Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6
1.1 Сущность и понятие источника права 6
1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21
2.1 Материальные источники права 21
2.2 Идеальные источники права 28
2.3 Формально-юридические источники права 34
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Какой подход следует использовать при определении законов в Республике Беларусь? В первую очередь необходимо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь определено понятие закона - это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Это определение не позволяет рассматривать закон в широком смысле и приравнивать его к любому нормативному правовому акту. Тем не менее, данное понятие представляется автору неполным и не даёт должного представления о том, чем закон отличается от иных законодательных актов Республики Беларусь, занимающих высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Во-первых, непонятным остаётся отсутствие в определении закона указания на орган, который его принимает. Ведь по Конституции Республики Беларусь единственным органом, имеющим право рассматривать и одобрять проекты законов является только Парламент - Национальное собрание. Более того, если рассматривать определения иных нормативных правовых актов, данных в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", то в каждом из них указывается на орган или должностное лицо, которые имеют право его принимать. Следует помнить также и о способе принятия законов путём проведения референдума. Данный способ предусмотрен в законодательстве многих стран, в том числе и в Республике Беларусь, где на референдум может быть вынесен законопроект. Главное здесь не ошибиться и не отнести к категории законов все решения, принятые на референдуме. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" решение референдума определяется как нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом (часть вторая статьи 2 Закона). В данном определении нет указания на то, что это отдельный вид закона, как это сделано в отношении кодекса или программного закона. Таким образом, решения референдума являются самостоятельным видом нормативного правового акта и могут иметь разную юридическую силу, то есть быть и неотъемлемой частью Конституции, и законом, а могут вообще иметь ненормативный характер (часть девятая статьи 3 Закона). Возвращаясь к определению закона Республики Беларусь, следует обратить внимание еще на один момент, связанный с характеристикой закона как акта, регулирующего наиболее важные общественные отношения. Считаем, что закрепление в определении закона такого его признака является правильным и необходимым. Однако возникает вопрос, каким же образом определять тот круг общественных отношений, которые обладают высокой степенью важности? Думается, что их перечень следует искать в Конституции Республики Беларусь. Действительно, в статье 97 указаны вопросы, по которым Палата представителей рассматривает проекты законов. Тем не менее, формулировка статьи построена таким образом, что перечень данных вопросов остаётся открытым. Это может вызвать споры по поводу степени важности того или иного вопроса, вносимого на рассмотрение Парламента, в процессе законотворческой деятельности.
Следует отметить, что в
последнее время всё более
распространенным и актуальным в
странах романо-германского
Целесообразной видится
такая модель разграничения полномочий,
при которой достаточно определить
круг общественных отношений, регулирование
которых являлось бы исключительной
компетенцией Парламента, но при этом
Национальное собрание могло бы принимать
законы и по другим вопросам (их можно
было бы назвать "преимущественной
компетенцией Парламента"), не входящим
в исключительную компетенцию Президента,
установленную в Конституции. Таким
образом, можно выделить три сферы
отношений, каждая из которых предопределяла
бы выбор того или иного вида законодательного
акта для регулирования вопросов,
входящих в данные сферы. Что касается
такой традиционной характеристики
закона как его верховенство, то
в связи с введением в
Исходя из всего вышесказанного,
можно дать следующее определение
закона. Закон - это нормативный правовой
акт, принимаемый Парламентом
Декрет Президента Республики
Беларусь - нормативный правовой акт
Главы государства, имеющий силу
закона, издаваемый в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь
на основании делегированных ему
Парламентом законодательных
Международно-правовые документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций; б) путем санкционирования, когда субъекты международного права одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу. Источники международного права можно объединить в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права.
К вторичным источникам относятся
резолюции и решения
Под международным договором
понимается международное соглашение,
заключенное Республикой
1) международно-правовая
норма приобретает юридическую
силу в сфере
2) трансформация норм
международного договора во
3) выбор той или иной
формы трансформации зависит
от содержания международного
договора и характера
4) "трансформированная"
норма отличается определенной
автономией в системе
5) при трансформации
Касаясь проблем взаимодействия
международного и внутригосударственного
права, нередко говорят о "непосредственном
применении" первого к внутренним
отношениям. Что означает термин "непосредственное
применение"? Вопрос о том, применяется
ли международный договор к
При изучении механизма действия
международных договоров
Развернутое определение
принципов современного международного
права содержится в Декларации о
принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и
Во-первых, необходимо согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией. Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина имеют прямое отношение и к международным договорам Республики Беларусь.
Во-вторых, требуется, чтобы
международный договор вступил
в силу в порядке и сроки, предусмотренные
в договоре или согласованные
между сторонами. В составе международных
договоров Республики Беларусь, выступающих
источниками норм международного частного
права, значительный объем составляют
договоры, заключенные СССР. С прекращением
существования СССР Республика Беларусь
продолжает осуществлять права и
обязательства, предусмотренные многими
такими договорами. Республика Беларусь
продолжает членство бывшего СССР в
Организации Объединенных Наций
и, несет в полном объеме ответственность
по всем правам и обязательствам СССР
согласно ООН и многосторонним договорам,
депозитарием которых является Генеральный
секретарь ООН. Осуществление Республикой
Беларусь прав и обязательств по международным
договорам СССР в качестве государства
- продолжателя СССР является особым проявлением
правопреемства и не исключает правопреемства
в отношении международных