Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – показать, как на основе расчетов экономических показателей исследовать финансовое и хозяйственное состояние экономического субъекта и на наглядном примере (ОАО «Кыргызтелеком») произвести анализ деятельности компании.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АХФДП (Автосохраненный).docx

— 343.01 Кб (Скачать файл)

на банковскую систему, достаточно сравнить тренды экономики  в целом и банковской

системы в  этот период.

Итоги работы экономики страны за 2009 год неутешительны. Рост ВВП в 2009 году

был отрицательным - 0,4%, в 2007-2008 годах рост ВВП был на уровне 7%. Наибольший

спад наблюдался в промышленности - индекс физического  объема промышленности

на ноябрь 2009 года составил 88,3% по сравнению с 103,7 % в ноябре 2008 года. Объем

производства  в ноябре 2005 года снизился на 6,5 %, в  сельском хозяйстве спад составил

22,6%. Самым  благополучным выглядит сектор  торговли и услуг, который дал  прирост

на 15-19%.

В то же время  чистая прибыль банковской системы за девять месяцев 2009 года составила

0,34 млрд. сомов, в аналогичном периоде 2008 года данный показатель составил

0,24 млрд. сомов.  Суммарные доходы коммерческих банков за девять месяцев 2008 составили

1,88 млрд. сомов,  по сравнению с аналогичным  периодом 2004 года отмечается

рост на 43,25%. Доходность активов банковской системы, в годовом исчислении, на

1 октября  2005 года составила 2,5%, а доходность  на вложенный капитал - 18,2 % .

Таким образом, в банковской системе общая ситуация была не столь уж плохой. Тем

не менее, обострение общественно-политической ситуации все же нашло негативное

отражение в  банковском бизнесе. Так, после событий  марта 2009 года произошел

отток вкладов  и депозитов - если на конец февраля  общий объем вкладов составлял

2,08 млрд. сомов,  то в марте он упал до 1,92 млрд. сомов, отток депозитов начался  еще

раньше - в  феврале. Депозиты же являются одними из главных ресурсов коммерческих

банков для  осуществления активных операций.

Сокращение  финансовых источников адекватно отразилось и на кредитовании

- после января  размеры кредитования также сократились.  Правда, уже в апреле,

мае, июле начался постепенный подъем объема вкладов и депозитов. Общий объем

депозитов предприятий  и населения, привлеченных в банковскую систему, по состоянию

на 1 июля по сравнению с началом года вырос  на 18,3 %, а объем выданных

кредитов  клиентам - на 7,1 %. Здесь примечательно  то, что темпы роста объемов

вкладов и  депозитов стали заметно выше, чем темпы роста кредитов (8). Иначе  говоря,

банки стали  вести очень консервативную кредитную политику. К концу 2009 года

объем кредитов увеличился на 104% по сравнению с 2008 годом. Судя по показателям,

банковский  бизнес оказался менее чувствительным к общественно-политическим

процессам. Именно сектор торговли и услуг, больше других получивший кредиты, дал

прирост своих  объемов и оказался наиболее устойчивым к имевшим место событиям.

Об этом свидетельствует  структура доходов банковского  сектора. По состоянию на 1

октября 2009 года в структуре совокупных доходов процентные доходы составили

59,7%, доходы  от предоставления услуг и  комиссионные - 30,5%, доходы от операций

с иностранной  валютой - 9,2%. А структура выданных кредитов, обеспечивающих эти

самые процентные доходы, на эту же дату была распределена следующим образом:

торговля  и коммерческие операции - 42,5% (на начало 2009 года - 45,6%); промышленность

-19,1 %; строительство - 5,9% (начало 2009 года - 4,9%); недвижимость - 5,7%

(на начало 2009 года - 4,9%).

Избранная банками  политика концентрации ресурсов на кредитном  обслуживании

сектора торговых компаний обеспечивает им наибольшую доходность и является оправданной

с точки зрения результативности бизнеса. И, конечно  же, имеющая место

нестабильная  общественно-политическая ситуация в  стране заставляет банковский

сектор иметь  постоянно излишнюю ликвидность, которая  сдерживает процесс кредитования

не только промышленного, но и других секторов экономики. Проблема

повышения роли банков в развитии экономики по-прежнему существует.

Всего в первом полугодии 2010 года действовало 20 коммерческих банков (включая

Расчетно-сберегательную компанию и филиал Национального  банка Пакистана). В их

числе 15 банков с иностранным участием в капитале, из них в 10 банках иностранное

участие составило  более 50 процентов. Все банковские учреждения являются универсальными.

Кыргызская  банковская система, имея один из самых  либеральных законов

на постсоветском  пространстве, предоставила широкое  поле деятельности для

инвесторов. Кыргызская банковская система первая из банковских систем стран-членов

СНГ еще в 1997 году перешла на международные  стандарты финансовой отчетности,

позволив  тем самым получать достоверную  информацию об их истинном финансовом

состоянии как инвесторам, партнерам, так и их клиентам. В настоящий момент

банковский  сектор в Кыргызстане - наиболее транспарентная и прибыльная отрасль

экономики, вносящая заметный вклад в бюджет страны. Не случайно иностранные

инвесторы активны  на рынке банковских акций. Показатель «чистого» суммарного

капитала  банковской системы, применяемый для расчета установленных НБ КР экономических

нормативов  составил 4,07 млрд. сомов, увеличившись в отчетном периоде

на1б,0%(1).

Однако в  стране продолжает иметь место дефицит  доверия к коммерческим банкам.

Основной  причиной дефицита доверия является банкротство ряда коммерческих

банков на протяжении последних 18 лет. Общая сумма обязательств этих банков перед

физическими июридическим лицами составляет 378,1 млн. сомов. Для исправления

ситуации  был предпринят ряд мер: совершенствование  нормативно-правовой базы,

усиление  и повышение эффективности контрольно-надзорных  функций НБ КР, усиление

требований  к менеджменту банков. Это позволило  улучшить общую ситуацию,

то есть в  банках растут и депозиты, и вклады населения, но не в такой мере, как  бы нам

хотелось. Денежная масса на руках у населения, по данным Национального банка, составляет

более 13 миллиардов сомов. Значительная часть этих средств  могла бы разместиться

в 6ai 1ках, которые  могли бы стать источником для  долгосрочного кредитования.

Из кредитов, выданных нашими коммерческими банками  на срок более одного года,

80,5% составляют  кредиты, выданные в рамках  международных кредитных линий  ЕБРР,

MAP, то есть  это не ресурсы самих банков. Проблема повышения доверия к  банкам со

стороны потенциальных  вкладчиков пока не решена. Эффективным решением могло

бы быте принятие закона «О защите депозитов». Этот вопрос уже на протяжении ряда

лет рассматривается, но пока не находит своего решения. Принятие такого закона позволило

бы снизить риски вкладчиков, обеспечивая частичную компенсацию утерянных

денежных  средств из страхового фонда. Это  усилило бы мотивированность сохранения

денежных  средств в банках.

Кыргызские  банки имеют недостаточную капитализацию, у них недостаточно

«длинных  денег». Дальнейшая капитализация коммерческих банков, наряду с усиле-

нием их устойчивости, расширением финансовых возможностей, увеличит источник

долгосрочных  кредитных ресурсов. В настоящее  время наши банки не в состоянии

финансировать крупные проекты в силу недостаточности  собственного капитала, а

отсутствие  опыта не позволяет им объединиться для выдачи консорциальных кредитов.

Кроме того, необходимо создать условия для  ускоренного развития таких институциональных

инвесторов, как страховые компании, негосударственные  пенсионные фонды,

инвестиционные  компании и фонды, которые являются обладателями «длинных денег»

и часть активов  хранят в коммерческих банках. Таким  образом, формирование внутренних

источников  «длинных денег» для кредитования банками  экономики - задача как

самой банковской системы, так и государства. Необходимо внесение этой проблемы в

политическую  повестку дня, необходима выработка  программы действий и обеспечение

ее выполнения.

Банковский  сектор должным образом не насыщен  денежными ресурсами. Решение

проблемы  обеспечения большей концентрации денег в банках требует заинтересованного

участия государства. Отсутствие внимания к этой проблеме служит препятствием,

сдерживающим рост результативности вклада банков в развитие реального сектора

экономики страны.

Общий потенциал  банковского сектора Кыргызстана  и его вклад в развитие экономики

страны пока невелики. Основным ограничителем увеличения роли банков в развитии

экономики является количество денег, которые концентрируются  в банковской

сфере. Чем  их больше в банках, тем быстрее  будуг расти активы, в том числе кредиты.

Но на сегодняшний  день ситуация здесь крайне неблагоприятная - из всей денежной

базы только 18,0% находится в банковском обороте, большая часть сделок внутри

страны осуществляется в наличной форме, дефицит денежного  предложения клиентам

со стороны  коммерческих банков обусловлен огромными размерами небанковского

платежного  оборота. Недостаточный приток денежных средств в банковскую систему

существенно сокращает возможности банков для  содействия экономическому росту

страны. Главной  причиной такого положения дел является отсутствие ограничений

для небанковского  платежного оборота и существование  у экономических агентов

стимулов  к поддержке непрозрачных финансовых потоков - работа с наличными

деньгами  позволяет скрыть финансовый оборот, уходить от налогов. Соответствующие

законодательные ограничения действуют во многих странах, и это способствует обеспечению

прозрачности  движения финансовых потоков и существенному  увеличению

депозитной  базы коммерческих банков.

Меры, которые  MOiyr способствовать решению данной проблемы, следующие:

1. Принятие  законодательных ограничений по  суммам платежей, осуществляемых  в

наличной  форме.

2. Скорейший  переход экономических субъектов  на международные стандарты финансовой

отчетности, создание стимулов для выхода из тени.

3. Ослабление  налогового бремени, улучшение  налогового администрирования, максимальное

сокращение  прямых контактов между сотрудниками налоговых органов

и экономическими агентами, ужесточение наказания  за налоговые преступления.

В целом принятие данных мер увеличит ресурсы для  кредитования экономики,

появится  мощный инструмент борьбы с теневым  оборотом капитала, повысятся налоговые

отчисления, что позволит сократить налоговое  бремя.

Государство обязано принять меры, которые  стимулируют сокращение небанковского

денежного оборота. Банковский сектор в состоянии элиминировать воздействие

негативных  сторон такого решения и эффективно использовать его позитивные моменты

для экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение необходимо отметить следующее:

Анализ  финансово-хозяйственной деятельности фирмы в условиях рыночной экономики  приобретает все большее значение.

Анализ  представляет собой функцию управления имеющую целью выяснение реального состояния функционирования фирмы. В зависимости от поставленных целей упор может быть сделан на различные аспекты деятельности организации.

В основе анализа финансово-хозяйственной  деятельности лежит методика анализа, которая определяет форму аналитического исследования и аналитических процедур. Детализация процедурной стороны  анализа ФХД зависит от информационного  обеспечения и выбранных направлений  анализа.

Анализ  финансово-хозяйственной деятельности позволяет:

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия