Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………
Лица, желающие сдать квалификационные экзамены на получение права управления транспортными средствами, представляют: заявление; водительскую карточку; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой органа внутренних дел о регистрации по месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки – документ о регистрации по месту жительства (пребывания); медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств; документ о прохождении обучения; фотокарточки установленного размера (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции); документы об уплате установленных сборов (квитанции сберегательного банка или копии платежного поручения образовательного учреждения, которое осуществило оплату).
По общему правилу, к сдаче экзаменов допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. В качестве исключения допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ. Теоретические и практические экзамены принимают сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены. Оно подтверждается соответствующим удостоверением, выдаваемым ГИБДД.
Водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении указанного в нем срока оно считается недействительным и подлежит замене в установленном порядке. Водительское удостоверение, выданное на территории Российской Федерации до 1 января 1998 г., действительно в течение указанного в нем срока. Если срок действия не указан, оно действительно до 1 января 2000 г. В соответствии с указанием начальника Главного управления ГИБДД МВД России от 9 февраля 1999 г. № 13/7-430 водительские удостоверения с символикой “RUS”, выданные в период с 1993 по 1997 гг. без указания срока их действия, считаются действительными в течение 10 лет с момента выдачи.
Основаниями прекращения действия права управления транспортными средствами являются:
– истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
– ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
– лишение права управления транспортными средствами за правонарушение.
Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляются органами внутренних дел (ГИБДД), владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647[31] и приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г.».
Дорожно – транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Он необходим для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям, которую ведут органы внутренних дел, включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Медицинские учреждения независимо от форм собственности ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
Погибшими в дорожно-транспортных происшествиях считаются люди, скончавшиеся от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия.
Все владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Все ДТП принято делить на следующие виды: столкновение транспортных средств; опрокидывание транспортных средств; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.
Одним из основных субъектов учета ДТП является Госавтоинспекция, деятельность которой в этом направлении регламентируется Инструкцией по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328.
Статистические данные о происшествиях на дорогах обобщаются и анализируются в управлениях, отделах, отделениях (группах) Государственной инспекции, а также в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы.
Эта деятельность необходима для постоянного и последовательного накопления сведений о ДТП, оценки состояния аварийности, изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по их устранению.
Учету подлежат все дорожные происшествия, однако в государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех, в которых погиб или получил ранение (телесные повреждения) хотя бы один человек.
На каждое ДТП с пострадавшими заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия, в которой отражаются сведения, характеризующие происшествие по различным параметрам. В частности, в карточку вносятся сведения о дате, времени, месте, виде происшествия, его участниках, транспортных средствах, степени тяжести последствий, нарушениях Правил дорожного движения, послуживших причиной аварии, и др.
Ответственность за полноту и правильность учета сведений о ДТП несут главные государственные инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения городов и районов.
На региональном уровне сбор и обобщение карточек учета дорожно-транспортных происшествий осуществляется аппаратами ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне – Главным информационно-аналитическим центром МВД России.
Важное значение в деятельности Государственной инспекции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий отводится мероприятиям, направленным на привитие участникам дорожного движения знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах.
В частности, Положение о ГИБДД возлагает на неё задачи, связанные с разъяснением законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, оказанием содействия органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам поведения на улицах и дорогах, в пропаганде правил дорожного движения.
Проведение этой работы регламентируется Инструкцией по организации работы отделов, отделений, групп пропаганды ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 13 января 1999 г. № 20. А также приказом МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» (в ред. приказа МВД России от 20 марта 2003 г. № 180).
Данные документы определяют цели, задачи и основные направления социально-профилактической и воспитательно-пропагандистской деятельности указанных подразделений по укреплению дисциплины участников дорожного движения, в том числе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
К целям пропагандистской деятельности, наряду с разъяснением действующего законодательства, отнесено информирование населения о целях и задачах Государственной инспекции и содействие в установлении взаимопонимания между ее сотрудниками и участниками дорожного движения.
К наиболее важным задачам, решаемым подразделениями пропаганды, относятся:
– профилактика аварийности и правонарушений в области дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий;
– создание системы дифференцированного информирования разных социальных и возрастных категорий участников дорожного движения о действующем законодательстве, нормативных правовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
– взаимодействие со средствами массовой информации и общественными объединениями;
– систематическое изучение общественного мнения о деятельности Государственной инспекции и разработка на его основе предложений для принятия соответствующих управленческих решений.
В процессе своей деятельности указанные подразделения анализируют различную информацию по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, планируют, организуют проведение пропагандистских мероприятий и осуществляют их методическое обеспечение, ведут учет результатов работы, реализуют иные функции, возложенные на них ведомственными нормативными правовыми актами.
В числе основных направлений деятельности ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения помимо рассмотренных можно выделить лицензирование производства регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, установку и обслуживание технических средств организации дорожного движения. Осуществление указанных направлений деятельности ГИБДД регламентируется правительственными и ведомственными нормативными актами.
В статье 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» четко прописаны права и обязанности участников дорожного движения. Они имеют право:
– свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и их должностных лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
– получать информацию от соответствующих должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;
– получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
– на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь;
– на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
– обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД.
Административное принуждение обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер[32].
Сущность обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить или при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения и другие организации, всех должностных лиц, а также граждан соблюдать требования норм, касающихся безопасности дорожного движения[33].
Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД