Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

met_racomendations.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

1) обострение криминогенной обстановки  в регионе или городе в связи  с неблагоприятными социально-политическими и экономическими процессами в стране, продолжающимися военными конфликтами, высказываниями террористами угроз в СМИ;

2) получение руководителем или  служащими объекта конкретных  угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;

3) обнаружение персоналом объекта предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья людям или существенный материальный ущерб объекту;

4) обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);

5) совершение террористической  акции (или диверсии) способом взрыва, повлекшей за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, серьезные убытки в бизнесе, длительное отключение электроэнергии, тепла, газа;

6) совершение террористической  акции путем захвата и удержания  заложников на территории или в помещениях объекта;

7) взаимодействие с правоохранительными  органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;

8) восстановление нормального режима  работы объекта, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способствовавших террористическому или диверсионному проявлению и возникновению чрезвычайной ситуации.

Основная прикладная задача антитеррористического планирования – на основе заблаговременного анализа типовых ситуаций диверсионно-террористической атаки разработать и, затем, в режиме реального времени осуществить комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных событий.

Антитеррористическое планирование, как правило, доводят до уровня адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях. В общем случае эти разработки оформляют в виде инструкций или типового антитеррористического плана (для руководства) и набора конкретных инструктивно-методических разработок (для персонала).

Типовой антитеррористический план (план антитеррористической и противодиверсионной защиты объекта от конкретных угроз) – это совместный документ руководителя предприятия и службы безопасности (охранного предприятия, выполняющего услуги охраны на договорной основе).

План является документом закрытого (конфиденциального) типа. Составляется, как правило, не более чем в трех экземплярах. Первый хранится у руководителя предприятия, второй – у лица, замещающего руководителя в его отсутствие, третий – у начальника службы безопасности (помощника по безопасности).

План, как правило, содержит три основных раздела и приложения.

В первом разделе определяется состав антитеррористического штаба предприятия (группа руководителей из 3 – 4 человек), функциональные обязанности его членов, порядок их оповещения и вызова в экстренных случаях, порядок привлечения к работе в кризисных ситуациях представителей правоохранительных органов и других ведомств. В этом разделе должны быть установлены сигналы тревоги, вводимые на объекте распоряжением руководителя в типовых ситуациях террористического нападения, способы оповещения персонала.

Второй раздел подразделяется на несколько подразделов в соответствии с типовыми кризисными ситуациями и содержит алгоритм основных действий, управленческие решения руководства и антитеррористического штаба предприятия, а также других должностных лиц и служащих, привлекаемых к выполнению антитеррористических мероприятий.

В третьем разделе в зависимости от специфики производственной, административной и коммерческой деятельности излагаются мероприятия по управлению предприятием в экстремальных условиях.

Приложениями к типовому антитеррористическому плану являются памятки и инструкции диспетчерской службе, службе охраны, работающему персоналу, а также посетителям предприятия (если это представляется актуальным).

На третьем этапе ведется обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала действиям в экстремальных ситуациях. Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка, тренировки и общие антитеррористические учения персонала.

Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения персонала объектов с правоохранительными органами, что позволит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глубже понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер по борьбе с терроризмом. Всем известна поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это относится и к обучению людей безопасным и эффективным действиям при диверсионно-террористических угрозах.

Одним из методов, позволяющим имитировать и разыгрывать на любом объекте различные нештатные ситуации, когда их нельзя реализовать в действительности или когда их реализация связана с большими временными, финансовыми и другими затратами, являются компьютерные игры-учения.

Одно из основных условий эффективности разрабатываемых мероприятий – поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Беспечность и кампанейщина в этом вопросе недопустимы. Систематически следует проводить вводный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе; плановые занятия по подразделениям; внутренние учения для всего персонала и т.д.

Не менее важна оценка эффективности систем антитеррористической защиты. Ввиду того, что системы антитеррора в основных своих вариантах исполнения для гражданских объектов существуют относительно небольшой промежуток времени, оценивать их эффективность рекомендуется на качественном и полуколичественном уровне. На основании выполненных оценок надежности системы антитеррористической защиты разрабатывается план организационно-технических и иных мероприятий по ее совершенствованию.

Основными элементами плана должны стать мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных недостатков. Как правило, это могут быть одно или несколько направлений, получивших неудовлетворительные оценки либо при критериально – рейтинговом способе определения антитеррористической устойчивости объекта, либо при другом способе оценки эффективности антитеррористической и противодиверсионной работы

Кроме того, при наличии финансовых ресурсов целесообразно планировать мероприятия, направленные на повышение:

  • уровня технической оснащенности предприятия спецтехникой за счет приобретения современных средств и оборудования для охраны, антитеррористической защиты и противодействия терроризму;
  • уровня инженерной укрепленности территории, зданий и сооружений предприятия за счет модернизации ограждения периметра, ворот, контрольно-пропускных пунктов, применения замков и запирающих устройств с большей степенью защиты от взлома;
  • устойчивости работы и управления предприятием в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На четвертом этапе производится согласование системы антитеррора с системой физической защиты объекта, что означает разработку качественно новой системы защиты предприятия.

 

III.4. Общая характеристика существующих систем безопасности

Для предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также для снижения ее последствий органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица обязаны принимать все возможные меры. В этих целях широко используются профилактические, правовые, политические, социально-политические и пропагандистские меры. Предметом особого внимания должностных лиц являются территории, объекты экономики, места массового скопления населения и другие. Разработка систем безопасности объекта является оригинальным комплексом специальных мер, направленных на обеспечение устойчивости функционирования объекта с учетом его специфики. Естественно, что в зависимости от конкретных особенностей объекта могут быть использованы совершенно разные структуры их защиты, однако все они имеют следующие характерные элементы: обеспечение внешней и внутренней безопасности, организация превентивной защиты от террористов.

Внешняя безопасность – представляет собой систему защиты от возможных посягательств извне и является совокупностью правовых, организационных, инженерно-технических мероприятий, а также подготовки к защите от телефонных угроз, страхование объекта от чрезвычайных ситуаций и т.п.

Правовая защита – это получение права защищать свой объект, ресурсы, персонал в соответствии с действующим законодательством, а также регламентация этого права (создание собственной юридической службы или заключение договора с действующей юридической фирмой, создание в установленном порядке частного охранного предприятия или службы безопасности, заключения договора с подразделением вневедомственной охраны при органе внутренних дел, УВД России по Томской области или подразделением ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти Российской Федерации).

Основными задачами охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; участие в локализации и ликвидации возникших ЧС.

Организационные меры – это целенаправленные действия руководителя по организации внешней безопасности путем распределения конкретных обязанностей между должностными лицами, назначения ответственных, установления категорированного допуска к различным объектам в зависимости от предоставленных сотрудникам прав, дозирование информации и т.п. Данные меры довольно полно изложены в решениях областной антитеррористической комиссии по объектам различных категорий, местам массового скопления людей, в методических рекомендациях по организации паспортизации объектов и разработке должностных инструкций.

Система безопасности объектов есть совокупность совместно действующих технических средств, методов и мероприятий, создаваемая и поддерживаемая для обеспечения нормальной работоспособности объекта и для предупреждения и/или исключения случайного, или несанкционированного доступа людей и транспорта в целях нарушения работоспособности объекта защиты.

Система охранно-пожарной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах и/или пожара на них, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде.

Инженерно-технические мероприятия – это защита объекта с помощью подразделения охраны с применением инженерно-технических средств усиления охраны от проникновения преступников на объект, от несанкционированного получения информации посторонними лицами и т.п.

Меры усиления технической укрепленности и оснащения средствами охранной сигнализации – совокупность мероприятий, направленных на усиление и улучшение прочностных характеристик конструктивных элементов зданий, помещений, а также ограждений объектов для предотвращения проникновения в охраняемую зону и эффективное использование технических средств обнаружения проникновения (охранное телевидение и освещение, постовая сигнализация и связь, места и оборудование для контроля прохода и досмотра, контрольно-следовые полосы, ограждения, запрещающие, предупреждающие, указательные и разграничительные знаки и т.п.).

Средства механической защиты – совокупность конструктивных элементов зданий и помещений (стены, пол, потолок, двери, оконные проемы и т.п.), оборудованные различными запорными устройствами (замками, накладками, решетками и т.п., не противоречащих требованиям пожарной безопасности) и обеспечивающие надлежащую защиту объектов от взлома и максимально затрудняющих проникновение на объект правонарушителей и вынос похищенных товарно-материальных ценностей.

К инженерным средствам защиты относятся инженерные сооружения, конструкции, ограждения, заграждения, противотаранные устройства и иные физические барьеры, которые предназначены для воспрепятствования проходу лиц и проезду транспорта на объект (с объекта) вне КПП, для задержки (замедления) проникновения нарушителей, ограничения или исключения возможности совершения других несанкционированных действий.

Система физической защиты представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение противоправных действий (диверсия, хищение, террористические акты) потенциальных нарушителей на объекте. Следует отметить, что СФЗ в той или иной мере (контрольно-пропускной режим, сигнализация и т.п.) имеются практически на всех объектах. В состав СФЗ любого особо важного объекта входят: организационная подсистема; физические барьеры; комплекс технических средств физической защиты.

Информация о работе Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе