Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование роли Службы ГИБДД в сфере дорожного движения;
-исследование правового положения ГИБДД;
-рассмотрение организационного построения ГИБДД-исследование главных направлений деятельности данной инспекции (функции, возможности, права);

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные направления государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения. (Нормативны акты, система государственных органов, цели, задачи и принципы деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения)………………………………………………………………………...5
2. Роль и место ГИБДД среди государственных органов обеспечивающих безопасность дорожного движения. Нормативное регулирование деятельности ГИБДД…………………………………………………………………………..12
3. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД. Нормативные акты, показатели деятельности, статистика, проблемы……………………………………………………………………….21
4. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, статистические показатели административной практики конкретного подразделения ГИБДД……………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………55
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АД курс ГИБДД в5.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Отмена талона предупреждения к водительскому удостоверению послужила одной из причин того, что штраф стал основной мерой административного воздействия. Анализ административной практики Госавтоинспекции за последние три года говорит о том, что более 50% административных наказаний в виде штрафа применяется к виновным за нарушение правил дорожного движения, т. е. каждый второй участник дорожного движения, нарушивший правила в течение года, подвергается данному виду административного наказания[46].

По российскому законодательству административный штраф применяется, как правило, за наиболее общественно вредные нарушения правил дорожного движения и лишь тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия недостаточны. Административный штраф за нарушение правил дорожного движения налагается уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и пределах, прямо предусмотренных законодательством.

Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию.

Среди административных наказаний, применяемых к участникам дорожного движения, особое место занимает лишение права управления транспортными средствами. Лишение водительских прав является наиболее строгим административным наказанием и применяется к лицам за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

Согласно новому законодательству, аннулировать или временно приостановить действие водительского удостоверения уполномочены только судьи. Реализация этого административного наказания заключается в том, что правонарушитель временно лишается права управления транспортными средствами с одновременным изъятием документов, удостоверяющих это право. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

При обнаружении у виновного физических, психических или иных медицинских противопоказаний, препятствующих осуществлению функций по управлению транспортными средствами, должностные лица ГИБДД обязаны отстранить такого правонарушителя от управления автомобилем и изъять удостоверение водителя. Однако последнее действие, зачастую, не является наказанием, так как это лицо не может управлять транспортными средствами в силу перечисленных объективных причин.

Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т. е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждено удостоверением установленного образца.

Следует подчеркнуть, что лишение права управления транспортными средствами может быть применено уполномоченным на то органом только за те административные проступки, которые названы в действующем законодательстве.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, лишение права управления транспортными средствами назначается за правонарушения, предусмотренные ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12. 15, ч. 2 ст. 12. 17, ч. 2 ст. 12.21, ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 2 ст.12. 27:

– управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

– превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;

– нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов;

– выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;

– непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружной поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

– нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

– нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

– невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

– оставление водителем в нарушение установленных Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Указанные административные правонарушения могут быть основанием для лишения водителей права управления транспортным средством только в тех случаях, когда они, учитывая наступившие вредные последствия, не влекут уголовной ответственности.

Из анализа данных статистического сборника административной практики ГИБДД можно сделать вывод, что лишение права управления транспортными средствами применяется уполномоченными на то органами (должностными лицами) прежде всего за проступки, связанные с управлением транспортом водителями в состоянии опьянения. За управление автомобилем в состоянии опьянения лишаются права управления транспортным средством в среднем около 55,1 % виновных лиц, крайне редко они подвергаются этой мере наказания за остальные виды нарушений[47].

Как справедливо отмечают Л.Л. Попов и А.П. Шергин, «административный арест является одной из наиболее суровых административных наказаний, затрагивающих неприкосновенность личности»[48]. Основным правоограничением его является лишение свободы. Тяжесть наказания в значительной мере зависит от продолжительности административного ареста.

В соответствии со ст. ст. 2.5, 3.9 КоАП РФ административный арест назначается судьей и состоит в краткосрочном лишении правонарушителя свободы на срок до пятнадцати суток, включая время административного задержания.

Данное наказание не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

К военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, пожарной охраны, таможенных органов административный арест также не применяется. Указанные лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам и нормативным правовым актам, регламентирующим порядок прохождения службы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает этот вид наказания лишь за один вид правонарушения – оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12. 27 КоАП РФ).

Изучение основных мер административного принуждения должностными лицами ГИБДД позволяет сделать вывод, что для осуществления контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекция пользуется широкими полномочиями по эффективному воздействию на все образующие процесс дорожного движения компоненты – его участников, транспортные средства и дорожные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенного хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам.

Следует также сказать, что правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Несомненно, законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушения, допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В связи с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.                      Конституция РФ. – М., Юрид. лит., 1993.

2.                      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изменениями).

3.                      Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

4.                      Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)

5.                      Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497, от 03.07.2008.).

6.                      Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209, с изменениями на 2009 год).

7.                      Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).

8.                      Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".

9.                      Приказ МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880.

10.                  Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635).

11.                  Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

12.                  Приказ МВД РФ от 19 января 2009 г. N 26 «О внесении изменений в нормативно - правовые акты МВД России».

13.                  Обзор судебной практики Красноярского краевого суда от 08,02,2007.

14.                  Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации».

15.                  Приказ МВД России от 28 марта 2002 г. № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств».

16.                  Приказ МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

17.                  Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».

18.                  Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждена приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396».

Информация о работе Особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД