Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа
Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4
1
правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан
1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37
3
гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения
3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2
Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61
Меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны противоречить международным договорам в области прав человека, участником которых является Республика Казахстан. В ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Это положение не может служить основанием для какого-либо отступления от ст.6 (право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, никто не может быть произвольно лишен жизни), ст.7 (никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию), ст.8 (никто не должен содержаться в рабстве), ст.11 (никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какие-либо договорные обязательства), ст.15 (никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действующему в момент его совершения по внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением), ст.16 (каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности), ст.18 (каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии…) [37, с.57].
В правовом демократическом государстве для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц, как при нормальных, так и при чрезвычайных условиях деятельности государственных органов власти должны быть публично определены политические, организационные, процессуальные и юридические гарантии их обеспечения.
Политические гарантии сводятся к политической стабильности общества, к политической воле власть имущих укреплять законность, к развитию и функционированию демократии. Здесь под законностью понимается принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом. Это метод осуществления государственной власти [40, с.115].
Под организационными гарантиями имеются в виду организационные формы, различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбы с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда можно будет отнести надзор и контроль за состоянием законности. Система надзора и контроля включает: контроль высших органов государственной власти; контроль высших органов управления; конституционный контроль; судебный контроль; прокурорский надзор и др.
Государственным гарантом прав и свобод человека и гражданина прежде всего является Президент Республики Казахстан. Созданная при Президенте РК Комиссия по правам человека занимается обеспечением реализации полномочий Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, содействует уважению прав и свобод человека в Казахстане, совершенствованию законодательства в области прав человека. Комиссия по правам человека должна выступать с соответствующими рекомендациями и докладами по этим вопросам и, как независимый эксперт, должна изучать реальные ситуации правоприменительной практики в этой области. Согласно Положению о Комиссии по правам человека:
- Комиссия является консультативно-совещательным органом, содействующим реализации Главой государства его конституционных полномочий как гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в соответствии с Конституцией РК;
- рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствующему государственному органу, в компетенцию которого входит решение вопроса [41].
Утверждение института Омбудсмена в Казахстане посредством учреждения должности Уполномоченного по правам человека и утверждения «Положения об Уполномоченном по правам человека» существенно дополняет имеющиеся контрольные органы в деле защиты законности и правопорядка [42]. По Положению Уполномоченный по правам человека осуществляет наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделяется в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Однако Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения Президента РК, Парламента РК и его депутатов, Правительства РК, Конституционного Совета, Генерального прокурора, ЦИК, судов республики. По результатам проверки обращений Уполномоченный вправе направлять должностному лицу, действиями (бездействием) которого нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав [43].
Указом Президента РК от 24 августа 2009 года была утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года». В ней отмечается, что «в процессе совершенствования законодательства и ходе правоприменительной деятельности необходимо неуклонно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня. Нужны системные меры, обеспечивающие как режим законности в стране и стабильность правовой системы, так и поступательное развитие национального права в рамках действующей Конституции. Комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу в контексте общей стратегии развития государства, в том числе по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства» [44, с. 2].
После Президента РК важной гарантией конституционной законности, на наш взгляд, будет Парламент РК, как высший представительный государственный орган власти от народа, который должен быть уполномочен правом влияния на вопросы введения и продлевания чрезвычайного положения, на изменение перечня чрезвычайных мер и отмены чрезвычайного положения по истечении срока, на который оно было объявлено Президентом.
Прокуратура РК осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав (п.1 ст.7). Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства [45].
Значимость процессуальных гарантий определяется тем, что в жизни формально закрепленные в нормативных правовых актах права и свободы граждан могут осуществляться, лишь имея процессуальные формы их реализации. Процессуальная регламентация важна для организационно-процедурной формы реализации конституционных прав и свобод граждан. Гарантии, предусмотренные в действующем законодательстве, с одной стороны, стимулируют активные действия граждан по осуществлению ими своих прав и возложенных на них обязанностей, а с другой – устанавливают санкции за невыполнение, либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. К гарантии конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения относится право на судебное обжалование при том, что при чрезвычайном положении не отменяется степень демократичности судебного разбирательства, основанного на принципах независимости суда, гласности, состязательности и т.п.
В Казахстане по Конституции все равны перед судом и законом. Согласно ст. 78 Конституции суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет эти права и свободы, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. В гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти («административный ресурс»), и это обеспечивается правосудием, в исключительных случаях - Конституционным Советом. Для обеспечения процессуальных гарантий Конституция РК установила, что учреждение специальных и чрезвычайных судов, под каким-либо названием, не допускается. Закон РК «О судебной системе и статусе судей» конкретизировал данное положение Конституции, указав, что не разрешается организация чрезвычайных судов под любым предлогом [46]. Это же положение Конституции получило свое расширенное содержание в Кодексе об административных правонарушениях, которое гласит: «Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им производства по делу об административных правонарушениях определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов под каким то ни было названием не допускается. Решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат [47].
Санкции и порядок их применения должны быть дифференцированы в ситуациях массовых беспорядков и стихийного бедствия. Только законно полученные доказательства являются следствием достижения истины по каждому делу. Из этого следует, что глубокое усвоение правовой регламентации и сущности доказательства, знание законных способов их получения и практики использования в судопроизводстве необходимо каждому, кто намерен служить в правоохранительной системе страны [48,с.3].
В законодательстве Казахстана о чрезвычайном положении важная роль отводится и нормам, содержащимся в нормативных правовых актах, таких как Законы РК (с изменениями и дополнениями) «Об органах внутренних дел РК от 21 декабря 1995 года, «Об органах национальной безопасности» от 21 декабря 1995 года и иных законодательных актах. К гарантиям прав и свобод можно будет отнести такие правовые акты, которые препятствуют совершению субъектами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, действий, нарушающих и неправомерно ограничивающих права и свободы граждан. Так, например, органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своей компетенции обязаны, прежде всего, «защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств» и далее участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении режима чрезвычайного положения. Закон РК «Об органах внутренних дел» достаточно детально регламентирует условия, порядок и пределы применения физической силы и специальных средств оружия и боевой техники. При этом запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения, либо оказания вооруженного сопротивления [32].
Дополнительной гарантией в этом отношении служит ст.19 Закона РК «О чрезвычайном положении», констатирующая, что «условия и пределы применения физической силы, специальных средств, служебных собак, использования боевой техники сотрудниками и военнослужащими органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, установленные законодательством Республики Казахстан, изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат» [12].
Гарантиями охраны конституционных прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения являются также меры юридической ответственности, к которым привлекаются субъекты при невыполнении ими возложенных на них обязанностей по отношению к гражданам. Гарантии охраны конституционных прав и свобод требуют от граждан предотвращения фактов злоупотребления правами со стороны самих их обладателей. Принимая на себя разносторонние обязательства по обеспечению правового статуса личности, государство имеет право требовать от граждан правомерного поведения, соответствующего эталонам, зафиксированным в юридических нормах, формулируя свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливая меры юридической и моральной ответственности за их невыполнение.
Под гарантиями в правовой теории обычно понимаются определенные меры, средства и способы обеспечения чего-либо. Гарантии подразделяются на две основные категории: международно-правовые и внутригосударственные. Проблема международно-правовых гарантий входит в тематику курса международного права. Главная особенность международно-правовых гарантий прав и свобод личности состоит в том, что такие гарантии носят преимущественно морально-политический характер. Международное сообщество в случаях злостного и массового нарушения прав человека в отдельных странах может применить политические и экономические санкции таким странам.
Изложенное подтверждает все более усиливающуюся тенденцию нарастающего влияния международного права на системы и отрасли внутригосударственного права Казахстана (в том числе в области соблюдения прав и свобод граждан в период действия режима чрезвычайного положения).
Среди внутригосударственных гарантий особая роль отводится юридическим гарантиям прав и свобод, к которым относятся меры, содержащиеся в рамках правовой системы страны и специально сформулированные для обеспечения правового статуса личности. Юридические гарантии – это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом. Гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которое характеризуется такими признаками, как познавательный, идеологический, практический. Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В число юридических гарантий охраны прав и свобод личности можно отнести юридическую защиту прав и свобод человека, под которой понимается совокупность действий управомоченных субъектов по защите человека в формах и методами, закрепленных законами. В Казахстане, например, ученые в качестве одного из видов юридической гарантии реализации прав и свобод граждан называют льготы. Например, физическим лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, предоставляются жилые помещения, возмещается материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. Физическим и юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для нужд ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, равноценное возмещение материального ущерба осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан [12].
Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения