Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

В период осуществления режима чрезвычайного положения в Республике Казахстан интересы высшей ценности государства – человека, его жизнь, права и свободы – должны оставаться под пристальным вниманием правоохранительных органов страны. В ходе устранения условий введения чрезвычайного положения человеку может быть причинен различный вред. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Казахстана органы местного самоуправления отвечают за вред, причиненный их органами и должностными лицами в судебном порядке. Определение о вреде дано у Г.А. Жайлина. Под вредом понимается нарушение или умаление какого-либо имущественного или нематериального блага (права). Вред может выражаться и в отрицательном воздействии на иные имущественные и личные неимущественные блага и права [54,с.12].

Привлекаются к ответственности и за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны. При этом вред (имущественный и (или) неимущественный, причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или не имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме [55].

Вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным и не имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме (ст.917). Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы (ст. 919). Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожавшей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не может быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред (ст. 920). Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, дополнительного ареста, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, незаконного помещения в психиатрические или другие лечебные учреждения, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленном законными актами (ст. 923).

Моральный вред - это нарушение, ущемление или лишение личных неимущественных благ и прав физических и юридических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения. Моральный вред возмещается причиненным при наличии вины причинителя. Моральный вред возмещается независимо от вины причинителя, в случаях, если:

- вред причинен жизни и здоровью  гражданина источником повышенной  опасности;

- вред причинен в результате  его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, дополнительного ареста или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, незаконного помещения в психиатрическое лечебное учреждение или другое лечебное учреждение;

- вред причинен распространением  сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст.951) [55].

Вместе с тем законодательство Казахстана устанавливает и административную ответственность за невыполнение предписаний, а также злостное неповиновение законному распоряжению или требованию, а равно оскорбление и совершение насильственных действий в отношении сотрудника органов прокуратуры, внутренних дел (полиции), национальной безопасности, службы охраны Президента Республики Казахстан, таможенного органа, пограничной службы, уполномоченного в области чрезвычайных ситуаций при исполнении ими служебных обязанностей [47].

При введении чрезвычайного положения на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им производства по делам об административных правонарушениях определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Как уже указывалось, учреждение чрезвычайных или специальных судов под каким бы то ни было названием не допускается. Решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов, юридической силы не имеют и исполнению не подлежат. Присвоение властных полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом.

Казахстан имеет печальный опыт по событиям декабря 1986 года, когда для «усмирения» мирной демонстрации были задействованы отряды различных силовых структур. В Алма-Ату были введены вооруженные силы, задействованы бронетранспортеры с пулеметами. В составе военных были двести человек, проходящих военную службу, шестьсот сорок человек – из оперативного полка Алма-Атинского УВД, из полка ведомственной милиции – триста двадцать человек, из отдела районных внутренних дел города Алма-Аты – четыреста, от МВД Казахской ССР – триста, из Среднеазиатского военного округа – пятьсот, одна рота из Новосибирска – двести, одна военная бригада из Москвы под руководством первого зам. министра МВД СССР. Несмотря на отсутствие в то время в Казахстане нормативных актов по правовому регулированию порядка в чрезвычайных ситуациях, тогдашнее руководство Казахстана не выразило свое несогласие с применением вооруженных сил против мирной демонстрации казахской молодежи. Для усмирения молодых парней и девушек, собравшихся на мирную демонстрацию, из восьми районов Алма-Аты отправлялись сотни дружинников (в основном неказахской национальности), вооруженные в срочном порядке изготовленными арматурами и другими железными прутьями. Например, только из Ленинского района Алма-Аты были посланы две группы в количестве сто и пятьдесят человек, вооруженные металлическими дубинками.

Зам. министра здравоохранения Казахской ССР Я.А. Клебанов после декабрьских событий о полученных молодежью различных степеней поражений объявлял следующее: со рванными ранами – сто двадцать три человека, получившие повреждения грудной клетки - сто двадцать шесть, с переломами ребер – девятнадцать, с резанными ранениями - двадцать три, с переломами черепа и сотрясениями мозга – сто семьдесят шесть, с переломами челюсти – двадцать пять, с различными ушибами – восемьдесят восемь, раненные острием топора – четыре, с огнестрельными ранениями – два, с колотыми ранениями на теле – двадцать шесть, всего триста шестьдесят пять человек. Это только те, которые не смогли самостоятельно без посторонней помощи передвигаться и вынужденно попадали в руки милиции. Не подсчитаны те, которые со своими ранениями смогли избежать ареста и скрыться с места расправы.  За считанные дни были осуждены девяносто девять парней и девушек казахской национальности, обвиненные в «национализме». Один студент Архитектурно-строительного института К. Рыскулбеков был приговорен к высшей мере наказания – смертной казни, Т. Ташенов и Ж. Тайжумаев – к пятнадцати годам лишения свободы, остальные – к различным срокам лишения свободы. Среди осужденных были двадцать три женщины и пять несовершеннолетних [56].

Однако по настоящее время юридическую ответственность из числа должностных лиц за эту жесточайшую расправу над человеческим достоинством, за растоптанные конституционные (даже по тем временам) права и свободы граждан Казахстана никто не понес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Институт чрезвычайного положения относится к пограничной области права, т.к. здесь задействованы нормы конституционного, административного, финансового и других отраслей права. Институт чрезвычайного положения отражает природу власти и социальную ориентацию политических режимов, необходимость социально-правовой защиты субъектов в их правовом пространстве.

Государство может чрезвычайное законодательство одинаково успешно применять как эффективное средство защиты свободы и безопасности граждан, так и превратить его в средство узурпации власти. Это будет зависеть от пришедших к власти социальных субъектов с соответствующими потребностями и интересами, от их политической воли.

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в процессе возникновения, прежде всего, так называемого социального конфликта, представляющих угрозу жизни нации и существованию самого государства, вызвало потребность в развитии института чрезвычайного положения. Социальное назначение института чрезвычайного положения для открытого демократического общества заключается в создании возможности преодолевать конфликтные ситуации в правовом русле.

Возникла необходимость гарантии, чтобы концентрация власти при чрезвычайном положении не использовалась в ущерб конституционному правопорядку и в целях устранения существующих демократических государственно-правовых институтов в стране. А для этой цели появилась необходимость учитывать в национальном законодательстве о чрезвычайном положении соответствующие международные принципы и стандарты.

Институт чрезвычайного положения представляет собой особый правовой режим деятельности государственных органов, т.е. рассматривается как специальный административно-правовой режим. Это понятие отражает государственно-управленческое правовое воздействие на общество страны, целью которого при введении чрезвычайного положения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики Казахстан.

Вместе с тем, чрезвычайное положение необходимо рассматривать не только как один из видов особого правового режима деятельности органов внутренних дел в исключительных для государства обстоятельствах, но и как определенный социальный институт, который имеет своей целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, интересов общества и государства,  восстановление законности и правопорядка, нормализации обстановки на соответствующей территории.

Органы внутренних дел занимают особое место в условиях формирования в Казахстане правового государства, являются неотъемлемым элементом правоохранительной системы, реализующим выполнение охранительной функции государства. Это самостоятельный специфичный государственный орган, обладающий специальной компетенцией и властными полномочиями, занимающие специфическое место в конституционном механизме защиты прав и свобод человека. Перед органами внутренних дел ставятся задачи, как обеспечения решения политико-государственных проблем (т.е. политические), так и решение социальных задач. При этом приоритетным задачами органов внутренних дел являются защита, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека. Однако правовое положение и уровень правового регулирования его функций задач требует дальнейшего совершенствования. То есть современные условия требуют комплексного подхода к вопросу защите прав и свобод личности органами внутренних дел.

Несмотря на постоянное пристальное внимание к данной проблеме со стороны руководящих лиц, к сожалению, и поныне многие сотрудники не всегда понимают смысл, содержание, ценность прав человека, игнорируют их как нечто декларативное и «для нас непригодное», уповая лишь на чисто силовые приемы, устрашение, большую жесткость принуждения как главные средства решения любых правоохранительных задач. Подчас проявляется элемент «одолжения» при выполнении своих обязанностей. Между тем практика ряда развитых правовых государств, с которой все активнее начинает знакомиться казахстанская полиция (и иные службы), показывает, что люди оказывают доверие полиции за то, что она изначально уважает права человека.               

Именно в целях формирования уважения к правам и свободам человека в деятельности органов внутренних дел система развития профессиональной чести слушателей, сотрудников органов внутренних дел должна включать в себя две основные сферы: профессиональную подготовку и нравственное правовое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция  Республики Казахстан.  - Алматы: Жетi  Жаргы,  2008. -  96 с.
  2. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. –170 с.
  3. Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» от 11 декабря 1988 г. - М.: Известия, 1990.  – 70 с.
  4. Акаев А.М. Конституционно-правовое регулирование института чрезвычайного положения в Республике Казахстан (вопросы теории и практики): Дис. …к.ю.н. – Алматы, 2008. – 133 с.
  5. Пчелинцев С.В. Правовое положение личности в период действия военного и чрезвычайного положения: теоретическое аспекты //Конституционное и  муниципальное  право. - 2004. - № 6. – С. 12-15.
  6. Котов А.К. Суверенный Казахстан: Гражданин, нация, народ (вопросы конституционного права). – Алматы: Жетi Жаргы, 1997. – 288 с.
  7. Гессен В.М. Исключительное положение. – СПб.: Юридический  книжный склад Право, 1908. - 240 с.
  8. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан. -Алматы: Жетi Жаргы, 2005. – 544 с.
  9. Григорьев В.Н. Правовой режим чрезвычайного положения //Правоведение. - 1991. - № 2. – С.87.
  10. Домрин А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах  //Международная жизнь. – 1993. - № 5-6. – С.155-156.
  11. Грязнов А.В. Концепция и конституционные  основы института чрезвычайного положения //Государство и право. - 1996. - № 6. – С.37.
  12. Закон Республики  Казахстан от 8 февраля 2003 г. «О чрезвычайном положении»  // ВП РК. - 2003. - №3. – Ст.18.
  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-изд. - М.: Азбуковник, 1999. – 944с.
  14. Пайпс Р. Россия при старом режиме – М., 1993. – 401 с.
  15. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.  –  652 с.
  16. Грязнов А.В. Совершенная концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения //Государство и право. - 1994. - №6. – С.34.
  17. Бартошек  М. Римское право (Понятия, термины, определения). - М., 1989.  – 285 с.
  18. Сарсембаев М.А. Международное право. -Алматы: Данекер, 2002. – 344 с.
  19. Полибин М.К. Полицейское право. – СПб.: Изд. юридического книжного магазина Н.К. Мартынова. - 1900. – С.63.
  20. Положение «О мерах к охранению Государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.  //Полное собрание Законов Российской империи. 3-е собрание. - Т.1. - 1885. - №350. – 846 с.
  21. Положение о чрезвычайных  мерах охраны революционного  порядка. Утверждено Постановлением ВЦИК и СТО СССР 3 апреля  1925г. //СЗ СССР. - 1925. - №25.  – Ст.167.
  22. Конституция СССР 1977 г. – М.: Известия, 1990. - 70 с.
  23. Закон СССР от 03.04.1990г. «О правовом режиме чрезвычайного положения» //Ведомости съезда народных депутатов и ВС СССР. – 1990. - №15. – Ст.250.
  24. Конституция  Республики Казахстан 1993 г.  //Советы Казахстана. - 1993. – 2 февраля.
  25. Закон Республики Казахстан от 15.10.1993г. «О правовом режиме чрезвычайного положения» // Ведомости ВС РК. -1993. - №17. - Ст.409.
  26. Закон Республики Казахстан от 05.07.1996г. «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» // ВП РК. - 1996. - №11-12. - Ст.263.
  27. Закон Республики Казахстан от 07.05.1997г. №100-1 «О гражданской обороне» //Казахстанская правда. – 1997. - 15 мая.
  28. Закон Республики Казахстан от 27.03.1997г. «Об аварийно-спасательных работах и статусе спасателей» //Сборник законов РК в области ЧС. - Алматы: Республиканские курсы ЧС, 2006. - С.48-67.
  29. Закон Республики Казахстан от 22.11.1996г. «О пожарной безопасности» //ВП РК. - 1996.-№18. - Ст.368.
  30. Зиманов С.З. Конституция и Парламент РК. - Алматы: Жетi Жаргы, 1996. - 352 с.
  31. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. – Алматы: Баспа, 2000. – 256 с.
  32. Закон Республики Казахстан от 21.12.1995г. № 2707 «Об органах внутренних дел РК» //ВП РК. - 1996. -№4. – Ст.217.
  33. Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е. Оперативный штаб как основной орган управления силами и средствами МВД СССР и других ведомств в особых условиях: Лекция. -М., 1989 г.
  34. Баишев Ж.Н. Конституционное право Республики Казахстан. - Алматы: Жетi Жаргы, 2001. - 392 с.
  35. Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса в условиях чрезвычайного положения //Правоведение. - 1991. - №5. – С.59.
  36. Малько А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина //Государство и право. - 1993. - №18. – С.98-99.
  37. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966г. //Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998.- 784 с.
  38. Конвенция о защите прав человека и основных свобод  (Европейская конвенция) от 4 ноября 1950 г. //Действующее международное право /Сост. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. В 2-х т. - Т.1. - М.: Международные отношения, 2002. – 768 с.
  39. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. //Международные акты о правах человека. Сборник документов. –М: НОРМА-ИНФРА-М,1998. – C.10.
  40. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2002. - 432 с.
  41. Указ Президента Республики Казахстан «О комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан» №1042 от 19.03.2003 г. //Официальная газета. - 2003. - 29 марта.
  42. Указ Президента Республики Казахстан от 19.09.2002г. «Положение об уполномоченном по правам человека» //САПП РК. - 2002. -№30. – Ст. 328.
  43. Указ Президента Республики Казахстан «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» №947 от 19.09.2002 г. //САПП РК. - 2002. - №30. - Ст.445.
  44. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // Казахстанская правда. – 27 августа 2009 г. – С. 1-3.
  45. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г., №2709 «О прокуратуре» //ВП РК. - 1995. - №24. - Ст.156.
  46. Закон Республики Казахстан от 25.12.2005 г. «О судебной системе и статусе судей» //ВП РК. - 2000. -№23. -Ст. 410.
  47. Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. – Алматы: Данекер, 2008.- 741 с.
  48. Новиков А.И. Теория доказательств в уголовном процессе: от прошлого к современности. – Алматы: Данекер, 2002. – 270 с.
  49. Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан (социальные и духовные основы). – Караганда, 1998. - 128 с.
  50. Салимбаева Ж.Ч. Конституционно-правовая ответственность: Автореф. … канд. юрид. наук: 12.00.02. – Алматы, 1997. – 21 с.
  51. Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебное преступление. – Алматы: Жетi Жаргы, 1997. – 304 с.
  52. Уголовный кодекс Республики Казахстан. – Алматы: Юрист, 2009. - 152 с.
  53. Кудайбергенов М.Б. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. - Алматы: Данекер, 1999. – 320 с.
  54. Жайлин Г.А. Гражданско-правовая ответственность за вред. Автореф. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – Алматы, 1999. – С. 12, 13.
  55. Гражданский Кодекс РК (общая часть). – Алматы: LEM, 2003. -154 с.
  56. Садықұлы М. Желтоқсанның жыры қашан бітеді? //Азат. - 2004. - 15 декабря.

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения