Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:30, контрольная работа
Оценка машин, оборудования и транспортных средств включает в себя определение стоимости практически всего спектра объектов движимого имущества: станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов, которые относятся к движимому имуществу.
Целью контрольной работы является изучение теоретических и методологических основ оценки стоимости машин оборудования и транспортных средств.
Введение 3
Глава 1. Особенности оценки стоимости машин оборудования 5
1.1 Рынок машин и оборудования, особенности его функционирования и регулирования 5
1.2 Понятие и виды оценочной стоимости 9
1.3 Нормативно-правовые и организационные основы оценки машин, оборудования и транспортных средств, цели оценки 14
Глава 2.Остаточная стоимость как функция износа машин и оборудования 17
2.1 Износ как потеря стоимости машин и оборудования 17
2.2 Физический износ технических объектов. Прямые и косвенные методы определения 21
Заключение 27
Список литературы
Уменьшение стоимости машин и оборудования происходит по следующим причинам: старение объекта, снижение уровня потребительских свойств, в связи со снижением спроса на рынке, в связи с изменением законодательства, с ростом инфляции и т.д.
В оценке машин и оборудования различают три типа износа:
• физический;
• функциональный
• экономический (внешний).
При этом предметом определения являются не только перечисленные частные виды обесценения (износа), но и накопленный (совокупный) износ или обесценивание, то есть суммарные потери стоимости объекта оценки.
Физический износ - ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и так далее.
Физический износ машины приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее рыночной стоимости. Потеря машиной своих первоначальных показателей - неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от условий использования машины и ее конструктивных особенностей.
Функциональный износ есть потеря стоимости, вызванная появлением новых изделий и технологий, соответствующих более высокому техникоэкономическому уровню.
В оценке рыночной стоимости машин и оборудования функциональное обесценение связывают с потерей ими стоимости в связи с появлением на рынке новой техники того же функционального назначения. Термин новая техника в данном аспекте отражает не отсутствие физического износа, а новизну конструктивных решений, особенности, связанные с использованием при создании этой техники новых материалов и технологий. Современные машины могут иметь функциональное устаревание в состоянии производства.
Внешний износ (экономическое устаревание) - обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно:
• изменение в оптимальном использовании,
• законодательные нововведения,
• изменение соотношения спроса и предложения,
• ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и так далее.
Накопленный износ - это совокупное значение физического, функционального и внешнего износов. Отдельные виды износа определяются на основании фактического состояния машин и оборудования или по данным бухгалтерского и статистического учета.
Функциональный и экономический износы косвенно учитываются через цены аналогов.
Определение разных видов износов различно при применении разных подходов.
При оценке рыночной стоимости методами затратного подхода отдельному расчету подлежат все три вида износа машин и оборудования: физический, функциональный, внешний.
Реализация сравнительного подхода позволяет определить первоначально полную стоимость замещения, которая уменьшается на соответствующий оцениваемому техническому объекту совокупный износ. В коэффициент совокупного износа не включается функциональный износ, который уже учтен при расчете полной стоимости замещения.
Оценка методами доходного подхода имеет целью расчет полной стоимости пользования, что делает необходимым учесть в дальнейшем физический износ. Функциональный износ может либо обнаружиться, либо нет. Экономический износ не рассчитывается, т.к. внешние ограничения на использование потенциала полезности оцениваемого технического средства уже проявились при расчете чистого операционного дохода.
Физический износ учитывается напрямую, так как он специфичен для каждого объекта оценки.
В зависимости от технической возможности и экономической целесообразности устранения различают следующие виды износа:
• устранимый;
• неустранимый.
Неустранимый износ — это износ, затраты на устранение которого (ремонт оборудования, замена деталей и узлов) превышают прирост стоимости и полезности оцениваемого оборудования. Критериями неустранимости износа могут являться конструктивные особенности объекта.
Устранимый износ — это износ, затраты на устранение которого меньше, чем добавляемая при этом стоимость.
Способом устранения физического износа является ремонт оборудования, а функционального - модернизация.
На практике элементы машин и оборудования делят на долгоживущие и короткоживущие. Остаточный срок службы долгоживущих элементов совпадает с остаточным сроком службы объекта оценки в целом. Остаточный срок службы короткоживущих элементов меньше, чем остаточный срок службы объекта оценки в целом.
2.2 Физический износ технических объектов. Прямые и косвенные методы определения
Физический износ представляет собой нормальный эксплуатационный износ объекта оценки. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и длительных простоев.
Развитие физического износа протекает неравномерно, что приводит к неравномерному снижению оцениваемой стоимости. Кроме того, необходимо отметить, что физическое устаревание имеет место независимо от того, эксплуатируется машина или находится в консервации.
Если машина подвергается только физическому износу, то ее остаточная стоимость определяется по формуле:
Socm = Sх* (1 - К)
где: S-первоначальная (восстановительная) стоимость;
К-физический износ в относительном выражении.
В результате физического износа:
• ухудшаются технические характеристики объекта;
• увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий;
• уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей.
Другим проявлением износа является увеличение издержек при производстве продукции в части материалов, энергии, а также в статье расходов на техобслуживание и ремонт, значительно превышающих средний уровень затрат для аналогичного нового оборудования.
Физический износ обычно оценивают в процентном соотношении:
• 0% — износ нового объекта;
• 100% — износ объекта, полностью исчерпавшего ресурс использования.
Подавляющее большинство машин являются ремонтируемыми объектами, на протяжении своей жизни они подвергаются ремонтам разного вида: текущим, средним и капитальным. Два первых из перечисленных видов ремонтов непосредственного влияния на остаточную стоимость оборудования не оказывают, при этом особое значение имеют капитальные ремонты, так как они непосредственно влияют на рыночную стоимость машины. Под капитальным понимается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса объекта. Машины и оборудование подвергаются капитальному ремонту в случае высокой степени физической изношенности, это так называемый плановый ремонт, или же в случае аварии, тогда в меру экономической целесообразности осуществляется аварийный капитальный ремонт. При плановом капитальном ремонте прирост стоимости оборудования определяется качеством и объемом ремонта. Остаточная стоимость машины в аварийном состоянии равна остаточной стоимости до аварии за вычетом стоимости капитального ремонта, а остаточная стоимость после ремонта равна стоимости после капитального ремонта. Кроме того, сложные ремонтные воздействия после серьезных аварий приводят к уценке, которую в оценке машин и оборудования принято называть потерей товарной стоимости объекта.
Важнейшей практической проблемой является определение степени не бухгалтерского (исключительно по сроку службы), а реального физического износа, осуществляемое различными методами — прямыми и косвенными.
Экономические последствия физического износа проявляются двояко:
•уменьшается полезность соответствующего объекта, т.е. приносимый им экономический эффект;
•увеличиваются затраты на техническое обслуживание и поддержание оборудования в работоспособном и исправном технических состояниях.
В результате под влиянием обоих факторов происходит обесценивание объекта, то есть в рамках физического износа снижается эффективность использования объекта.
Частным случаем физического износа можно считать некомплектность машин и оборудования. Так, при оценке машин и оборудования, комплектность которых не соответствует стандартной заводской, рекомендуется уменьшать оценочную стоимость (полную или остаточную) на величину стоимости отсутствующих агрегатов, узлов (деталей) и стоимости их установки на машину или оборудование .Чем подробнее и полнее собрана информация о физическом состоянии машины, тем более точные методы определения износа можно применить.
Метод эффективного возраста. Эффективный возраст — это возраст, определяемый состоянием и полезностью машин и оборудования.
Данный метод основан на предположении, что можно с достаточной степенью вероятности определить остаточный срок службы оборудования, например, с помощью методов технической диагностики и принять решения о возможности их дальнейшей эксплуатации на какой-либо отрезок времени - остаточный срок службы. Зная нормативный и остаточный сроки службы, эффективный возраст оборудования можно рассчитать по формуле:
Тэф= Тн − Тост
где: Тэф - эффективный возраст объекта оценки на дату оценки, лет;
Тн - нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.
Тост - остаточный срок службы объекта оценки до списания, лет.
Тогда коэффициент физического износа рассчитывается по формуле:
Кф=*100%
Нормативный срок службы - период времени, в течение которого машины и оборудование вносят вклад в стоимость производимой продукции. В большинстве случаев он указывается в технологической документации на машины и оборудование либо может быть определен по нормам амортизационных отчислений. Остаточный срок службы, как уже упоминалось, определяется экспертно с привлечением соответствующих специалистов.
Нормативные сроки службы машин и оборудования имеют в оценке износа лишь рекомендательный характер, т.к. указывают на допустимое время эксплуатации оборудования без заметного изменения качества выполняемых машинами функций, при условии соответствия рекомендованным изготовителями техники условиям эксплуатации и ремонтным и регламентным работам. В определении остаточного срока службы машины необходимо учитывать реально существующий на момент оценки физический износ.
При невозможности нахождения остаточного срока службы следует использовать другой метод - метод хронологического возраста. При определении эффективного возраста важно точно определить причины его вызвавшие, так как зачастую значение эффективного возраста дает оценку не только физического, но и других видов износа.
Нормативный метод. Данный метод базируется на знании о том, что для каждой машины производителем определяется некоторое критичное значение нормативного параметра. Наиболее распространенным из них является срок
эксплуатации. Для определения физического износа необходимо понять, на каком этапе между начальным и предельным состоянием находится данный объект. Общепринятый случай данного метода - метод хронологического возраста.
Метод исходит из того, что главный фактор физического износа продолжительность жизни машины в сопоставлении с нормативным сроком службы. Предполагается, что машина эксплуатировалась и в дальнейшем будет эксплуатироваться в режиме, который был предусмотрен при назначении нормативного срока службы. Нормативный срок службы устанавливается изготовителем исходя из наиболее рационального режима работы и соблюдения правил эксплуатации, и должен быть записан в технической документации (паспорте, стандарте, технических условиях, инструкции по эксплуатации).
Коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом: =/
где: Тхр - хронологический (фактический) возраст машины;
Тсл - нормативный срок службы для данного вида машин.
Метод укрепленной оценки технического состояния. Данный метод основан на применении оценочной шкалы.
Оценочная шкала для определения физического износа
Физический износ, %. Оценка технического состояния. Общая характеристика технического состояния.
0-20% Хорошее Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, не влияющие на эксплуатацию элемента, которые устраняются в ходе планируемого ремонта
Информация о работе Особенности оценки стоимости машин и оборудования