Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:32, курсовая работа
Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики предприятия.
Введение
1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
2. Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
3. Методы анализа ассортиментной политики
4. Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»
4.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния
4.2. Анализ товарного ассортимента торгового представительства ОАО «Шатура»
4.3. Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
4.4. Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы
R – коэффициент достоверности аппроксимации. Он рассчитывается по формуле:
, (2.1)
, (2.2)
. (2.3)
Соответственно прогнозу, объем продаж мебели для спален в 2014 году возрастет с 55 до 60 млн. руб. в год; гостиных – с 33 до 55 млн. руб.; офисной мебели – с 30 до 48 млн. руб.; детской мебели – с 15 до 27 млн. руб.; гостиничной мебели – с 9 до 12 млн. руб.; прихожих – с 7,5 до 12 млн. руб. Этот прогноз является самым упрощенным и представляет общую тенденцию изменения продаж по видам товаров. Насколько реальными являются результаты такого типа прогноза можно посмотреть по данным следующей таблицы за 2013 год.
Таблица 9. Сопоставление экстраполированного прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим значением
Товарная подгруппа |
Прогноз объема продаж на 2013г., тыс. руб. |
Коэффициент достоверности аппроксимации (R2) |
Фактический объем продаж 2013г., тыс. руб. |
Отклонение: факт/прогноз, % |
Прихожие |
6000 |
0,8454 |
7591,7 |
126,53 |
Гостиные |
36000 |
0,8667 |
33280,8 |
92,45 |
Мебель для спален |
56000 |
0,9861 |
55352,3 |
98,84 |
Детская мебель |
26000 |
0,7791 |
15042 |
57,85 |
Офисная мебель |
30000 |
0,9936 |
29658,8 |
98,86 |
Гостиничная мебель |
7000 |
0,1631 |
9293,9 |
132,77 |
Всего |
161000 |
- |
150219,5 |
93,3 |
В целом прогноз является реальным, однако, его неточность по некоторым товарным группам может доходить 42%. Общая фактическая величина объема продаж меньше запланированной на 6,7%. В целом отклонение прогноза от фактического объема продаж небольшое, а, учитывая, что он получен методом экстраполяции, то такое отклонение можно считать незначительным. Видим, что чем выше величина коэффициента достоверности аппроксимации, тем более точен прогноз. Наиболее высок уровень достоверности аппроксимации по таким ассортиментным группам, как мебель для спален и мебель для офисов. Это важно учитывать при планировании ассортимента, что и делается в отделе по работе с клиентами сбытового филиала ОАО «Шатура».
Планирование объема продаж по товарным группам ассортимента и, соответственно, структуры ассортимента в организации осуществляется также с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.
Коэффициент эластичности от общего объема продаж определяется по формуле:
Эi = ∆Орi / ∆Ор, (2.4)
где Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;
∆Орi – прирост объема продаж по i-му товару в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;
∆Ор – прирост общего объема продаж организации в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %.
Таблица 10. Планирование структуры ассортимента на 2014г.
Товарная группа |
О2002 |
О2003 |
∆О |
Эi |
О2004 |
Доля группы, % |
Прихожие |
7325,5 |
7591,7 |
266,2 |
0,03 |
7888,346 |
4,93 |
Гостиные |
32356,3 |
33280,8 |
924,5 |
0,11 |
34311,04 |
21,44 |
Мебель для спален |
51203 |
55352,3 |
4149,3 |
0,47 |
59976,16 |
37,49 |
Детская мебель |
14984 |
15042 |
58 |
0,01 |
15106,63 |
9,44 |
Офисная мебель |
27123 |
29658,8 |
2535,8 |
0,29 |
32484,62 |
20,30 |
Гостиничная мебель |
8451 |
9293,9 |
842,9 |
0,10 |
10233,2 |
6,40 |
Всего |
141442,8 |
150219,5 |
8776,7 |
1 |
160000 |
100 |
Рис.10. Планируемая структура ассортимента торгового предприятия на 2014г.
Согласно рассчитанным плановым показателям структуры ассортимента в нем должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля детской мебели, мебели для гостиниц и прихожих, офисов, при этом немного снизится доля мебели для спален, гостиных в общих продажах.
На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.
Неточность прогнозирования объемов продаж в рассматриваемой организации приводит к образованию излишков товарных запасов, появлению залежалых товаров, следствием чего является рост складских расходов.
Политика управления запасами должна включать ряд функций (рис.7).
В рассматриваемой организации осуществляется только оперативный учет и управление поставками.
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого в организации используется автоматизированная система управления товарными запасами на основе бухгалтерской программы 1С «Предприятие: Торговля. Склад».
Определим эффективность использования товарных запасов в рассматриваемой организации. Она может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:
; (2.7)
, (2.8)
где Эф1, Эф2 – показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли;
Преал – прибыль от реализации товаров;
РТО – розничный товарооборот;
П – объем поступления;
ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.
Таблица 11. Эффективность использования товарных запасов
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение |
Эффективность использования товарных запасов по товарообороту, руб. |
1,333 |
1,114 |
-0,219 |
Эффективность использования товарных запасов по прибыли, руб. |
0,266 |
0,223 |
-0,043 |
Из таблицы 11 видим, что эффективность использования товарных запасов снизилась. Если в 2012 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,333 руб. товарооборота и 26,6 копейки прибыли, то в 2013 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,114 руб. объема розничной торговли и 22,3 копейки прибыли. Снижение эффективности использования товарных запасов говорит о необходимости улучшения процесса управления запасами в торговом представительстве «Шатуры».
По распределению функций по управлению ассортиментом в рассматриваемой организации за координацию ассортимента ответственен руководитель отдела по работе с клиентами. В рамках данной функции он ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешних факторов) и финансовых изменений, происходящих внутри организации (внутренних факторов). Выбор той или иной ассортиментной стратегии он осуществляет на основе оценки изменения денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на основе прогноза состояния денежных потоков в перспективе.
Политика управления ассортиментом руководителя отдела по работе с клиентами базируется в основном на горизонтальной диверсификации, которая заключается в изменении ассортимента в рамках проводимой деятельности (узкой по специализации – торговле корпусной мебели), а также поиске и выходе на новые рынки сбыта.
В процессе стратегического управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в совокупности и представляют собой ассортиментный портфель предприятия:
- основная, включающая товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли (мебель для спален, офисная мебель);
- поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости (мебель для гостиных);
- тактическая, охватывающая товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии зрелости или упадка (детская, гостиничная мебель, мебель для прихожих).
Таким образом, видим, что вместо пяти групп, которые рекомендуют выделять исследователи при управлении ассортиментом, в организации выделяются только три группы. Отсутствуют стратегическая группа, включающая товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия, а также снимаемая с продажи группа товаров, включающая товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.
В заключение сделаем следующие выводы. Управление ассортиментной политикой на рассматриваемом торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Это связано с упрощенностью структуры организации и ее небольшими размерами. Управлением ассортиментной политикой заняты специалисты отдела по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.
Необходимо отметить, что планирование ассортимента на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.
4.4. Совершенствование методики планирования ассортимента
Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.
В отделе по работе с клиентами «Шатура» при планировании ассортимента опираются в основном на простые экономико-статистические методы (линейный, метод экстраполяции). В то же время наиболее точный прогноз структуры потребительского спроса, а значит и плановая структура товарного ассортимента, формируются только при одновременном использовании различных подходов и методов к прогнозированию.
Генетический подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесения зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Он объединяет экономико-статистические модели: трендовые и факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
При использовании одних трендовых моделей прогнозирования спроса предприятие не сможет вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. Поэтому они должны быть дополнены использованием факторных моделей оценки и прогнозирования спроса, при этом предпочтение лучше отдавать именно многофакторным моделям. В качестве особого инструмента моделирования и прогнозирования потребительского спроса необходимо использовать коэффициенты эластичности спроса. При выполнении прогнозных расчетов спроса на товары на предстоящий год принятая величина коэффициента эластичности спроса умножается на прогнозируемый темп прироста денежных доходов на душу населения или другого фактора спроса.
Нормативное прогнозирование необходимо для определения стратегических задач на основе заранее заданных критериев и норм. Данным метод ориентирован на долгосрочную перспективу. Он заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящих тенденций, рациональных норм потребления. Однако нестабильность развивающейся экономики делает невозможным обоснование нормы потребления.
Для использования методов экспертных оценок необходимо рационально организовать проведение экспертизы проблемы прогнозирования спроса и обработку результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов принимается в качестве прогноза спроса. Здесь можно применять различные методы опросов: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, «мозговую атаку», дискуссию. Однако недостатком этих методов является их субъективность. Поэтому их необходимо применять только тогда, когда отсутствует информация о прогнозируемом спросе.
Таким образом, существуют разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно.