Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа
Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90
В рамках исследования данной проблематики автором было проведено анкетирование сотрудников ДПС ГИБДД г. Ижевска, в результате которого автор пришел к выводам, что чаще всего в их служебной деятельности используется именно форма – автопатрулирование, причем по результатам опроса выяснилось, что наиболее эффективным является патрулирование в потоке транспортных средств (см. Приложение 3).
В отличие от автопатрулирования в большинстве регионов России мотопатруль используется значительно реже. Мотоцикл не защищает инспектора ДПС от неблагоприятных климатических воздействий, неустойчив, требует применения специальной экипировки (мотошлема, комбинезона или защитного костюма, перчаток или рукавиц, тяжелых ботинок или сапог, стесняющих действия инспектора), не позволяет обеспечить безопасную доставку задержанных в ОВД, а также существенно проигрывает автомобилю в возможностях оснащения специальной техникой и оборудованием. Развитие мотопатрулирования в значительной мере сдерживается отсутствием в отечественном производстве мотоцикла, конструкция которого удовлетворяла бы требованиям ДПС. В данное время мотопатрули на территории УР не применяются, однако их применение было эффективно при выявлении правонарушений со стороны водителей мотоциклов.
В выборе вышеуказанных
методов, их чередование и выбор
скорости движения определяются поставленной
на инструктаже задачей и
Действия, влекущие
ограничение видимости
Порядок применения
средств авиации, формы и методы их
использования в целях реализации возлагаемых
на Дорожно-патрульной службы функций,
порядок взаимодействия нарядов определяется
организационно-
При осуществлении несения службы совместно с представителями общественных формирований наряд Дорожно-патрульной службы:
- Знакомит их
с особенностями обстановки в
зоне ответственности поста,
- Обеспечивает
постановку задач, проведение
инструктажа о порядке их
Для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут также использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника Дорожно-патрульной службы, патрульный автомобиль, технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения.
В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника Дорожно-патрульной службы, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение дорожно-транспортных происшествий32.
В ходе осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками полка ДПС проводятся обследования улично-дорожной сети закрепленного маршрута патрулирования. В случае выявления недостатков, составляются акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения с последующим докладом руководству полка ДПС. В последующем, о выявленных недостатках сообщается руководству ОГИБДД УВД по городу Ижевску либо организациям осуществляющим содержание дорог о приведении в нормативное требование дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Инспекторским составом проводятся беседы, лекции по разъяснению ПДД, доведения статистических данных о состоянии аварийности, проводимых мероприятиях, направленных на снижение аварийности и тяжести их последствий, также проводятся передачи в СМИ. Также ими принимается участие в профилактических операциях, таких как «Бахус», «Пешеход», «Пешеходный переход», «Автобус», «Внимание! Дети», «Обгон», «Перекресток», «Скорость», «Переезд», «Трасса», «Мотоциклист» и другие, которые направлены на снижение аварийности, тяжести их последствий и профилактику правонарушений участниками дорожного движения.
Анализируя формы и методы надзора за дорожным движением, используемых сотрудниками полка ДПС ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, автор пришел к выводу, что наиболее распространенными формами являются: пешее патрулирование (которое применяется на небольших по протяженности маршрутах патрулирования, в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий), патрулирование на автомобилях, как в движении (что наиболее часто наблюдается при несении службы на дорогах местного и федерального движения), так и стационарно (например, при осуществлении контроля за соблюдением участниками дорожного движения скоростного режима, проезда нерегулируемых пешеходных переходов, а также при проведении массовых мероприятий и сопровождений), а также несение службы на стационарных постах ДПС (см. Приложение 3).
Автор считает, что наиболее
перспективным и более
Кроме того, надзор за дорожным движением можно осуществлять при помощи беспилотных летательных аппаратов, оборудованных системами видеонаблюдения.
Анализируя
деятельность сотрудников полка
ДПС автор пришел к выводу, что
большую часть времени
Следует отметить, что
существенное сокращение личного состава
подразделения в связи с
Также более эффективно надлежало бы использовать системы видео наблюдения, установленные в г. Ижевске, на участках дорог, имеющих большую протяженность, установив скоростемеры, работающие в автоматическом режиме (в этом случае показателен пример ГИБДД МВД по Республике Татарстан, так называемые «письма счастья», отправляются всем водителям допустившим нарушение скоростного режима на территории Республики Татарстан). Подразделения ГИБДД МВД по Республике Татарстан имеют доступ к базам данных информационных систем федерального уровня, в связи с этим средства видеоконтроля работают у наших соседей весьма эффективно, а инспекторский состав ориентирован на выявление более «грубых нарушений» ПДД.
В нашей республике, АИПС «Административная практика» имеет данные только регионального уровня, что затрудняет проверку водителей других регионов РФ.
Объективная ограниченность сил и возможностей ОВД не позволяет решить проблему предупреждения нарушений ПДД лишь традиционными средствами надзора. При высокой плотности и интенсивности дорожного движения непосредственное вмешательство в транспортный процесс неизбежно влечет массовые остановки ТС, задержки движения, снижение скорости автомобильных перевозок и субъективизм при оценке действий водителей и пешеходов. Решению данной проблемы способствует применение электронно-оптических систем, обеспечивающих скрытую и открытую автоматическую фиксацию нарушений - автоматизированные системы контроля (далее – АСК).
Современные АСК позволяют следить за дорожным движением на многополосных автомобильных дорогах и пересечениях любой степени сложности, с высокой точностью осуществлять одновременную или последовательную регистрацию нескольких правонарушений. Датчики и приемные устройства АСК могут монтироваться на мостах, эстакадах, путепроводах, опорах электроосвещения и других элементах улиц и автомобильных дорог, а также устанавливаться на СП и патрульных ТС. Они снабжаются дистанционным управлением и контрольно-сигнальными устройствами, оповещающими о возникновении в них неисправностей или необходимости замены эксплуатационных материалов (фото-, видеопленки и т. п.). Например, видеосистемы могут вести непрерывную запись транспортного потока с отражением динамических характеристик движения отдельных ТС на дисплеях СП и патрульных автомобилей с последующей фиксацией изображения или распечаткой на принтерах.
Главные достоинства АСК – возможность документального подтверждения пространственно-временных параметров конкретных правонарушений и чрезвычайно высокая «производительность» в плане фиксации тех или иных деликтов. При условии регулярного перемещения и правильной эксплуатации одна такая система в состоянии заменить десятки сотрудников ДПС. Применение ламп-вспышек переменной мощности и инфракрасных излучателей обеспечивает высокую разрешающую способность работы АСК при любых условиях освещенности контролируемых участков автомобильных дорог. АСК дают возможность существенно облегчить анализ и квалификацию правонарушений и передать эту работу относительно небольшому числу специалистов, в распоряжение которых предоставляется соответствующая просмотровая аппаратура (видеомониторы, видеокамеры с автоматической фокусировкой, термопринтеры для распечатки фото-, видеокадров). Наглядность и детальность информации, предоставленной АСК, практически полностью устраняют жалобы участников дорожного движения по поводу предвзятости работников ДПС.
К недостаткам АСК можно отнести их высокую стоимость и сложность, ограниченность номенклатуры фиксируемых правонарушений действиями динамического характера (превышение установленной скорости движения, несоблюдение дистанции и интервала между ТС, нарушение правил обгона, проезда перекрестков, перевозки грузов и т. п.), необходимость надежной противоударной защиты, предохранения от неблагоприятных природно-климатических воздействий и загрязнений, а также потребность в специалистах по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и метрологическому контролю данных систем.
Установка АСК должна производиться с учетом условий видимости, характера дорожного покрытия, диапазона скоростей ТС, состава транспортного потока и других параметров дорожного движения. В зоне действия электромагнитных и оптических излучателей таких систем не должны находиться мощные газосветные рекламы, металлические конструкции, антенны радиопередающих устройств, электросиловые подстанции, воздушные линии электропередач и другие объекты, способные оказать влияние на работоспособность АСК. Наконец, автоматические устройства не всегда решают проблему идентификации ТС и лиц, управлявших ими в момент нарушений ПДД (например, в условиях сильного загрязнения стекол кабин и салонов ТС, а также их номерных знаков).
Современные АСК пока не могут пресекать неправомерные действия участников дорожного движения и осуществлять блокировку разыскиваемых ТС за исключением тех, на которых предварительно были установлены специальные устройства. Однако в будущем такая возможность появится, поскольку подобного рода оборудование станет неотъемлемой частью бортовых систем контроля (далее – БСК) большинства ТС различных типов. БСК осуществляют не только регистрацию режима движения и контроля работоспособности узлов автомобиля по типу современных тахографов большегрузных автомобилей и авиационных «черных ящиков», но и не позволяют водителям совершать такие потенциально опасные действия, как управление ТС в состоянии алкогольного опьянения или утомления, езда с не пристегнутыми ремнями безопасности, несоблюдение безопасной дистанции с другими ТС, неправильное использование световых приборов, длительная езда без остановки (смены водителя) и др.
Отметим, что автомобильным
БСК присущи те же недостатки, что
и АСК. Более того, придется считаться
с возможностью их «корректировки»
владельцами ТС путем применения
соответствующих технических
Эксплуатация АСК показывает, что их элементы часто становятся объектами вандализма. Но на сегодняшний день наиболее объективным видом контроля, позволяющим исключить субъективные факторы, а также оперативно реагировать на нарушения ПДД, установить участников ДТП и т.д., является использование в деятельности ГИБДД АСК.
Специфика деятельности
сотрудников дорожно-патрульной службы
Государственной инспекции
По мнению автора, проводимые реформы в системе МВД РФ, в частности сокращение личного состава, должны быть более продуманными и оправданными, при сокращении штатов взамен ничего не предлагается, т.е. сократив личный состав не введены в действие системы автоматизированного контроля, что негативно влияет на состояние БДД (см. Приложение 5), достаточно большое время инспектора затрачивают на оформление материалов о незначительных ДТП, в то время как ПДД предусматривают при одинаковой оценке произошедшего водители могут сами составить схему ДТП и прибыть в подразделение ГИБДД для регистрации происшествия, но чаще всего этого не происходит по следующим причинам: неизвестна денежная сумма ремонта, т.е. не превысит ли она выплаты, предусмотренные законодательством.