Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:44, дипломная работа
Дипломная работа имеет цели:
- совершенствование деятельность дорожно-патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- на основе проведенного исследования разработать и предложить к реализации комплекс мер по совершенствованию безопасности дорожного движения (на примере деятельности полка ДПС ГИБДД МВД по УР).
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения…………………………………………………………...9
§1. История службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. …………………………………………….………9
§2. Нормативно-правовое регулирование деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. ………………………………………………..….17
Глава II. Организация деятельности полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по профилактике правонарушений. ………………………………………..……24
§1. Организация дорожно-патрульной службы……………….……….24
§2. Формы и методы надзора за дорожным движением……………....36
Глава III. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения………………………………………………………………….…...55
§1. Организация мероприятий Государственной инспекции безопасности дорожного движения по профилактике правонарушений в области дорожного движения. ……...…………………………………55
§2. Проблемы и пути решения вопросов профилактики правонарушений в области дорожного движения……………………..64
Заключение………………………………………………………………….....70
Список использованной литературы ...……………………………………....73
Приложения 1-8..……...………………………………………………..….79-90
Автором предлагается внести изменения в п. 10 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» и изложить его в следующей редакции: «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей».
ГЛАВА III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
§ 1. Организация
мероприятий Государственной
Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов. В частности, Федеральными законами Российской Федерации от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»34, от 07 февраля 2011 года № 3 – ФЗ «О полиции»35, от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации»36, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами. В области дорожного движения действуют, кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законодательство в области дорожного движения направлено на защиту прав и законных интересов его участников.
Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб. Согласно проведенного опроса, около 70 % сотрудников ДПС оценивают состояние безопасности дорожного движения как удовлетворительное (см. Приложение 6), при этом основными причинами называют:
1. Низкая дисциплина водителей – 54 % опрошенных;
2. Плохое состояние дорог – 16 %
3. Недисциплинированность пешеходов – 14 %;
4. Управление автомобилем в состоянии опьянения – 10 % (см. Приложение 7).
К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:
- ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10-15% случаев автотранспортных преступлений);
- недостатки конструкции
автотранспортных средств,
- неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
- ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);
- нарушения нормативов рабочего времени водителей;
- низкий уровень контроля
за состоянием
- упущения в дисциплинарной,
административно-правовой и
- неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах - в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.
В целях профилактики нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий сотрудниками Полка дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД по Удмуртской Республике проводятся следующие мероприятия:
1. Контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, иных нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, применение в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям. Ежесуточно инспекторским составом выявляется до 1000 нарушений ПДД, из них: 100-120 нарушений правил проезда пешеходных переходов, 120-150 нарушений со стороны пешеходов, около 20 – управление автотранспортом в состоянии опьянения, около 15 – нарушений правил обгона, данные нарушения являются основными причинами совершения ДТП37. Среднестатистическая результативность работы инспектора ДПС подразделения за 1 посто-смену составила 11 нарушений ПДД (АППГ – 9,1), данный показатель за последние 5 лет имеет тенденцию к росту, что говорит о том, что в основном деятельность сотрудников направлена на выявление нарушений ПДД.
Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов (сотрудники полка ДПС обеспечены световозвращающими жилетами и «сигнальными» куртками, что делает их заметнее), а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.
Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-громкоговорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т. п. Эффективно было бы использовать передвижной комплекс фиксации нарушений Правил дорожного движения «Арена», и другие АСК, которые могут работать в автоматическом режиме, так например, в октябре 2010 года за одну рабочую смену данным комплексом было зафиксировано около 2500 нарушений ПДД – превышение скорости. Установка таких комплексов позволила бы направить усилия инспекторов ДПС на выявление более грубых нарушений ПДД.
2. Регулирование дорожного движения, как правило применяется при осложнении дорожной обстановки, при проведении массовых мероприятий и при необходимости в ограничении движения на конкретных участках дорог.
3. Выезд на места
дорожно-транспортных
4. Участие в охране
общественного порядка и
Осуществляя профилактическую
деятельность, подразделения службы
ГИБДД взаимодействуют с
Значительную помощь службе дорожно-патрульной службы в профилактике дорожно-транспортных происшествий и преступлений оказывают внештатные сотрудники. Они могут выполнять различные функции, например, участвовать в надзоре за соблюдением Правил дорожного движения, в их пропаганде, в разработке профилактических мер, в розыске скрывшихся с места ДТП водителей, в розыске угнанных транспортных средств и т. д., в г. Ижевске совместно с сотрудниками ДПС взаимодействуют внештатные сотрудники по линии ГАИ, а также бойцы транспортной дружины «Дорожный патруль», оказывая при этом помощь, как в качестве инспекторского состава, так и в качестве очевидцев и свидетелей правонарушений.
5. Участие в обеспечении
беспрепятственного проезда
6. Оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения, содействие гражданам в реализации их прав и законных интересов; информирование населения и средств массовой информации о состоянии аварийности, причинах дорожно-транспортных происшествий и мерах по их предупреждению. В предупредительной работе службы ДПС оказывают помощь различные общественные формирования.
7. Участие в реализации
совместно с заинтересованными
ведомствами и организациями
мероприятий, направленных на
создание условий для
8. Контроль за состоянием
и обустройством улично-
9. Проведение профилактических операций, направленные на предупреждение и стабилизацию аварийности на обслуживаемой полком ДПС территории, таких как: «Пешеход», «Пешеходный переход», «Внимание дети!», «Детское кресло», «Бахус», «Алкоголь», «Скорость», «Обгон», «Тормоза», «Ремень безопасности», «Автобус», «Маршрутка», «Руль», «Мотоциклист», «Тонировка», «Перекресток», «Фара» и другие. Сами названия профилактических операций указывают на те позиции или тех участников дорожного движения, в отношении которых они проводятся.
10. Проведение лекций, бесед в образовательных учреждениях, организациях, автотранспортных предприятиях по пропаганде безопасности дорожного движения. За 2010 год личным составом полка ДПС ГИБДД МВД по УР проведено 4265 лекций и бесед в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведено 1171 телепередача, 904 радиопередача, 623 материала опубликовано в печати.38
Агитационно-пропагандистская, право-воспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения включает: разъяснение законодательства, правительственных документов по вопросам безопасности дорожного движения, информирование граждан о дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, их причинах, условиях и последствиях, а также о проделанной и планируемой на перспективу работе по повышению безопасности дорожного движения. Эта работа может проводиться с использованием как средств массовой информации (печати, радио, телевидения), так и устной пропаганды (лекций, бесед, докладов, консультаций), наглядной агитации (плакатов, памяток, проспектов, информационных листовок и т.п.)39.
11. Осуществление агитационных пробегов (так в июне 2010 года совместно с сотрудниками автошколы «Сюрес»был проведен автопробег по улицам г. Ижевска, целью которого являлась пропаганда безопасности дорожного движения).
12. За 12 месяцев 2010год, для оказания практической помощи в районы Республики силами подразделения осуществлено 82 выезда-рейда, целью которых являлось выявление нарушений ПДД, влияющих на безопасность дорожного движения.
Основополагающими задачами данных мероприятий являются: предупреждение дорожно-транспортных происшествий, стабилизация аварийности и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
По итогам 12 месяцев 2010 года в городе Ижевске зарегистрировано 722 дорожно-транспортное происшествие, что на 5,6% больше чем за АППГ (684). В результате этих ДТП на 0,6% больше прошлогоднего показателя участников дорожного движения получили травмы различной степени тяжести (с 778 до 783). На 6,1% снизилось количество погибших (с 49 до 46). Статистика неумолима, в данном случае видно, что количество ДТП возросло, дальнейшее сокращение количества сотрудников ДПС приведет к тому, что задачи, поставленные в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», не будут выполнены. Автором предлагается: