Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей с ограниченными физическими возможностями, проводимой муниципальными органами власти в условиях Вилючинского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3
1 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….…….7
1.1 Социальная защита лиц с ограниченными возможностями………………7
1.2Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации……………….….10
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» ВИЛЮЧИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА…………………..…………………………………...20
2.1 Опыт деятельности Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа по работе с детьми-инвалидами………………………………………………….…20
2.2 Оценка обеспечения социальных прав детей инвалидов на базе Муниципального учреждения «Комплексный центр Социального обслуживания населения» Вилючинского городского округа……………...30
2.3 Основные направления совершенствования законодательных гарантий обеспечения социальных прав детей-инвалидов………………….………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..…………………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями..docx

— 131.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основным направлением социальной защиты и реабилитации людей  с ограниченными возможностями  становится не выявление и коррекция  дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также  максимальный учет потребностей инвалидов  в принятии всех решений в жизни  общества.

Особое внимание необходимо уделять защите прав детей с ограниченными  возможностями на образование. Для  реализации их права на получение  среднего профессионального и высшего  профессионального образования  следует обеспечивать возможности  для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих  особенностям физического развития и состоянию здоровья таких выпускников.

Целесообразно сделать следующие  выводы. Специфика детей-инвалидов как социальной группы заключается в том, что ограниченные возможности таких детей обуславливают комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка, так и для его семьи. Умственные нарушения здоровья, ограничения способности адекватно себя вести, уродующие нарушения и ограничения возможностей самообслуживания детей и подростков зачастую приводят к низкому уровню благосостояния и жилищно-бытовой неустроенности малодетности и нестабильности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, к прогрессивному росту количества социальных сирот. Основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество. Законодательство в сфере социальной защиты населения области направлено на обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства, а также отдельных категорий граждан, и определяет отношения, связанные с предоставлением им мер социальной защиты. Выполнение законодательства Камчатского края в сфере социальной защиты населения является обязанностью и основным смыслом деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В практике своей работы специалисты Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа часто сталкиваются с проблемами детей – инвалидов и членов их семей в сфере реализации своих прав. Решить многие проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, помогает юрист Центра, который проводит консультирование по социально-правовым вопросам, а также содействует в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат, организует защиту прав детей-инвалидов в административном порядке. Анализ результатов оценки обеспечения социальных прав детей - инвалидов, проведенного в форме фокусированного интервью социальных работников в Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа по работе с детьми инвалидами в 2011 г., позволил сделать вывод, что уровень обеспечения социальных прав детей-инвалидов в России крайне недостаточен: по мнению респондентов, наиболее часто в России нарушаются такие права детей-инвалидов как право на безбарьерную среду, право на обеспечение техническими средствами реабилитации, право на образование. Сотрудники Центра также указывают на отсутствие системного механизма обеспечения прав детей-инвалидов. Основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества. Особое внимание необходимо уделять защите прав детей с ограниченными возможностями на образование.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие законодательства и государственной политики в  области защиты прав инвалидов, существует на международном, федеральном и  региональном уровне. В последние  два десятилетия, созданы предпосылки  для коренного переосмысления традиционных подходов к решению проблем инвалидов. Идеология инвалидности как объекта  медицинского лечения, благотворительности  и патерналистской социальной политики, оформившаяся в первой половине XX века, постепенно уступает место социальной модели инвалидности, сформированной в соответствии с международными принципами защиты прав человека.

Международные стандарты  в области социальной защиты людей  с ограниченными возможностями  представляют собой важный опорный  пункт для формирования системы  обеспечения прав инвалидов на национальном уровне. В свою очередь, национальное законодательство является важнейшим  фактором социального развития и  социальных преобразований.

Вопросы государственной  социальной политики в отношении  людей с инвалидностью в последние  годы становятся все более актуальными  для Российской Федерации. Именно сейчас, в связи с подписанием Россией  Конвенции ООН о правах инвалидов, происходит становление нового стратегического пути социального развития России.

Дети с ограниченными  возможностями выделены в особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному  статусу, занимающую значительное место  в социально-демографической структуре  общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные  права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности  реализации этих прав у детей-инвалидов  различны и зависят от социального  статуса родителей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями  являются барьеры в осуществлении  прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские  услуги, платное образование, неприспособленность  архитектурно-строительной среды к  особым нуждам детей-инвалидов в  зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному  принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

В выпускной квалификационной работе было изучено обеспечение  социальных прав детей-инвалидов на базе

Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа функционирует Отделение реабилитации, предназначенное для подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями к самостоятельной и полноценной жизни в семье и обществе. В отделении созданы комфортабельные условия для того, чтобы вернуть ребенку активность, веру в себя и желание бороться с заболеванием. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.

Деятельность отделения  направлена на:

- выявление потребностей  детей с ограниченными возможностями  здоровья и их семей в различных  видах и формах социальной  помощи;

- оказание социально-медицинской,  социально-педагогической, социально-психологической,  социально-бытовой, социально-правовой  помощи детям с ограниченными  возможностями и членам их  семей;

- создание среды вокруг  детей и с участием детей,  раскрывающей возможности для  вывода детей из состояния  изоляции, организацию досуга, творчества  в соответствии с возрастом  и состоянием здоровья;

- реализацию мероприятий  индивидуальных программ реабилитации;

- обучение навыкам самообслуживания, самоконтроля, общения;

- социализацию несовершеннолетних  с ограниченными возможностями  здоровья;

- работа с родителями  в целях реализации преемственности  реабилитационных мероприятий и  адаптации несовершеннолетних в  семье.

В работе определен основной круг проблем и наиболее кризисные  сферы, относящиеся к обеспечению  социальной защиты этой группы населения. К числу этих проблем отнесены: во-первых, организация социальной защиты в рамках неполной адаптации детей с ограниченными возможностями для жизни в обществе, низкий уровень их социальной реабилитации; во-вторых, разноуровневость и несогласованность требований к оценке деятельности в отношении детей-инвалидов государственных и муниципальных органов, отсутствие системных по своему смыслу специальных государственных стандартов; в-третьих, низкая адресность социальной защиты и слабый учет эволюционного характера детской инвалидности по мере взросления и общественной реабилитации; в-четвертых, значительная бессистемность социальной защиты детей-инвалидов как с точки зрения применяемых методов и услуг (материальные, медико-социальные, образовательные, развлекательно-досуговые, профессиональные и психо-социальные), так и в смысле взаимосвязи государственных, муниципальных и общественных образований, с позиции создания соответствующего информационного и социально-психологического климата в обществе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конвенция о правах инвалидов (Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
  2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.
  3. Российская Федерация. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)(ред. От 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  4. Российская Федерация. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563 (ред. от 24.07.2009).
  5. Российская Федерация. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) (ред. От 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
  6. Российская Федерация. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. От 24.07.2009) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (принят ГД ФС РФ 26.04.1995) // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
  7. Российская Федерация. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. От 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4872.
  8. Российская Федерация. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. От 27.12.2009) "Об образовании" (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010) // Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150.
  9. Российская Федерация. Распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 N 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 11.08.2008, N 32, ст. 3785.
  10. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, N 4, ст. 453.
  11. Российская Федерация. Постановления (1993). О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы»: [Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 832 в ред. от 24.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006 - № 2. - ст. 199.
  12. Российская Федерация. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. От 27.12.2009) // Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1318
  13. Российская Федерация. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами // Вестник образования", N 18, 2008.
  14. Аверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения: учебное пособие /А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2009. - 116 с.
  15. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации. [Текст] / Т.П. Аргунова // Наука и образование. – Якутск, 2009. – № 1. – С. 109 – 115.
  16. Базарон, А.П. Роль комплексного подхода в медико-социальной реабилитации детей-инвалидов [Текст] / А.П. Базарон, Ю.Ю. Шурыгина // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. - 2006. - Вып. 6. - С. 110-111.
  17. Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, С.В. Бойцова. - М.: Дашков и К, 2009. - 364 с.
  18. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие. / К.В. Беззубик. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 168 с.
  19. Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
  20. Егупова, М.А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья/ М.А. Егупова // Право и образование. – 2010. - № 2. – С. 34-40.
  21. Калимуллина, Э.Р. Проблемы правового обеспечения социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями/ Э.Р. Калимуллина // Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие. Материалы всероссийской конференции. – Уфа, 2007. - С.68 -72.
  22. Калимуллина, Э.Р. Современное состояние и пути совершенствования системы социальной защиты молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями/ Э.Р. Калимуллина // Вестник БашГУ. - 2007. - № 2. - С. 93-95.
  23. Кичерова, М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М.Н. Кичерова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2007. - № 5 (55). - С.132-142.
  24. Кокорина, Т.Е. Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции/ Т. Е. Кокорина, Н. Н. Сергиенко, Л. В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика : науч.-метод. журн. - 2010. - № 1(37). - C.42-60.
  25. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие для вузов / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.: Акад. Проект, Культура. - 2009. - 187 с.
  26. Кулагина, Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами/ Е.В. Кулагина // Социологические исследования. - 2004. - № 6. - С. 85-88.
  27. Луценко, Е.Л. История и современность социальной работы с инвалидами/ Е.Л. Луценко // Материалы научно-практической конференции «Человек, общество и культура: проблемы исторического развития». – Комсомольск–на-Амуре, 2005. – С.45-47.
  28. Макарова, Т.А. Проблема социализации инвалидов в современных условиях/ Т.А. Макарова // Образование как многоаспектное педагогическое явление. Межвузовский сборник научных трудов/Под ред. Т.В. Кирилловой. – Чебоксары: АПСН, 2005. – С. 53-56.
  29. Марютин, М.Н. Психологические методы в социальной реабилитации детей с ДЦП /М.Н. Марютин// «Социология медицины – реформе здравоохранения». Волгоград, Изд-во ВолГМУ, 2007 – С. 39-42.
  30. Меринова, В.Н. Медико-социальная реабилитация инвалидов / В.Н. Меринова // Вестник ИрГТУ - 2006. - Вып. 10. - С. 61-69.
  31. Нестерова, Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студентов среднего профессионального образования / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
  32. Павленок, П.Д. Введение в специальность. Социальная работа: учебное пособие / П.Д. Павленок, Е.В. Куканова, А.Б. Шаповалов. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 128 с.
  33. Палехова, П.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / П.В. Палехова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 128 с.
  34. Перепелкина, Н.Ю. Детская инвалидность как показатель общественного здоровья: учебное пособие / Н.Ю. Перепелкина, О.Г. Павловская, Т.В. Николаева, Е.Ф. Судоргина. - Оренбург, 2006. – 84 с.
  35. Ткаченко, В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие /В.С. Ткаченко. - М.: Дашков и К, 2009. - 384 с.
  36. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
  37. Украинец, П.П. Социальная работа: Теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова. - 2-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2007. - 288 с.
  38. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов. - 2-е изд. - М.: Акад. Проект, Трикста, 2009. - 428 с.
  39. Шинкарева, Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование: Автореф. дисс. … канд. юр. наук. / Е.Ю. Шинкарева - М., 2007. – 134 с.
  40. Щемелева, В.И. Качество жизни и ограничения жизнедеятельности у детей/ В.И. Щемелева // Медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. - 2009. - № 1. - С. 12-14.
  41. Ярская, В. Инклюзия – новый код социального равенства/ В.Ярская // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. - Саратов, 2008. – С. 55-58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

СХЕМА

интервью с сотрудниками Муниципального учреждения «Центр Социального обслуживания населения» Знаменского городского округа

 

1. Как бы Вы оценили  уровень обеспечения социальных  прав детей-инвалидов в России?

Достаточный

Недостаточный

2. По вашему мнению, какие  права детей-инвалидов наиболее  часто нарушаются?

Право на образование

Право на безбарьерную среду

Право на обеспечение техническими средствами реабилитации

Право на социо-культурную реабилитацию

Право на медицинскую помощь

Право на льготы

Право на проживание в семье

Другие

3. Соблюдается ли принцип  доступности образования для  детей с ограниченными возможностями  в г. Знаменске?

Да

Нет

4. Какие проблемы, связанные  с обеспечением среды жизнедеятельности  для детей-инвалидов, Вы можете  указать?

5. Как вы оцениваете  уровень обеспеченности детей-инвалидов  техническими средствами реабилитации?

Достаточный

Недостаточный

6. Как вы оцениваете уровень социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Знаменске?

Достаточный

Недостаточный

7. Соблюдаются ли права  детей-инвалидов на медицинскую  помощь?

Да

Нет

8. На какие льготы имеют  право дети-инвалиды?

9. Можете ли Вы указать  примеры нарушения права детей-инвалидов  жить и воспитываться в семье?

10. Как изменилась жизнь  детей-инвалидов после вступления  в силу закона о монетизации  льгот?

Улучшилась

Ухудшилась

Никак не изменилась

11. Как вы оцениваете  уровень информированности родителей  о правах ребенка-инвалида?

Достаточный

Недостаточный

12. Как вы оцениваете  уровень правовой защищенности  детей-инвалидов?

Достаточный

Недостаточный

13. Какие направления совершенствования  законодательства в области реабилитации  и социальной защиты детей-инвалидов  Вы можете предложить?

Информация о работе Деятельности органов местного самоуправления по реализации прав детей с ограниченными возможностями