Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы: исследовать инвестиционную привлекательность предприятия в современных условиях и предложить пути повышения инвестиционной привлекательности на примере ОАО «Нижнекамскшина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
проанализировать инвестиционную привлекательность ОАО «Нижнекамскшина»;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие……………………………………………………………………..5
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………………...10
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………..17
2 Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на примере
ОАО «Нижнекамскшина»
2.1 Общая характеристика ОАО «Нижнекамскшина»…………………………..21
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»….29
3 Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы…………
Исходя из данных отчетности по основным показателям деятельности ОАО «Нижнекамскшина» за период 2007-2009гг. наблюдается следующие тенденции: товарная продукция за 2008 год в стоимостном выражении составила 7243,75 млн. руб., что выше уровня 2007 года на 1207,29 млн. руб. Но уже в 2009г. объем товарной продукции составил 5939,9 млн. руб., что на 1303,9 млн. руб. меньше, чем в 2008г. но все-таки больше, чем было запланировано на этот год.
Причиной значительного спада производства стал экономический кризис, но даже в тяжелых кризисных условиях 2009 года ОАО «Нижнекамскшина» при плане производства 9 млн. 317 тыс. выпустило 9 млн. 432 тыс. шин, т.е. на 1,2% больше плана, причем целенаправленно сокращалось производство морально устаревших моделей и расширялся модельный ряд шин наиболее востребованных потребителями, осваивалась линейка новых типоразмеров шин, направленных на удовлетворение спроса автозаводов, ориентированных на выпуск «иномарок». В 2010 году планируется реализовать 10 млн. шин.
Себестоимость продукции в 2008г. составляла 6899,7 млн.руб., что на 1118,6 млн.руб. больше, чем в 2007г. В 2009г. себестоимость снизилась на 412,8 млн.руб. и составила 6486,9 млн.руб. Это стало возможным, прежде всего потому, что ОАО «Нижнекамскшина» в условиях постоянного роста тарифов на энергоносители ставит дополнительные требования по снижению затрат на энергоресурсы.
Совместно с Центром энергосберегающих технологий при КМ РТ разработана целевая программа: «Энергоресурсосбережение производственного комплекса ОАО «Нижнекамскшина» на 2007-2010 гг.». Внедрение мероприятий по энергосбережению и строгое соблюдение режимов энергопотребления позволили снизить удельные расходы на единицу продукции по теплоэнергии и электроэнергии на 1%, потребление газа уменьшено на 14,8 %.
На рисунке 1 показана динамика объема товарной продукции и себестоимости за период 2007-2009 гг. Прибыль от продажи продукции, товаров и услуг в 2008 году составила 509,6 млн. руб., что ниже уровня 2007 года на 33,79 млн. руб., а в 2009 году прибыль сократилась на 116,8 млн. руб. по сравнению с 2008г. и составила 392,8 млн. руб.
Рисунок 1 - Динамика показателя товарной продукции и себестоимости ОАО «Нижнекамскшина» за 2007-2009 г.г.
Выручка от продаж по ОАО «Нижнекамскшина» в 2008г. возросла по сравнению с 2007г. на 1084,4 млн. руб. и составила 7409,2 млн. руб. против 6324,6 млн. руб. в 2007г., а в 2009г. выручка была получена в размере 6879,7 млн. руб., т.е. снижение достигло 529,5 млн. руб. За исследуемый период ОАО «Нижнекамскшина» не получало чистой прибыли.
В 2009г. убыток составил 94,5 млн. руб., что на 88,9 млн. руб. меньше, чем в 2008г., тогда как в 2008г. убыток был выше, чем за 2007г. на 148,8 млн.руб. К этому привели несколько причин: изношенность основного оборудования, специфика взаимоотношений с партнерами, ведь двукратное падение продаж автомобилей в России в 2009 году привело к падению спроса на шины на 35%; а также то, что спрос смещается в сторону современных радиальных шин, а не созданных по устаревшим технологиям.
Динамика показателей прибыли наглядно представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика показателей прибыли
ОАО «Нижнекамскшина» за 2007-2009г.г.
Несмотря на снижение продаж и объемов производства автомобилей, российский рынок грузовых шин по-прежнему остается крупнейшим в Европе, опережающим германский рынок. При этом в России наблюдается положительная тенденция: аналитики считают, что российский авторынок начнет расти уже в следующем году.
Финансовый кризис и снижение объема продаж привели к сокращению рабочих мест: так если в 2007г. среднесписочная численность составляла 10758 человек, то в 2008г. произошло сокращение на 793 человека, а в 2009г. под сокращение попали еще 1395 человек. Средняя заработная плата в 2008 г. составила 8651 руб., что на 2584 руб. меньше, чем в 2007 г.; в 2009 г. отмечается незначительное увеличение заработной платы (она выросла 259,5 руб.), но это повышение не только не компенсировало прошлогоднее уменьшение среднего заработка шинников, но и не достигло уровня инфляции.
Большие надежды возлагаются на новое производство, которое позволит создать почти 900 новых рабочих мест на самом ОАО «Нижнекамскшина» и еще 1 700 - в смежных отраслях.
Поступательное движение завода во многом связано с тем, что в 2000 году госпакет акций предприятия (более контрольного) был передан в распоряжение НК «Татнефть». Таким образом, ОАО «Нижнекамскшина» обеспечена финансовой поддержкой и сырьем в составе единого республиканского нефтехимического комплекса. Более половины продукции поставляется автомобильным заводам — АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и другим. Для внедрения высокотехнологичных и прогрессивных технологий производства ОАО «Нижнекамскшина» ежегодно наращивает объемы капитальных вложений и стремится к построению эффективной системы управления инвестиционной политикой.
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»
Дадим оценку инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «Нижнекамскшина» в соответствие с ранее рассмотренной методикой, т.е. рассчитаем балловую оценку по трем направлениям:
Для оценки финансового состояния на основе данных бухгалтерского баланса ОАО «Нижнекамскшина» за 2009г. рассчитаем требуемые показатели:
1) коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1:
К1 = 3346435/747552=4,48
2) коэффициент текущей ликвидности К2:
3) коэффициент оборачиваемости активов К3:
4) рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр:
5) рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rск.:
Значение факторов по двум другим группам: рыночному окружению и корпоративному управлению, определяются на основе информации, раскрываемой ОАО «Нижнекамскшина» в средствах массовой информации и на официальном сайте в Интернете.
Значения всех факторов инвестиционной привлекательности исследуемого предприятии отражены в таблице 3.
Далее по формуле (3) определим индекс инвестиционной привлекательности КИП:
КИП. =41/57=0,72.
Таблица 3 - Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»
Фактор инвестиционной привлекательности |
Фактическое значение фактора на конец 2009г |
Балловая оценка |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1 |
4,48 |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности
К2 |
0,34 |
1 |
Коэффициент оборачиваемости активов К3 |
1,51 |
3 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rпр |
5,7% |
2 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли Rск |
12,6 |
0 |
Инвестиционный климат региона,
в котором находится |
благоприятный |
3 |
Инвестиционная |
средняя |
2 |
Географический рынок сбыта продукции |
зарубежный и российский |
3 |
Стадия жизненного цикла основного вида продукции |
зрелость |
2 |
Степень конкуренции на товарном рынке |
высокая |
1 |
Экологическая нагрузка на природную среду |
незначительная |
3 |
Развитие транспортной инфраструктуры |
2 вида транспорта |
2 |
Доля голосов, неподконтрольных менеджменту в уставном капитале общества |
менее25% |
1 |
Продолжение таблицы 10 | ||
Доля государственной собственности в уставном капитале общества |
до 10% |
3 |
Доля акций в свободном обращении на вторичном рынке |
от 25% до50% |
2 |
Размер вознаграждения членам Совета директоров |
зависит от финансовых результатов |
3 |
Финансовая прозрачность и раскрытие информации |
раскрытие отчетности в СМИ и в Интернет |
3
|
Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием
|
рассылка по почте уведомлений и документов для голосования на собрании акционеров |
3 |
Дивидендные выплаты за последний финансовый год |
выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям |
3
|
Фактическое суммарное количество баллов |
- |
41 |
Сумма максимального значения в баллах |
- |
57 |
Одновременно с интегральным можно провести расчет значений частных коэффициентов инвестиционной привлекательности, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и корпоративное управление в ОАО «Нижнекамскшина», что приведено в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет частных коэффициентов инвестиционной привлекательности по группам факторов
Группы оценочных факторов |
Фактичес-кое суммарное количество баллов |
Максималь-но возможное суммарное количество баллов |
Коэффициенты инвестицион-ной привлекатель-ности по группам факторов |
Уровень инвестцион-ной привлекательности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Финансовое состояние |
7 |
15 |
0.5 |
средний |
Рыночное окружение |
16 |
21 |
0,8 |
высокий |
Корпоративное управление |
18 |
21 |
0,9 |
высокий |
Вывод: уровень инвестиционной привлекательности |
41 |
57 |
0,72 |
средний |
Анализ отдельных составляющих (частных коэффициентов) инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина» позволяет выявить «слабые места» предприятия и разработать мероприятия повышения его инвестиционной привлекательности.
Так, для ОАО «Нижнекамскшина» недостаточно высоким является коэффициент инвестиционной привлекательности, характеризующий финансовое состояние.
Для данного предприятия,
как и для многих других
российских компаний, современный
финансовый кризис оказался серьезным
испытанием, но одновременно выявил
недостатки в финансово-
В настоящее время для расширения масштабов деятельности в ОАО «Нижнекамскшина» осуществляется инвестиционный проект по производству цельнометаллокордных шин.
Цель проекта - создание производства цельнометаллокордных шин для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны, снижения импорта цельнометаллокордных шин и продвижения их на зарубежный рынок. Организация производства цельнометаллокордных шин на современном оборудовании с использованием новой технологии позволит обеспечить спрос на данную продукцию.
Планируемый объем выпуска шин – 1,2 млн. штук в год на проектных производственных мощностях.
Начало организации
Необходимые инвестиции по этапам планирования:
2007год – 2 млрд. рублей;
2008год – 6 млрд. рублей;
2009год – 4 млрд. рублей;
2010 год – 3,4 млрд. рублей;
2011год – 1,6 млрд. рублей;
Общая стоимость проекта – 17 млрд. руб., затраты на приобретение оборудование составят 7млрд. руб. К концу 2009года на предприятии уже освоены капитальные вложения в размере 12 млрд. рублей. Организация производства цельнометаллокордных шин планируется на свободных площадях завода грузовых шин ОАО «Нижнекамскшина».
Ожидаемый результат от реализации проекта:
Максимальное увеличение продаж на рынке комплектации – конечная цель маркетинговой стратегии предприятия, что становится вполне реальным и достижимым в рамках принятой государством программы развития автомобильной промышленности.
Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.
Источники финансирования инвестиционного проекта по производству ЦКМ-шин в ОАО «Нижнекамскшина» указаны в таблице 5.
Таблица 5 - Источники финансирования инвестиционного проекта по производству ЦКМ-шин в ОАО «Нижнекамскшина», млн.руб.
Наименование показателей |
Всего |
2007 год |
2008 год |
2009год |
Собственные средства |
3500,0 |
1400,0 |
1100,0 |
1000,0 |
Возвратные, платные средства ,в т.ч. : |
13500,0 |
5400,0 |
4580,0 |
3520,0 |
Кредит из бюджета развития РФ |
3000,0 |
1200,0 |
1040,0 |
760,0 |
Кредит из бюджета развития РТ |
3000,0 |
1200,0 |
1040,0 |
760,0 |
Инвестиционный кредит ОАО «Татнефть» |
7500,0 |
3000,0 |
2500,0 |
2000,0 |
Всего финансовых средств на проект |
17000,0 |
6800,0 |
5680,0 |
4520,0 |
Информация о работе Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»