Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность темы. Процессы политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации, коренным образом изменили характер развития общества. Такими процессами, безусловно, являются: переход к рыночным отношениям, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов народовластия, зарождение основ для создания, правового государства.
Поскольку объединению граждан может придаваться организационно-правовая форма с целью наделения его правами юридического лица, конституционные положения служат основой для формирования гражданско-правовых норм, определяя их направленность и содержание. При этом от эффективности положений гражданского законодательства во многом зависит возможность реализации конституционного права на объединение и установление оптимального режима для функционирования создаваемых общественных объединений.
Действующие гражданско-правовые нормы о некоммерческих юридических лицах не в полной мере учитывают конституционные истоки их появления. В результате для объединений граждан предлагаются как специальные (общественная организация), так и универсальные организационно-правовые формы (фонд и др.), которые в то же время могут использоваться и при создании образований совершенного иного рода. Возникает парадоксальная ситуация. Конституционные нормы провозглашают, что «общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом» (ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Нормы гражданского законодательства устанавливают различные правила применительно к отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, хотя часть из них способна использоваться для оформления общественных объединений. Соответственно, равенство общественных объединений перед гражданским законом возможно лишь в случае наличия у них единой организационно-правовой формы.
В сложившихся условиях представляется целесообразным четкое закрепление в ГК РФ тех организационно-правовых форм юридического лица, которые могут применяться исключительно для образований, создаваемых гражданами и юридическими лицами при осуществлении конституционного права на объединение. Оптимальной в данном случае может быть единая форма, которая не должна оставлять сомнений относительно основ создания юридического лица. Это позволит учесть общепризнанные принципы функционирования подобных структур при правовой регламентации вопросов их участия в имущественных отношениях. В рамках общей формы могут выделяться отдельные виды объединений, имеющие некоторую специфику в гражданско-правовом статусе, обусловленную их корпоративным или унитарным внутренним устройством. В частности, требуется установление различных режимов для отношений, возникающих в процессе добровольного присоединения к уже существующему объединению, и закрепления возможных форм участия в них.
1.3. Понятие и виды общественных объединений
В статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» дается правовое понятие общественного объединения, которое является основополагающим для Федерального закона «Об общественных объединениях».
Действующий до вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях» Закон СССР «Об общественных объединениях»55 давал следующее понятие общественного объединения: «Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов» (ст. 1).
Если обратиться к нормам международного права, то в 1945 г. Уставом ООН был введен термин «неправительственные организации», или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Таким термином обозначаются общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран. Этот термин был введен в оборот, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств.
Соответственно, если рассматривать Федеральный закон «Об общественных объединениях» как часть общей системы законодательства об общественных объединениях, то нельзя не заметить отождествление легальных определений «общественное объединение» и «общественная организация», приводимых в других нормативных актах.
Общественное объединение понимается как формирование, которое характеризуется следующими признаками: добровольность; самоуправляемость; некоммерческий характер; создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов; создано для реализации общих целей участников, которые одновременно являются уставными целями (другими словами, имеет целевую направленность деятельности).
Добровольность означает возможность для граждан без каких-либо препятствий и без учета внешних причин, без понуждений, проявив свободное волеизъявление, вступить в общественное объединение (стать его участником). Вспомним ст. 30 Конституции РФ, устанавливающую, что «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Самоуправляемость означает автономное, независимое функционирование объединения и определение его уставных целей по свободному выбору его учредителей.
Некоммерческий характер предполагает, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности общественного объединения и что полученная прибыль не распределяется между его участниками. Однако извлечение прибыли в принципе является допустимым. При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими. Запрет на распределение прибыли по существу означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.
Создание объединения по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, означает создание по волеизъявлению граждан числом не менее трех, которое прямо и однозначно выражено.
Еще одним существенным признаком является то, что любое объединение создается для реализации общих целей объединяющихся граждан. Цели закрепляются в уставе общественного объединения (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Общественные объединения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Граждане могут создавать общественные объединения как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через общественные объединения. Через иные виды юридических лиц, помимо общественных объединений, законодатель возможности создавать общественные объединения не предусматривает.
В отличие от Гражданского кодекса РФ, ст. 50 которого перечисляет возможные организационно-правовые формы юридических лиц, ФЗ «Об общественных объединениях» понятие «организационно-правовая форма» понимает несколько по-другому: ГК РФ применяет это понятие только к юридическим лицам, а ФЗ «Об общественных объединениях» - ко всем общественным объединениям, в том числе и к тем, которые могут не регистрироваться в качестве юридических лиц.
Объединения различных организационно-правовых форм имеют свои особенности, которые прежде всего касаются целей создания, особенностей управления, режима использования имущества.
Для того, чтобы разграничить названные особенности, в комментируемом Законе присутствуют статьи, которые касаются той или иной формы общественных объединений. Среди них:
- общественным организациям посвящены ст. 8, 32;
- общественным движениям
- общественным фондам - ст. 10, 34;
- общественным учреждениям - ст. 11;
- органам общественной самодеятельности - ст. 12;
- политическим партиям - ст. 12.2.
Особенности отдельных видов общественных объединений также отражаются во многих общих статьях, например ч. 4 ст. 30 «Собственность общественного объединения» - о том, что общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.
Кроме того, отдельным видам общественных объединений посвящены специальные законы, в частности Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».
Союзы и ассоциации общественных объединений самостоятельной организационно-правовой формой не являются (ст. 13 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Наименование любого общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Подробнее остановимся на каждой из организационно-правовых форм общественных объединений.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественным учреждением называется не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, одной из распространенных разновидностей некоммерческих организаций является общественное объединение. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» им признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация; 2) общественное движение; 3) общественный фонд; 4) общественное учреждение; 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия.
Сущностным свойством общественного объединения является выражение им интересов определенного слоя общества (группы граждан), например предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. В связи с этим цели, преследуемые такими объединениями, являются значимыми и необходимыми для общества. Именно поэтому общественные объединения признаются «базисной составной частью гражданского общества»56.
Статья 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» является вводной ко второй главе, регламентирующей вопросы создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.
В абз. 1 статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» прямо указано, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Это позволяет сделать вывод о том, что порядок создания, реорганизации и ликвидации любого общественного объединения является уведомительным. Это означает, что государство разрешает учредителям принимать решения о создании общественного объединения, не вмешиваясь в порядок проведения первоначальных процедур создания организации. Государство никак не влияет на выбор состава учредителей, целей создания, юридического адреса общественного объединения и т.п. Определенные рамки выбора конкретной организационно-правовой формы общественного объединения, проведения съезда, конференции или общего собрания и его (ее) первой повестки дня и так прямо или косвенно установлены в законе57.
Информация о работе Конституционно-правовой статус общественных объединений