суток[15, с. 176].

Предоставление социальных услуг  на дому является одной из основных форм социального обслуживания и  направлено на максимально возможное  продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде для поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Информация о работе Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями