Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

Как нам уже известно, объём валового выпуска продукции (ВП) зависит от двух основных факторов первого порядка: численности рабочих (ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имеем двухфакторную мультипликативную  модель:

ВП=ЧР∙ГВ.

Алгоритм расчёта способом цепной подстановки для этой модели:

ВП =ЧР ∙ГВ =100∙4=400 млн руб.;

ВП =ЧР ∙ГВ =120∙4=480 млн руб.;

ВП =ЧР ∙ГВ =120∙5=600 млн руб.

Как видим, второй показатель выпуска продукции отличается от первого тем, что при его расчете  принята численность рабочих  текущего периода вместо базового. Среднегодовая выработка продукции  одним рабочим в том и другом случае базовая. Значит, за счет роста  численности рабочих выпуск продукции  увеличивается на 80 млн. руб. (480-400).

Третий показатель выпуска  продукции отличается от второго  тем, что при расчёте его величины выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо базового. Количество же работников в обоих  случаях – отчётного периода. Отсюда за счёт повышения производительности труда выпуск продукции увеличился на 120 млн. руб. (600-480).

Таким образом, увеличение выпуска  продукции вызвано следующими факторами:

а) рост численности рабочих + 80 млн. руб.;

б) повышение уровня производительности

труда + 120 млн. руб.

----------------------

Итого + 200 млн. руб.

Алгебраическая сумма  влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного  показателя:

ВП + ВП = ВП.

Отсутствие такого равенства  свидетельствует о допущенных ошибках  в расчётах.

Если требуется определить влияние четырёх факторов, то в  этом случае рассчитывается не один, а  три условных величин результативного  показателя на единицу меньше числа  факторов. Схематически это можно  представить следующим образом.

Проиллюстрируем это на четырёхфакторной модели выпуска продукции:

ВП=ЧР∙Д∙П∙ЧВ.

Исходные данные для решения  задачи приведены в табл. 4.1:

ВП =ЧР ∙Д ∙П ∙ЧВ =100∙200∙8∙2,5=400 млн. руб.;

ВП =ЧР ∙Д ∙П ∙ЧВ =120∙200∙8∙2,5=480 млн. руб.;

ВП =ЧР ∙Д ∙П ∙ЧВ =120∙208,3∙8∙2,5=500 млн. руб.;

ВП =ЧР ∙Д ∙П ∙ЧВ =120∙208,3∙7,5∙2,5=468,75 млн. руб.;

ВП =ЧР ∙Д ∙П ∙ЧВ =120∙208,3∙7,5∙3,2= 600 млн.руб.

Объём выпуска продукции  в целом вырос на 200 млн. руб. (600-400), в том числе за счёт изменения:

а) количества рабочих

ВП =ВП -ВП =480-400= +80 млн. руб.;

б) количества отработанных дней одним рабочим за год

ВП =ВП -ВП =500-480= +20 млн. руб.;

в) средней продолжительности  рабочего дня

ВП =ВП -ВП =468,75-500= -31,25 млн. руб.;

г) среднечасовой выработки

ВП =ВП -ВП =600-468,75= +131,25 млн. руб.

----------------------------

Итого + 200 млн. руб.

Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей  последовательности расчётов: в первую очередь нужно учитывать изменение  количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько  количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует  изменить величину факторов первого  уровня подчинения, а потом более  низкого. В приведённом примере  объём производства продукции зависит  от четырёх факторов: количества рабочих, количества отработанных дней одним  рабочим, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки. Согласно схеме на рис. 2.3.количество рабочих по отношению к валовому выпуску продукции- фактор первого  уровня, количество отработанных дней – второго уровня, продолжительность  рабочего дня и среднечасовая  выработка –факторы третьего уровня. Это и обусловило последовательность размещения факторов в модели и, соответственно, очерёдность определения их влияния.

Таким образом, применение способа  цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчинённости, умения правильно их классифицировать и систематизировать.

4.2. Способ абсолютных  разниц

Способ абсолютных разниц применяется для расчёта влияния  факторов на прирост результативного  показателя в детерминированном  анализе, но только в мультипликативных  моделях (Y=x ∙x ∙x …x ) и моделях мультипликативно-аддитивного  типа: Y=(а-b)c и Y=a(d-c). И хотя его использование  ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в  АХД.

При его использовании  величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся  справа от него, и на фактическую  величину факторов, расположенных слева  от него в модели.

Алгоритм расчёта для  мультипликативной четырёхфакторной модели валового выпуска продукции  выглядит следующим образом:

ВП=ЧР∙Д∙П∙ЧВ

ВП = ЧР∙Д ∙П ∙ЧВ =(+20)∙200∙8,0∙2,5 = + 80 000;

ВП =ЧР ∙ Д∙П ∙ЧВ =120∙(+8,33)∙8,0∙2,5 = +20 000;

ВП =ЧР ∙Д ∙ П∙ ЧВ = 120∙208,33∙(-0,5)∙2,5= – 31 250;

ВП = ЧР ∙Д ∙П ∙ ЧВ= 120∙208,33∙7,5∙(+0,7)= + 131 250

---------------------

Итого + 200 000

Таким образом, с помощью  способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также  необходимо следить за тем, чтобы  алгебраическая сумма прироста результативного  показателя за счёт отдельных факторов равнялась его общему приросту.

Рассмотрим алгоритм расчёта  факторов этим способом в моделях  мультипликативно – аддитивного  вида. Для примера возьмём факторную  модель прибыли реализации продукции:

П=VPП (Ц-С),

Где П – прибыль от реализации продукции;

VРП – объём реализации  продукции;

Ц – цена единицы продукции;

С – себестоимость единицы  продукции.

Прирост суммы прибыли  за счёт изменения:

объёма реализации продукции: П = VРП (Ц -С );

цены реализации П =VРП ∙  Ц;

себестоимости продукции  П =VРП (- С).

4.3. Способ относительных  разниц

Способ относительных  разниц применяется для измерения  влияния факторов на прирост результативного  показателя только в мультипликативных  моделях. Здесь используются относительные  приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Рассмотрим методику расчёта влияния  факторов этим способом для мультипликативных  моделей типа Y=adc.

Изменение результативного  показателя определяется следующим  образом:

Y =Y ∙;

Y =(Y + Y )∙;

Y =(Y + Y + Y )∙.

Согласно этому правилу  для расчёта влияния первого  фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого  фактора, выраженного в виде десятичной дроби.

Чтобы рассчитать влияние  второго фактора, нужно к базовой  величине результативного показателя прибавить изменение его за счёт первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный  прирост второго фактора.

Влияние третьего фактора  определяется аналогично: к базовой  величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост  за счёт первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный  прирост третьего фактора и т.д.

Способ относительных  разниц удобно применять в тех  случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более) В отличие от предыдущих способов здесь значительно сокращается  число вычисленных процедур, что  обусловливает его преимущество.

4.4. Способ пропорционального  деления и долевого участия

В ряде случаев для определения  влияния факторов на прирост результативного  показателя может быть использован  способ пропорционального деления. Это касается тех случаев, когда  мы имеем дело с адаптивными моделями Y=Σх и моделями кратноаддитивного  типа:

Y=; Y=.

В первом случае, когда имеем  одноуровневую модель типа Y=a+b+c, расчёт проводится следующим образом:

Y =; =; =.

В моделях кратно-аддаптивного типа сначала необходимо способом подстановки  цепной определить, насколько изменился  результативный показатель за счёт числителя  и знаменателя, а затем провести расчёт влияния факторов второго  порядка способом пропорционального  деления по вышеприведённым алгоритмам.

Например, уровень рентабельности повысился на 8 % в связи с увеличением  суммы прибыли на 1000 тыс. руб. При  этом прибыль возросла за счёт увеличения объёма продаж на 500 тыс. руб., за счёт роста  цен – на 1700 тыс. руб., а за счёт роста себестоимости продукции  снизилась на 1200 тыс. руб. Определим, как изменился уровень рентабельности за счёт каждого фактора:

= ∙500=+4,0%; = ∙1700=+13,6%;

= ∙(-1200)=-9,6%.

Для решения такого типа задач можно использовать также  способ долевого участия. Для этого  сначала определяется доля каждого  фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий  прирост результативного показателя (табл. 4.2.):

=; =;

=.

4.5. Интегральный  метод в АХД

Интегральный метод применяется  для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и  кратно – аддитивных моделях. Его  использование позволяет получать более точные результаты расчета  влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, поскольку  дополнительный прирост результативного  показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.

Рассмотрим алгоритмы  расчётов влияния факторов для разных моделей:

1. f=xy:

= +, или = (у +у );

= +, или = (х +х ).

В нашем примере (табл. 4.1.) расчёт влияния факторов делается следующим  образом:

ВП=ЧР∙ГВ.

ВП =(+20)∙4+ (20∙1)=+90 тыс. руб.;

ВП =(+1)∙100+ (20∙1)=+110 тыс. руб.

2. f=xyz:

= (y z +y z )+;

= (х z +x z )+;

=.

Для расчёта влияния факторов в кратных и смешанных моделях  используются следующие рабочие  формулы.

1. Вид факторной модели f=:

= ln;.

2. Вид факторной модели f=:

;;.

Если в знаменателе  больше двух факторов, то процедура  продолжается.

Таким образом, использование  интегрального метода не требует  знания всего процесса интегрирования. Достаточно в эти готовые рабочие  формулы подставить необходимые  числовые данные и сделать не очень  сложные расчёты с помощью  калькулятора или другой вычислительной техники.

4.6. Способ логарифмирования  в АХД

Способ логарифмирования применяется для измерения влияния  факторов в мультипликативных моделях. Как и при интегрировании, здесь  результат расчёта также не зависит  от месторасположения факторов в  модели. По сравнению с интегральным методом логарифмирование обеспечивает более высокую точность расчётов. Если при интегрировании дополнительный прирост от взаимодействия факторов распределяется поровну между ними, то с помощью логарифмирования результат  совместного действия факторов распределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на уровень  результативного показателя. В этом его преимущество, а недостаток –  в ограниченности сферы применения.

В отличие от интегрального  метода при логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей, а  индексы их роста (снижения). Допустим, что результативный показатель можно  представить в виде произведения трёх факторов: f=xyz. Влияние данных факторов определяется следующим образом:

= ·; = ·; = ·.

Из формул следует, что  общий прирост результативного  показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму  индекса результативного показателя. И не имеет значения, какой логарифм используется – натуральный или  десятичный.

Используя данные табл. 4.1., определим  прирост выпуска продукции за счёт численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим  за год (Д) и среднедневной выработки (ДВ) по факторной модели:

ВП=ЧР·Д·ДВ.

= · = 200· =+89,9 млн. руб.;

= ·

Преимущество способа  логарифмирования состоит в относительной  простоте вычислений и более высокой  точности расчётов.

Сферу применения приёмов  детерминированного факторного анализа  в систематизированном виде можно  представить в виде следующей  матрицы.

Знание сущности данных приёмов, области их применения, процедуры  расчётов – необходимое условие  квалифицированного проведения анализа.

4.7. Приёмы корреляционного  анализа

Приёмы корреляционного  анализа используются для измерения  влияния факторов в стохастическом анализе, когда взаимосвязь между  показателями неполная, вероятная. Различают  парную и множественную корреляцию. Парная корелляция – это связь  между двумя показателями, один из которых является факторным, а другой – результативным. Множественная  корреляция возникает от взаимодействия нескольких факторов с результативным показателем.

Необходимые условия применения корреляционного анализа.

1. Наличие достаточно  большого количества наблюдений  о величине исследуемых факторных  и результативных показателей  (в динамике или текущий год  по совокупности однородных объектов).

2. Исследуемые факторы  должны иметь количественное  измерение и отражение в тех  или иных источниках информации.

Применение корелляционного  анализа позволяет решить следующие  задачи:

1) определить изменение  результативного показателя под  воздействием одного или нескольких  факторов (в абсолютном измерении), т.е. определить, на сколько единиц  изменяется величина результативного  показателя при изменении факторного  на единицу;

2) установить относительную  степень зависимости результативного  показателя от каждого фактора.

Корреляционный анализ состоит  из нескольких этапов.

На первом этапе определяются факторы, которые оказывают воздействие  на изучаемый показатель, и отбираются наиболее существенные для корреляционного  анализа. Отбор факторов – очень  важный момент в экономическом анализе: от того, насколько правильно он сделан, зависит точность выводов  по итогам анализа. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

1) при отборе факторов  в первую очередь следует учитывать  причинно-следственные связи между  показателями, ибо только они  раскрывают сущность изучаемых  явлений. Анализ же таких факторов, которые находятся только в  математических соотношениях с  результативным показателем, не  имеет практического смысла;

2) при создании многофакторной  корреляционной модели необходимо  отбирать самые значимые факторы,  которые оказывают наиболее существенное  воздействие на результативный  показатель, так как охватить  все условия и обстоятельства  практически невозможно. Факторы,  которые имеют критерий надёжности  по Стьюденту меньше табличного, не рекомендуется принимать в  расчёт;

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия