Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ДПС готовый.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

      Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская академия Министерства внутренних дел 

Российской Федерации»

Ижевский филиал

Кафедра административного  права

и административно-служебной  деятельности органов внутренних дел

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР)

Выполнил: слушатель 3 учебной группы

6 курса заочной формы обучения

капитан милиции Волошин Иван Иванович

Научный руководитель: преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД ИФ НА МВД России капитан милиции Ажгихина О. А.

________________________________________________________________

(Решение  о допуске к защите)

Начальник кафедры ______________________________Шкляева  Г.А.

Дата защиты «______»__________2011г.

 Оценка ___________________

Председатель ГАК:

Члены ГАК:

Ижевск, 2011г.

 

 

ПЛАН

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9                 

§1. История службы Государственной инспекции безопасности       дорожного движения. …………………………………………….………9

§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17                

Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы      Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24

§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24

§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36

Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55      

§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55

§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64                                                        

Заключение………………………………………………………………….....70                                                                                

Список использованной литературы ...……………………………………....73

Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность исследования заключается в том, что в сфере безопасности дорожного движения в Российской Федерации создалась крайне неблагополучная обстановка. Процесс автомобилизации наряду с плюсами имеет свои недостатки, так благоприятно сказываясь на социально-экономическом развитии общества, он повышает уровень аварийности на дорогах. Данный недостаток дорого обходится государству. Безопасность дорожного движения в последнее время стала одной из приоритетных задач государства. Ежегодно на дорогах России погибает до 30000 человек в год. В условиях стремительной «автомобилизации» населения страны и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно получает увечья до 80000 человек. Для сравнения - в целом по Европе данный показатель приблизительно в 2,5 раза меньше.

Приоритетность обеспечения  безопасности дорожного движения подчеркивает Президент Российской Федерации  Д. А. Медведев в своем выступлении, в частности он обратил внимание: «Госавтоинспекция, и другие правоохранительные структуры должны предпринять всё необходимое для того, чтобы навести на дорогах порядок. Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением. Это, конечно, комплекс вопросов. Обращаю внимание и правоохранительных органов, всех, кто отвечает за безопасность, и Правительства в целом, которое занимается реализацией соответствующих программ. И хотел бы, чтобы в будущем наш федеральный законодательный орган тоже подумал над дополнительными мерами обеспечения безопасности дорожного движения. Нигде нет таких случаев – за исключением, может быть, самых слабых и отсталых государств»1.

Всего, за последние 10 лет  в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 312,5 тыс. человек, из которых более четверти, люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет).

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2-2,6 % валового внутреннего продукта страны (в 2010 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей 227,7 млрд. рублей), за 12 месяцев 2010 года в Удмуртской Республике зарегистрировано 1738 (АППГ – 1%) дорожно-транспортных происшествий, в которых 288 человек погиб (АППГ + 2,1%) и 2200  (АППГ – 1,9%) были травмированы2.

Организацией  дорожного движения занимается Государственная  автомобильная инспекция, руководствующаяся  в своей работе федеральным законодательством, Правилами дорожного движения, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и иными нормативными правовыми актами. Государством разрабатывается законодательство по профилактике дорожно-транспортных происшествий, примером могут служить изменения Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 20 ноября 2010 года в соответствии с ним, водителей, допустивших нарушения Правил дорожного движения (далее – ПДД), которые зафиксированы системами видеонаблюдения будут привлекать к административной ответственности3.

Эта норма вызвала  необходимость внесения поправок в одну из основополагающих статей КоАП РФ – статью 1.5 «Презумпция невиновности». Теперь пункт 3 этой статьи звучит следующим образом: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье». Изменения, внесенные в основные статьи КоАП, говорят о необходимости более жесткого регулирования дорожного движения для повышения эффективности соблюдения закона. Также появляющиеся изменения законодательства говорят о необходимости изменений в связи с развивающимся парком автомобилей и как следствие повышением плотности дорожного движения.

Следует также  упомянуть, что не всегда сотрудники Государственной автомобильной  инспекции фиксируют факт правонарушения в установленном законодательством порядке. Вина в таких случаях не всегда лежит на сотрудниках дорожно-патрульной службы, зачастую сами водители являются инициаторами нарушения антикоррупционного законодательства.

Одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализированные органы, в том числе ГИБДД МВД РФ.

Исходя из анализа  правовых, технологических, функциональных и организационно-тактических взаимосвязей, сложившихся внутри и вне элементов подсистемы контроля транспортного процесса, можно выделить комплекс задач оперативного плана, выполнение которых возложено на специализированную службу ГИБДД – дорожно-патрульную.

Профилактика  дорожно-транспортных происшествий является важной частью деятельности государства, она дает возможность предотвращать катастрофы. В интересах государства обеспечить безопасное дорожное движение, тем самым, повышая эффективность автомобильного транспорта, защищая жизнь и здоровье граждан. Обеспечение безопасности дорожного движения определено как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Объектом исследования является такая правовая категория, как безопасность дорожного движения и пути ее обеспечения дорожно-патрульной службой (на примере деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – полк ДПС ГИБДД МВД по УР).

Предметом исследования являются закономерности в системе обеспечения безопасности дорожного движения в Удмуртской Республике, роль ДПС ГИБДД в совершенствовании данного вида деятельности.    Дипломная работа имеет цели:

- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;

- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).

Основными задачами исследования являются:

- изучить роль ДПС  ГИБДД в обеспечении безопасности  дорожного движения путем исследования  совокупности форм, способов несения  службы данных подразделений;

- провести анкетирование сотрудников полка ДПС ГИБДД МВД по УР с целью выявления основных проблем в ее деятельности и выработки конструктивных предложений по совершенствованию деятельности;

- внести предложения по профилактике в области дорожного движения;

- определить виды и структуру подразделений ДПС;

- рассмотреть способы несения службы ДПС,

- определить формы организации  ДПС;

- рассмотреть мобильные  формы контроля за дорожным  движением.

 

Теоретическую основу дипломной работы составили труды, монографии, учебные пособия, научные статьи таких ученых, как С.Н. Дмитриев4, Б.В. Российский5 и др. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения достаточно широко освещены в юридической литературе, периодической печати, а также нормативно-правовых источниках (Федеральных законах, Постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах МВД России, и др.). Многие авторы, такие как Д. Н. Бахрах6, С. Н. Дмитриев7 и ряд других ученых рассматривают деятельность службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ее задачи, функции, организационную структуру, правовое положение, права, полномочия сотрудников ГИБДД.

Однако вопросы о  формах и способах несения службы строевыми милицейскими подразделениями  ГИБДД – дорожно-патрульной службы в работах названных авторов рассмотрены фрагментарно. Автор пришел к объективной необходимости провести исследование о роли дорожно-патрульной службы в обеспечении безопасности дорожного движения, на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР.

Правовую основу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации8, Уголовный кодекс Российской Федерации9, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях10, Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»11, иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно - научные методы: анализ и синтез, формально - логический и системный. Изучение действующего отечественного законодательства и практики его применения осуществлялось с помощью сравнительно- правового, социологического и функционального методов. Все вопросы исследовались системно и комплексно, в их единстве и взаимосвязи и связи с практикой.

Практическая  значимость работы заключается в том, что проведенные исследования о формах и способах несения службы ДПС в области обеспечения безопасности дорожного движения позволят сотрудникам ДПС внедрить результаты исследования в практическую деятельность, а также помогут направить усилия не только ДПС, но и других структурных подразделений ГИБДД на решение единой задачи – сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения.

 

 

 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

 

§ 1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения

 

 

 

Проблема безопасности движения появилась задолго до изобретения  машин. Гужевые повозки и пешие  часто не могли разобраться, где кому ехать и идти, и как разъехаться встречным повозкам. Возчики лихо мчались по дорогам, нередко опрокидывая свои повозки, а мешавших их движению пешеходов разгоняли кнутами.

Задолго до появления отделов регулирования уличного движения (далее – ОРУД) и Государственной автомобильной инспекции (далее – ГАИ) еще в XVIII-XIX веках в царской России за движением конных экипажей осуществлялся полицейский надзор. Царь Петр I, императрица Анна Иоанновна и Елизавета Петровна издали немало указов на этот счет.

Вот, к примеру, как предписывалось в одном из указов тех лет:

«…всяких чинов люди ездят  резво и не смирно», а «верховые  ездят на лошадях и давят и  побивают других». На полицию возлагалась обязанность следить за соблюдением правил езды, виновных задерживать, а лошадей «отсылать на конюшню Ее Императорского Величества». Тех, «кто будет на лошадях скоро ездить, ловить и отводить в полицию, где лакеев бить нещадно кошками, а самих помещиков штрафовать нещадно денежными штрафами».

Информация о работе Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации – роль ДПС в профилактике правонарушений и преступлений в сфере доро