Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа
Работающие в организациях люди в силу своего различия по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в це-
лом) вступает в противоречие с интересами другой стороны, Менеджер
Введение………………………………………………………………… 3
Понятие конфликта…………………………………………………………………………….. 4
Конфликт как процесс………………………………………………….. 6
Типы конфликтов……………………………………………………… 10
Причины конфликтов…………………………………………………. 12
Уровни конфликта в организации……………………………………. 16
Управление конфликтами…………………………………………….. 20
Структурные методы управления конфликтом…………………… 24
Управление организационными изменениями……………………… 25
Общая характеристика переговоров………………………………… 27
Виды и функции переговоров……………………………………….. 30
Подходы и типы поведения на переговорах………………………... 33
Техника ведения переговоров……………………………………….. 48
Заключение…………………………………………………………… 51
Список литературы…………………………………………………... 52
Другой метод ведения переговоров — интегративный. В его основе лежит выявление общих интересов и возможности получения взаимной выгоды. Успешное согласование интересов возможно практически всегда, поскольку для их реализации обычно существует несколько путей, одинаково приемлемых для обеих сторон, и из них при желании не так уж трудно выбрать оптимальный. Зачастую стороны вообще хотят разного, поэтому их намерения не противоречат друг другу. Это обнаруживается при более глубоком и заинтересованном рассмотрении проблемы. Здесь нужно, избегая нравоучительных призывов, оторванных от интересов партнера, не связанных с конкретным предметом обсуждения, изложить свою позицию так, чтобы он осознал, что взаимная интеграция и достижение приемлемого решения полностью в его интересах. При этом, однако, не стоит предаваться иллюзиям, что можно придти к соглашению по каждому пункту переговоров.
При проведении любых переговоров целесообразно использовать метод наилучшей альтернативы. Его суть заключается в том, что, поскольку даже удачно идущие переговоры могут в любой момент по независящим причинам оборваться, в запасе всегда нужно иметь отходные пути, альтернативы. Именно от них, а не от богатства и силы сторон, значение которой, кстати, тоже не стоит переоценивать, зависит в конечном итоге прочность позиций на переговорах. Такая альтернатива разрабатывается до начала переговоров на тот случай, если они окажутся безрезультатными. Она основывается на анализе нескольких перспективных идей, вариантов их практического воплощения и выборе лучшего из них. С этой наилучшей альтернативой и сравниваются основные предложения партнера. Одновременно целесообразно «просчитать» альтернативы противника и по возможности их разрушить.
Часто при проведении переговоров может использоваться метод уравновешивания позиций. Он также основывается на тщательном изучении проблемы, но прежде всего с позиции партнера. Это позволяет взглянуть на проблему его глазами, определить, что и кто за ней стоит. Если позиция партнера в общем устраивает, но в ней есть неприемлемые моменты, то нужно, отталкиваясь от нее в целом, найти устраивающий обоих вариант. Хорошо раскрыть партнеру его преимущества, если он по каким-то причинам их не видит. Возможные контраргументы нужно не игнорировать, а, обдумав их, попытаться использовать в своей аргументации.
Вступая в переговоры с более сильным противником, необходимо любыми средствами уклониться от заключения невыгодного соглашения, «выжав» одновременно максимум уступок в свою пользу. Для этого нужно заранее определить тот рубеж, дальше которого отступать нельзя. Но абсолютизировать его не стоит, поскольку обстоятельства меняются быстро, и сегодняшний рубеж завтра уже может и не быть таковым. Кроме того, за дополнительные уступки при умелом ведении дела можно получить и соответствующие компенсации.
Таким образом, данный метод основан не на защите своих идей, которая неминуемо вызывает раздражение соперника, а на корректировке его позиции с помощью уточнений советов, мягкой критики в своих интересах.
Само согласие сильного партнера на переговоры говорит об условности его силы, но недооценивать его все же нельзя. При переговорах с ним в трудных случаях целесообразно апеллировать к принципам, длительным историческим отношениям (если они были), угрозе обратиться к общественному мнению в поисках поддержки.
Наконец, методом ведения переговоров может быть компромиссный, основывающийся на поэтапном достижении соглашения с учетом новых предложений и отказа частично или полностью от прежних требований. Здесь важно, как и в предыдущем случае, предвидеть все последствия, спрогнозировать возможный риск и определить пределы уступок.
Соглашение на основе компромисса обычно заключается после длительных переговоров, ибо партнеры по инерции долго упорствуют в своем мнении и то только в том случае, когда срыв переговоров будет иметь еще более неблагоприятные последствия, чем сделанные уступки.
Как уже говорилось, стороны на переговорах всегда имеют как общие, так и различающиеся, а порой и противоположные интересы; исключающие друг друга; часто интересы могут не пересекаться вообще; не все интересы имеют равную степень значимости. Все это создает возможность нахождения компромисса, который обусловливает примерно равную степень удовлетворения потребностей. Поскольку он совсем не обязательно будет в виде «среднего арифметического», здесь нужен надежный критерий согласия. При наличии у сторон разной степени заинтересованности при решении конкретной проблемы возможен компромисс путем уступок в разных областях, т.е. своего рода «размен», когда все в выигрыше. Компромиссы сглаживают остроту проблемы, но не решают ее до конца, ибо сближение позиций не всегда означает достижение оптимума.
Оптимальное решение, снимающее проблему вообще и не предполагающее уступок сторон, находится при значительном пересмотре ими и концепций, и подходов. И если стороны открыты друг для друга для взаимных доводов, то такой поиск завершается успешно.
Подходы и типы поведения на переговорах
Для участников
переговоров главное не иметь
набор готовых рецептов, а понимать
для чего нужны переговоры, какие
возможности они открывают,
В процессе
ведения переговоров поведение
участников может
Степень противостояния
может меняться в широких
Второй подход
можно считать
Наконец, третий
подход основан на понимании
сторонами необходимости
В основу подхода, получившего название "совместный анализ проблемы", положены два принципа теории "разумного эгоизма":
- тщательный анализ интересов, в т.ч. собственных;
- собственные интересы реализуются полнее, если партнер достигает своих интересов.
Такой подход
продуктивен, но он
На практике трудно встретить "чистые" варианты вышеописанных подходов. Скорее можно говорить об ориентации участников переговоров на один из подходов. И все же развиваясь, усложняясь, индивидуализируясь, деловой мир движется по пути все большей ориентации на партнерские отношения.
Реальная практика не исключает встречи с партнером, использующим разного рода "уловки". Эти приемы необходимо знать и уметь их нейтрализовать. Одно из старых правил состояло в "максимальном завышении начального уровня". В ходе переговоров один из партнеров стремился как можно дольше отстаивать эту крайнюю позицию. Часто этот прием предусматривал включение таких пунктов, от которых впоследствии можно было безболезненно отказаться, выдавая это за уступку и ожидая аналогичных шагов от партнера по переговорам.
Этот прием часто
приводит к отрицательным
Другой прием, близкий к описанному - "расстановка ложных акцентов в собственной позиции" и как один из вариантов этого приема - внесение явно неприемлемых для партнера предложений. Этот тактический прием заключается в том, что демонстрируется, например, крайняя заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным для данного участника переговоров. Мотивы такого поведения могут быть различными. Иногда это делается непосредственно для торга: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому, более важному вопросу.
Прием "вымогательства"
также близок к только что
описанным приемам завышения
начальных требований и
В более широком
контексте прием "
Довольно часто
в рамках концепции торга,
"Выдвижение требований по возрастающей." Видя, что партнер соглашается с вносимыми предложениями, выдвигают все новые и новые. Эта тактика, например, была использована премьер-министром Мальты на переговорах с Великобританией по поводу размещения на территории Мальты воздушных и морских баз. Каждый раз, когда Великобритания считала, что соглашение уже достигнуто, ей говорилось: "Да, конечно, согласны, но есть еще проблема". В итоге эти небольшие проблемы обернулись для нее 10 миллионами фунтов стерлингов или гарантированием работы для всех докеров и рабочих баз на протяжении всего действия этого договора.
Еще один прием - "салями". Он состоит в том, что информация о собственных интересах, оценках и т.д. дается очень маленькими порциями по принципу нарезания колбасы салями - отсюда и название. Смысл приема в том, чтобы заставить партнера первым "раскрыть свои карты", а там уже в зависимости от этого соответствующим образом действовать. Применение этого приема оборачивается искусственным затягиванием переговоров в ущерб делу.