Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

После этого необходимо детально изучить причины изменения объёма продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

6.3. Анализ ценовой  политики предприятия и уровня  среднереализационных цен

Цены обеспечивают предприятию  запланированную прибыль, конкурентоспособность  продукции, спрос на неё. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит  в том, что предприятие устанавливает  цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определённой долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение  запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы  и т.д.) При этом ценовая политика должна корректироваться с учётом стадии жизненного цикла товаров.

Данные табл. 6.5 показывают, что анализируемое предприятие  проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее  отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется более высоким спросом. В итоге  предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счёт наращивания суммы  оборота.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный  анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы  продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объём его продаж за отчётный период. На изменение её уровня оказывают влияние следующие  факторы: качество реализуемой продукции, рынки её сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции  – один из основных факторов, от которых  зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более  высокие цены, и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счёт его качества ( ) можно определить по формуле

Где Ц и – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

– объём реализации продукции  нового качества;

– общий объём реализованной  продукции i-го вида за отчётный период.

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются  в зависимости от сорта или  кондиции, категории, влияния качества продукции на изменение средней  цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножаются на базовую  цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируют:

.

Изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта  продукции показано в табл. 6.6. и  сроки реализации в табл. 6.7.

Если на протяжении отчётного  периода произошло изменение  цен на продукцию в связи с  инфляцией, то изменение цены по каждому  виду продукции умножается на объём  её реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции соответствующего вида за отчётный период.

В заключении обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6.8).

6.4. Анализ прочих  финансовых доходов и расходов

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные  доходы и расходы.

К инвестиционным доходам  относятся проценты к получению  по облигациям, депозитам, по государственным  ценным бумагам, доходы от участия в  других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов  и т.п.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации  в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные  доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в  отчётном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадёжной  дебиторской задолженности, по которой  истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

В процессе анализа изучаются  состав, динамика, выполнение плана  и факторы изменения суммы  полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг  являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя  и др.

Доход держателя акций  складывается из суммы дивиденда  и прироста капитала, вложенного в  акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретённых  облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают  динамику и структуру доходов  по каждому виду ценных бумаг (табл. 6.9).

Доходы от акций могут  измениться за счёт:

- количества акций, имеющихся  в портфеле предприятии (К);

- средней стоимости одной  акции (Р);

- уровня дивидендной доходности (Кd) – отношения суммы полученных  дивидендов к сумме инвестированных  средств в данный вид активов:

П= К∙Р∙Кd.

Для расчёта влияния данных факторов на изменение суммы полученной прибыли от данного вида активов  можно использовать один из приёмов  детерминированного факторного анализа.

Доходы от акций на данном предприятии за отчётный год увеличилась  на 350 тыс. руб., в том числе за счёт:

а) увеличения количества акций

= (350-300)∙10∙0,35 = 175 тыс. руб.;

б) уровня дивидендной доходности

= 350∙10∙(0,40-0,35) = 175 тыс. руб.

Сумма полученных процентов  по облигациям также зависит от количества облигаций, средней стоимости одной  облигации и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме  данного вида активов):

П=К∙Р∙СП.

Процентные доходы по облигациям на данном предприятии возросли на 300 тыс. руб. только за счёт увеличения количества облигаций, поскольку их стоимость и доходность не изменилась.

Средний уровень дивидендного дохода по акциям и средний уровень  процентного дохода по облигациям зависят  не только от доходности каждого вида акций или облигаций, но и от структуры  портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность. Эту зависимость можно  представить следующим образом:

или

Для расчёта влияния данных факторов на средний уровень доходности акций (облигаций) можно использовать приём абсолютных разниц:

.

.

Процентный доход по депозитам (П ) зависит от среднегодовой суммы  депозитных вкладов (В ) и среднего уровня депозитного процента СП (отношение  суммы полученных процентов по депозитам  к среднегодовой сумме депозитных вкладов):

П =В ∙СП.

Процентный доход по депозитам  возрос на 360 тыс. руб., в том числе  за счёт увеличения:

а) суммы депозитных вкладов

= (3600-3000)∙30/100 = + 180 тыс. руб.;

б) уровня процентных ставок по депозитам

= 3600∙(35%-30%)/100 = + 180 тыс. руб.

Анализ прочих внереализационных  доходов и расходов также следует  проводить по каждому виду.

Убытки от выплаты штрафов  возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с  другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполнения обязательств, принимаются меры для их предотвращения.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового  контроля со стороны предприятия  в отношении их. Поэтому при  анализе данного показателя следует  проверить, во всех ли случаях нарушения  договорных обязательств поставщикам  были предъявлены соответствующие  санкции.

Убытки от списания безнадёжной  дебиторской задолженности возникают  обычно на тех предприятиях, где  постановка учёта и контроля за состоянием расчётов находится не на должном  уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также  свидетельствуют о недостатках  бухгалтерского учёта.

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

6.5. Анализ рентабельности  предприятия

Рентабельность – это  относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д). Они более полно, чем  прибыль, идентифицируют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или потреблёнными  ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия  и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп, характеризующих:

1) окупаемость затрат;

2) прибыльность продаж;

3) доходность капитала  и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения  прибыли от реализации (П ) до выплаты  процентов и налогов к сумме  затрат по реализованной продукции (З ):

R.

Показывает, сколько предприятие  имеет прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и  в целом по предприятию. При определении  его уровня в целом по предприятию  целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные  доходы и расходы, относящиеся к  основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от инвестиционной деятельности (П ) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

RI=.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг  до выплаты процентов и налогов  на сумму полученной выручки (В ). Характеризует  эффективность производственной и  коммерческой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

R.

Рентабельность совокупного  капитала исчисляется отношением брутто-прибыли  до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости  всего совокупного капитала (KL).

R.

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется  отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов  и налогов (П ) к среднегодовой  сумме операционного капитала (ОК). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

R.

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка: изменения структуры  реализованной продукции, её себестоимости  и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

R.

Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 6.2 и 6.3.

=22,8%;

=22,8%;

=23,6%;

= 48,2%;

= 23,7%;

Изменение рентабельности общее:

=23,7-22,8= +0,9%;

В том числе за счёт:

=22,8-22,8=0;

=23,6-22,8=+0,8%;

=48,2-23,6=+24,6%;

=23,7-48,2=24,5%.

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением  уровня цен и удельного веса более  доходных видов продукции в общем  объёме продаж. Рост себестоимости  реализованной продукции на 12 989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.

Затем следует сделать  факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень  рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  среднереализованных цен и себестоимости  единицы продукции:

По данным табл. 6.10. рассчитаем влияние этих факторов на изменение  уровня рентабельности изделия Б  способом цепной подстановки:

R = 19,2%;

R = 42,3%;

R = 19,4%.

Общее изменение рентабельности по изделию Б:

= 19,4-19,2= + 0,2%,

в том числе за счёт изменения:

а) среднего уровня отпускных  цен

= 42,3-19,2 = +23,1%;

б) уровня себестоимости  продукции

= 19,4-42,3= -22,9%.

Аналогичные расчёты делаются по каждому виду товарной продукции (табл. 6.10), из которой видно, какие  виды продукции на предприятии более  доходные, как изменился уровень  рентабельности, и какие факторы  на это повлияли.

Необходимо также более  детально изучить причины изменения  среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. По данным табл. 6.8 выполним этот расчёт по изделию  А (табл. 6.11).

Дальше нужно установить, за счёт каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия