Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

Для правильной оценки деятельности предприятий факторы необходимо подразделять ещё на объективные  и субъективные. Объективные факторы, например стихийное бедствие, не зависят  от воли и желания людей. В отличие  от объективных субъективные факторы  зависят от деятельности юридических  и физических лиц.

По степени распространённости факторы делятся на общие и  специфические. К общим относятся  факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, действия которых проявляется  в условиях отдельной отрасли  экономики или предприятия. Такое  деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и более точно  оценить их деятельность.

По продолжительности  воздействия на результаты деятельности различают факторы постоянные и  переменные. Постоянные факторы оказывают  влияние на изучаемое явление  беспрерывно на протяжении всего  времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например освоение новой техники, новых  видов продукции, новой технологии производства и т.д.

Большое значение для оценки деятельности предприятий имеет  деление факторов по характеру их действия на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом  результативного показателя, например увеличение объёма производства продукции  путём расширения посевной площади, увеличения поголовья животных, численности  рабочих и т.д. Интенсивные факторы  характеризуют степень усилий, напряжённости  труда в процессе производства, например повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, уровня производительности труда.

Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора  на результаты хозяйственной деятельности, то их разделяют на количественные и качественные, простые и сложные, измеряемые и неизмеряемые.

Количественными считаются  факторы, которые выражают количественную определённость явлений (количество рабочих, оборудования, сырья и т.д.) Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых  объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.)

Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В зависимости  от состава факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементарные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчётном периоде.

Как уже указывалось, одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие – косвенное. По уровню соподчинённости (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и т.д. уровней  подчинённости. К факторам первого  уровня относятся те, которые непосредственно  влияют на результативный показатель. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами  второго уровня и т.д. Например, относительно валовой продукции факторами  первого уровня являются среднегодовая  численность рабочих и среднегодовая  выработка продукции одним рабочим. Количество отработанных дней одним  рабочим и среднедневная выработка  – это факторы второго уровня. К факторам же третьего уровня относятся  продолжительность рабочего дня  и среднечасовая выработка.

Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может  быть количественно измерено. Вместе с тем имеется целый ряд  факторов, влияние которых на результаты деятельности предприятий не поддаётся  непосредственному измерению, например обеспеченность работников жильём, детскими учреждениями, уровень подготовки кадров и др.

2.5. Систематизация  факторов в АХД

системный подход в АХД  вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учётом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчинённости, что достигается  с помощью систематизации. Систематизация – это размещение изучаемых явлений  или объектов в определённом порядке  с выявлением их взаимосвязи и  соподчинённости.

Различают детерминированные  и стохастические факторные системы. Создать детерминированную факторную  систему – значит представить  изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.

Например, объём валового выпуска продукции промышленного  предприятия можно представить  в виде произведения двух факторов первого порядка: среднесписочной  численности рабочих и среднегодовой  выработки продукции одним рабочим  за год, которая, в свою очередь, зависит  непосредственно от количества отработанных дней одним рабочим в среднем  за год и среднедневной выработки  продукции рабочим. Последняя также  может быть разложена на продолжительность  рабочего дня и среднечасовую  выработку (рис. 2.3.).

Развитие детерминированной  факторной системы достигается, как правило, за счёт детализации  комплексных факторов. Элементарные факторы (в нашем примере –  количество рабочих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня) не раскладываются на сомножители, так  как по своему содержанию они однородны. С развитием системы комплексные  факторы постепенно детализируются на менее общие, те, в свою очередь, ещё на менее общие, постепенно приближаясь  по своему аналитическому содержанию к элементарным (простым).

Таким образом, систематизация факторов позволяет более глубоко  изучить взаимосвязь факторов при  формировании величины изучаемого показателя, что имеет немаловажное значение на следующих этапах анализа, особенно на этапе моделирования исследуемых  показателей.

2.6. Моделирование  взаимосвязей в детерминированном  факторном анализе

Одной из задач факторного анализа является моделирование  взаимосвязей между результативными  показателями и факторами, которые  определяют их величину. Сущность моделирования  заключается в том, что взаимосвязь  исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного  математического уравнения.

В детерминированном анализе  выделяются следующие типы наиболее часто встречающихся факторных  моделей.

x =х +х +х +…+х.S1. Аддитивные модели: Y=

Они используются в тех  случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

1. Мультипликативные модели: Y= x ∙x ∙x ∙…х.

Этот тип моделей применяется  тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

2. Кратные модели: Y= х / х /

Они используются тогда, когда  результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные)  модели – это сочетание в  различных комбинациях предыдущих  моделей:

Y=; Y=; Y=; Y=(a+b)c и т.д.

Моделирование мультипликативных  факторных систем в АХД осуществляется путём последовательного расчленения  факторов исходной системы на факторы-сомножители. Например, при исследовании процесса формирования объёма производства продукции (см. рис. 2.3.) можно применять такие  детерминированные модели, как:

ВП=ЧР∙ГВ;

ВП=ЧР∙Д∙ДВ;

ВП=ЧР∙Д∙П∙ЧВ.

Эти модели отражают процесс  детализации исходной факторной  системы мультипликативного вида и  расширения её за счёт расчленения  на сомножители комплексных факторов. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации  и формализации показателей в  пределах установленных правил.

Аналогичным образом осуществляется моделирование аддитивных факторных  систем, т.е. путём расчленения факторов исходной модели на составные элементы.

Как известно, объём реализации продукции равен

VPП=VBП-О,

где VPП- объём выпуска  продукции;

О – остатки нереализованной  продукции.

Часть нереализованной продукции  может находиться на складах предприятия (О ), а часть может быть отгружена  покупателями, но ещё не оплачена (О ). Тогда приведённую исходную модель можно записать следующим образом:

VPП=VBП- О – О.

К классу кратных моделей  применяются следующие способы  их преобразования: удлинения, расширения и сокращения.

Метод удлинения предусматривает  удлинение числителя исходной модели путём замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Например, себестоимость единицы  продукции можно представить  в виде функции двух факторов: изменения  суммы затрат (З) и объёма выпуска  продукции (VВП). Исходная модель этой факторной  системы будет иметь вид

С=.

Если общую сумму затрат (З) заменить отдельными их элементами, такими, как оплата труда (ОТ), сырьё  и материалы (СМ), амортизация основных средств (А), накладные расходы (НР) и  др., то получим аддитивную модель с  новым набором факторов:

С= + + + =Х +Х Х +Х,

Где Х – трудоёмкость продукции;

Х – материалоёмкость продукции;

Х – фондоёмкость продукции;

Х – уровень накладных  затрат.

Метод расширения предусматривает  расширение исходной факторной модели путём умножения числителя и  знаменателя дроби на один или  нескольких новых показателей. Например, если в исходную модель Y=a:b ввести новый  показатель с, то модель примет вид

Y= = = ∙ =х ∙х.

В результате получается конечная мультипликативная модель в виде произведения нового набора факторов.

Этот способ моделирования  широко применяется в анализе. Например, среднегодовую выработку продукции  одним работником (показатель производительности труда) можно записать таким образом: ГВ=ВП:ЧР. Если ввести такой показатель, как количество отработанных дней всеми  работниками (Д ), то получим следующую  модель годовой выработки:

ГВ= = ∙ =ДВ∙Д,

Где ДВ –среднедневная выработка;

Д –количество отработанных дней одним работником.

Метод сокращения представляет собой создание новой факторной  модели путём деления числителя  и знаменателя дроби на один и  тот же показатель. В данном случае получается конечная модель того же типа, что и исходная, однако с другим набором факторов.

Как известно, рентабельность совокупных активов предприятия  рассчитывается делением суммы прибыли (П) на их среднегодовую величину (А):

R=П/А.

Если числитель и знаменатель  разделим на выручку (товарооборот), то получим кратную модель, но с новым  набором факторов: рентабельность продаж и капиталоёмкости продукции:

R= = =

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены  на составные элементы (факторы) различными способами и представлены в виде различных типов детерминированных  моделей. Выбор способа моделирования  зависит от объекта исследования, от поставленной цели, а также о  профессиональных знаний и навыков  исследователя.

Процесс моделирования факторных  систем – очень сложный и ответственный  момент в АХД. От того, насколько  реально и точно созданные  модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечные результаты анализа.

Глава 3. Способы  обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности

3.1. Способ сравнения  в АХД

Сравнение как один из научных  способов познания используется в АХД  наиболее широко. Сущность его состоит  в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью  сравнения выявляется общее и  особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в  уровне исследуемых объектов, изучаются  тенденции и закономерности их развития. Подчёркивая его важность, можно  сослаться на поговорку "Все познаётся  в сравнении".

В анализе применяются  следующие типы сравнений:

1. Сравнение фактически  достигнутых результатов с данными  прошлых периодов. Здесь сравнивают  результаты сегодняшнего дня  со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это  даёт возможность оценить темпы  изменения изучаемых показателей  и определить тенденции и закономерности  развития экономических процессов.  Из табл. 3.1. видно, что объём  производства продукции предприятия  имеет тенденцию к повышению.  За пять лет он вырос на 10,5%. Причём этот прирост обусловлен  повышением производительности  труда при уменьшении численности  работников.

2. Сопоставление фактического  уровня показателей с плановыми.  Такое сравнение необходимо для  оценки степени выполнения плана,  определения неиспользованных резервов  предприятия.

Данные табл. 3.2. показывают, как выполнен план по производству каждого вида продукции и в  целом по предприятию. Аналогичные  сравнения делают и по другим показателям.

3. Сравнение с утверждёнными  нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды  и т.д.) Такое сравнение, широко  используемое в практике аналитической  работы, необходимо для выявления  экономии или перерасхода ресурсов  на производство продукции, для  оценки эффективности их использования  в процессе производства и  определения утерянных возможностей  увеличения выпуска продукции  и снижения себестоимости (табл. 3.3.).

4. Сравнение с лучшими  результатами, т.е. с лучшими образцами  труда, передовым опытом, достижениями  науки и техники. Внутри предприятия  проводится сравнение среднего  уровня показателей, достигнутых  коллективом в целом, с показателями  передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные возможности предприятия.

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия