Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6

1.1 Сущность и понятие источника права 6

1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21

2.1 Материальные источники права 21

2.2 Идеальные источники права 28

2.3 Формально-юридические источники права 34

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Источники права Республики Беларусь.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

 

Какой подход следует использовать при определении законов в  Республике Беларусь? В первую очередь  необходимо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь определено понятие  закона - это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы  регулирования наиболее важных общественных отношений. Это определение не позволяет  рассматривать закон в широком  смысле и приравнивать его к любому нормативному правовому акту. Тем  не менее, данное понятие представляется автору неполным и не даёт должного представления о том, чем закон  отличается от иных законодательных  актов Республики Беларусь, занимающих высшую ступень в иерархии нормативных  правовых актов. Во-первых, непонятным остаётся отсутствие в определении  закона указания на орган, который его  принимает. Ведь по Конституции Республики Беларусь единственным органом, имеющим право рассматривать и одобрять проекты законов является только Парламент - Национальное собрание. Более того, если рассматривать определения иных нормативных правовых актов, данных в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", то в каждом из них указывается на орган или должностное лицо, которые имеют право его принимать. Следует помнить также и о способе принятия законов путём проведения референдума. Данный способ предусмотрен в законодательстве многих стран, в том числе и в Республике Беларусь, где на референдум может быть вынесен законопроект. Главное здесь не ошибиться и не отнести к категории законов все решения, принятые на референдуме. В Законе  Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" решение референдума определяется как нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом (часть вторая статьи 2 Закона). В данном определении нет указания на то, что это отдельный вид закона, как это сделано в отношении кодекса или программного закона. Таким образом, решения референдума являются самостоятельным видом нормативного правового акта и могут иметь разную юридическую силу, то есть быть и неотъемлемой частью Конституции, и законом, а могут вообще иметь ненормативный характер (часть девятая статьи 3 Закона). Возвращаясь к определению закона Республики Беларусь, следует обратить внимание еще на один момент, связанный с характеристикой закона как акта, регулирующего наиболее важные общественные отношения. Считаем, что закрепление в определении закона такого его признака является правильным и необходимым. Однако возникает вопрос, каким же образом определять тот круг общественных отношений, которые обладают высокой степенью важности? Думается, что их перечень следует искать в Конституции Республики Беларусь. Действительно, в статье 97 указаны вопросы, по которым Палата представителей рассматривает проекты законов. Тем не менее, формулировка статьи построена таким образом, что перечень данных вопросов остаётся открытым. Это может вызвать споры по поводу степени важности того или иного вопроса, вносимого на рассмотрение Парламента, в процессе законотворческой деятельности.

 

Следует отметить, что в  последнее время всё более  распространенным и актуальным в  странах романо-германского права  становится процесс разграничения  предмета правового регулирования  между исполнительной и законодательной властями, при котором регламентирование определённой сферы общественных отношений переходит в компетенцию правительства и президента. Показателен и полезен в данном случае пример Франции, в статье 34 которой указан перечень вопросов, входящих в область законодательства. Если же возникают споры о праве регулирования того или иного вопроса, Конституционный суд может по запросу установить, имеет ли принятый закон регламентарный характер, и если да, то он может быть изменён правительственным декретом. В статье 164 Конституции Португалии также установлена исключительная компетенция Ассамблеи Республики по принятию закона, она определена как "абсолютное ведение в сфере законодательной компетенции". А в статье 165 закреплено "относительное ведение в сфере законодательной компетенции", то есть, перечислены те области общественных отношений, по которым Парламент Португалии также обладает исключительной компетенцией, однако может передавать свои законодательные полномочия Правительству. Необходимость такого разграничения сфер правового регулирования, по мнению автора, возникла и в Республике Беларусь. Это связано также с введением в белорусскую правовую систему категории законодательных актов, к которым относятся Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, и которые занимают высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Требуется наличие такого перечня вопросов, которые составляли бы исключительную компетенцию Парламента. Именно при таких условиях можно говорить о невозможности урегулирования тех или иных общественных отношений иначе как законами. Однако следует иметь в виду, что закон устанавливает наиболее общие, основополагающие принципы и нормы правового регулирования. Даже тот факт, что в Конституции установлен перечень вопросов, по которым Парламент принимает законы (то есть его исключительная компетенция в данной сфере), не означает, что эти отношения не могут быть затронуты другими нормативными правовыми актами, например, указами. Это объясняется тем, что для реализации закона, либо его детализации иногда требуется принятие одного или нескольких нормативных правовых актов, которые бы более детально регулировали данные вопросы. Важным моментом в таком случае является необходимость принятия таких актов строго в рамках закона: они не должны наполнять закон новым содержанием, изменять его смысл либо противоречить его нормам.

 

Целесообразной видится  такая модель разграничения полномочий, при которой достаточно определить круг общественных отношений, регулирование  которых являлось бы исключительной компетенцией Парламента, но при этом Национальное собрание могло бы принимать  законы и по другим вопросам (их можно  было бы назвать "преимущественной компетенцией Парламента"), не входящим в исключительную компетенцию Президента, установленную в Конституции. Таким  образом, можно выделить три сферы  отношений, каждая из которых предопределяла бы выбор того или иного вида законодательного акта для регулирования вопросов, входящих в данные сферы. Что касается такой традиционной характеристики закона как его верховенство, то в связи с введением в белорусскую  правовую систему категории "законодательные  акты" данный признак утратил  своё значение. Можно лишь отметить, что он действует только в отношении  всех иных актов законодательства, не отнесённых к категории законодательных (за исключением тех указов Президента, которые изданы во исполнение закона).

 

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение  закона. Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый Парламентом Республики Беларусь в рамках его компетенции  или на референдуме, занимающий высшую ступень в иерархии нормативных  правовых актов наряду с иными  законодательными актами, и закрепляющий принципы и нормы регулирования  наиболее важных общественных отношений, указанных в Конституции Республики Беларусь. Таким образом, при определении  закона будут учтены те аспекты, которые  характеризуют и отличают закон  от остальных актов законодательства, в том числе и от иных законодательных  актов. Во-первых, установлен акцент на круг субъектов, полномочных принимать  закон; во-вторых, чётко указана сфера  общественных отношений, которые могут  быть регламентированы путём принятия закона; в-третьих, определяется юридическая  сила закона как законодательного акта по отношению к иным актам законодательства.

 

Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт  Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему  Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования  наиболее важных общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Источники международного права - формы воплощения конкретного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

 

Международно-правовые документы  не содержат исчерпывающего перечня  источников. Официальный характер источникам международного права придается, как  правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права  одобряют договоры, содержание нормы  права или рекомендации межправительственных организаций; б) путем санкционирования, когда субъекты международного права  одобряют обычные нормы, придают  им юридическую силу. Источники международного права можно объединить в три  группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Согласно ст. 38 Статута  Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права.

 

К вторичным источникам относятся  резолюции и решения межправительственных организаций. Вспомогательными источниками  являются судебные решения, доктрина и  односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным  правом.

 

Под международным договором  понимается международное соглашение, заключенное Республикой Беларусь с иностранным государством (или  государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое  соглашение в одном документе  или в нескольких связанных между  собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Но каким образом нормы международных  договоров, опосредующие межгосударственные обязательства, воздействуют на поведение  субъектов международного частного права - граждан и юридических  лиц? Как функционирует механизм обретения международным договором  юридической силы в отношениях внутри страны? Ответы на эти вопросы, сформулированные известной доктриной трансформации, сводятся в кратком изложении к следующему:

 

1) международно-правовая  норма приобретает юридическую  силу в сфере внутригосударственной  в результате ее трансформации  в норму внутригосударственного  права;

 

2) трансформация норм  международного договора во внутригосударственное  право осуществляется в различных  правовых формах, посредством издания  различных внутригосударственных  актов;

 

3) выбор той или иной  формы трансформации зависит  от содержания международного  договора и характера регулируемых  отношений;

 

4) "трансформированная" норма отличается определенной  автономией в системе внутригосударственных  норм, что объясняется связью  этой нормы с породившим ее  международным обязательством;

 

5) при трансформации международный  договор как акт международного  права остается формой правовой  связи заключивших его государств.

 

Касаясь проблем взаимодействия международного и внутригосударственного права, нередко говорят о "непосредственном применении" первого к внутренним отношениям. Что означает термин "непосредственное применение"? Вопрос о том, применяется  ли международный договор к внутренним отношениям непосредственно, может  быть задан в нескольких, хотя и  близких, значениях. Во-первых, применяется  ли международный договор в этих случаях помимо национальной правовой системы, собственной силой? Во-вторых, действует ли в этих случаях международный  договор в качестве самоисполнимого  акта, не требующего для применения издания внутригосударственного решения, или иным образом? И, наконец, в-третьих, является ли обязательным условием применения к внутренним отношениям правил международного договора их трансформация во внутригосударственные нормы?

 

При изучении механизма действия международных договоров Республики Беларусь, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. Порождая, как и любые другие международные  договоры, обязательства для заключивших  их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых  обеспечивается, в конечном счете, в  сфере отношений граждан и  юридических лиц[ Звеков В. П. Международное  частное право. М: ИНФРА - М, 1999 - стр. 78.]. Помимо международных договоров  Республики Беларусь составной частью правовой системы Республики Беларусь являются общепризнанные принципы и  нормы международного права. Устав  ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка. Однако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. В силу особенностей международного права не существует обязательного  нормативного акта, который содержал бы перечень общепризнанных принципов  и норм международного права.

 

Развернутое определение  принципов современного международного права содержится в Декларации о  принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники  будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Международный договор становится договором Республики Беларусь, включается в ее правовую систему и приобретает  значение источника права при  соблюдении следующих условий.

 

Во-первых, необходимо согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа  выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией. Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина имеют прямое отношение и к международным договорам Республики Беларусь.

 

Во-вторых, требуется, чтобы  международный договор вступил  в силу в порядке и сроки, предусмотренные  в договоре или согласованные  между сторонами. В составе международных  договоров Республики Беларусь, выступающих  источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Республика Беларусь продолжает осуществлять права и  обязательства, предусмотренные многими  такими договорами. Республика Беларусь продолжает членство бывшего СССР в  Организации Объединенных Наций  и, несет в полном объеме ответственность  по всем правам и обязательствам СССР согласно ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный  секретарь ООН. Осуществление Республикой  Беларусь прав и обязательств по международным  договорам СССР в качестве государства - продолжателя СССР является особым проявлением  правопреемства и не исключает правопреемства в отношении международных договоров  бывшего СССР других независимых  государств, возникших на территории Союза. В соответствии с Соглашением  о создании Содружества Независимых  Государств от 8 декабря 1991 г., Протоколом к этому Соглашению и Декларацией  от 21 декабря 1991г. государства Содружества  обеспечивают выполнение международных  обязательств, вытекающих для них  из договоров и соглашений бывшего  Союза ССР.

Информация о работе Источники (формы) права