Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

met_racomendations.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Большой вклад в повышение эффективности системы физической защиты вносит именно комплекс инженерно-технических средств охраны, который в свою очередь содержит:

  • средства затруднения действий нарушителей при попытках несанкционированного доступа в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения и системы обнаружения вторжения нарушителей в охраняемые зоны, попыток проноса оружия, взрывчатых веществ на объект, выноса с объекта запрещенных предметов, а также выдачи сигналов тревоги на пункты управления о попытках и фактах совершения всех иных несанкционированных действий;
  • устройства обозначения границ охраняемых и контролируемых зон и системы наблюдения за периметром и обстановкой в охраняемых зонах, на контрольно-пропускных пунктах;
  • системы управления доступом персонала и транспортных средств на объект и в отдельные его зоны;
  • специальные системы связи для управления силами охраны и обеспечения их взаимодействия с соответствующими службами;
  • средства защиты персонала охраны при несении дежурства на пунктах управления, КПП, постах и выполнении задач по пресечению несанкционированных действий и задержании лиц, причастных к их совершению;
  • обеспечивающие системы (электропитания, освещения и т.д.), создающие условия для нормального функционирования вышеперечисленных систем.

Выполнение задачи системы физической защиты по предотвращению теракта возможно при условии своевременного обнаружения нарушителя, задержки его продвижения к месту совершения теракта, наличия и возможностей подразделения охраны объекта по реагированию на сигналы тревоги и предотвращению теракта путем нейтрализации нарушителей вне зоны совершения теракта или путем блокирования критического элемента объекта (до начала теракта) либо предотвращения теракта путем нейтрализации нарушителей в процессе совершения теракта, до того как будут достигнуты недопустимые для объекта последствия.

Комплекс ИТСО должен обеспечивать оперативное и непрерывное управление и создание силам охраны благоприятных условий по выполнению служебно-боевых задач.

Существенному снижению рисков совершения терактов способствуют капитальные вложения в инженерно-техническую укрепленность объекта, совершенствование систем физической защиты (охраны), систем контроля и управления доступом. Этому уделяется первоочередное внимание.

Совершенствование комплекса технических средств физической защиты:

  • обследование конкретного объекта как объекта физической зашиты;
  • определение жизненно-важных центров объекта;
  • разработка для каждого жизненно важного центра перечня возможных угроз и моделей нарушителей («внешних» и «внутренних»), включая сценарии реализации указанных угроз;
  • оценка эффективности и других тактико-технических и экономических характеристик существующего комплекса технических средств физической защиты (для действующих объектов);
  • разработка вариантов структуры комплекса технических средств физической защиты, выбор проектных решений и конкретных технических средств;
  • оценка тактико-технических экономических характеристик вариантов комплекса технических средств физической защиты, выбор оптимального варианта по критерию «эффективность – стоимость»;
  • с учетом анализа вышеуказанных позиций далее рассматривается: создание и модернизация традиционно используемых в СФЗ технических средств и систем (датчики сигнализации, телекамеры, пропускные кабины и турникеты и т.п.), а также более высокая степень интеграции технических средств, в том числе на основе применения средств вычислительной техники, программных методов и продуктов;
  • разработка и применение в составе комплекса технических средств физической защиты новых видов технических средств, таких как: устройства обнаружения проноса (провоза) через контрольно-пропускные пункты (КПП) объекта различных запрещенных предметов (оружия, взрывчатых веществ);
  • средства контроля за действиями постовых;
  • активные пломбы и т.п.;
  • разработка и применение в процессе проектирования СФЗ научно-обоснованных методов анализа и синтеза комплекса технических средств физической защиты, позволяющих оптимизировать его структуру и состав по критерию: «эффективность – стоимость».

В целях предупреждения террористических акций на охраняемых объектах оптимальным решением защиты объекта является комплексный подход, сочетающий вопросы оперативного, режимного, технического и физического характера. Все составные части комплексной защиты составляют единое целое, и изменение одной из частей влечет за собой изменение в других частях и в организации безопасности объекта в целом.

Например, можно за счет увеличения высоты забора, колючей проволоки уменьшить количество рубежей на базе электронных охранных систем. За счет организации патрулирования и освещения территории можно увеличить вероятность визуального обнаружения нарушителя, уменьшив количество видеокамер внешнего наблюдения. Составных элементов комплексной системы много. Комбинаций этих элементов еще больше. Комплексная система безопасности объекта допускает, что за счет комбинирования какие-то элементы уберутся, какие-то добавятся, но в целом уровень надежности и вероятности обнаружения нарушителя останется без изменения. Однако на отдельных категориях потенциально опасных объектов, особое значение, независимо о степени оснащенности техническими средствами охраны, имеет наличие именно физической охраны, так как только вооруженные и в достаточном количестве работники охраны могут реально противостоять преступным посягательствам.

Но есть элемент, который должен присутствовать во всех комплексных системах безопасности объектов. Это так называемый «механический барьер», который в отличие от стен и заборов представляет собой «прозрачное» препятствие. Речь идет о таких известных вещах, как ворота, шлагбаумы, турникеты, разделители и т.п. Все они призваны выполнить две основные функции: затруднить несанкционированный доступ на территорию объекта и обеспечить возможность контроля за лицами, находящимися на территории.

С оперативной точки зрения, здесь проходит первый и зачастую самый важный контакт наряда КПП (представителей СБ объекта) с посетителями, транспортными средствами – как своими, так и чужими. И от того, как будет проведен этот контакт, будет ли определен потенциальный нарушитель, смогут ли сотрудники предотвратить на этом рубеже несанкционированный проезд на территорию, может зависеть дальнейшее развитие оперативной ситуации на объекте. Ведь если у потенциального нарушителя (террориста) больше шансов проникнуть на территорию через ворота, КПП и т.п., то теряется весь смысл многорубежности охраны, технической сложности электронных средств и прочих охранных мероприятий.

Оснащение объектов кнопками экстренного вызова милиции обеспечивает взаимодействие персонала и охранников объекта с органами внутренних дел и значительно повышает оперативность реагирования нарядов милиции на экстренные ситуации, а также позволяет обеспечить и личную безопасность работника охраны, который одним нажатием на кнопку может вызвать помощь.

В технологический регламент предотвращения терактов включены процедуры визуального мониторинга поведения лиц, которые находятся на объекте либо вблизи его. Особенно это актуально для объектов имеющих большую площадь и в местах с массовым пребыванием граждан. Системы видеонаблюдения наиболее полно позволяют отслеживать все передвижения как внутри зданий, так и на прилегающих территориях, дают возможность оператору визуально контролировать ситуацию на объекте, зафиксировать противоправные действия правонарушителя и т.п.

Установка средств ОПС, систем контроля доступа, громкоговорящей связи и заграждений позволяет не только выявлять возможных правонарушителей и тем самым предотвращать террористический акт, но и значительно снижает попытки проникновения на данные объекты.

Успешность в обеспечении надежной защиты объекта также зависит от состояния служебно-боевой подготовки охранных структур и уровня их технической оснащенности современными средствами радиосвязи, средствами индивидуальной бронезащиты и спецсредствами, средствами вооружения и т.п.

Контроль за несением службы работниками охраны следует организовывать комбинированно, в сочетании физического контроля и контроля с применением специальных технических средств. При этом, физическому контролю, особенно в вечернее и ночное время, уделяется наибольшее внимание, так как он позволяет кроме определения состояния самого охранника проконтролировать качество выполнения возложенных на него задач.

Система охраны объекта строится эшелонировано: на подступах к нему, на КПП, по его периметру и на наиболее важных производственных (технологических) участках, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта. Система и способ охраны отражаются в оперативных документах по организации охраны объекта.

По каждому объекту должны быть разработаны:

  • паспорт безопасности (в зависимости от категории объекта и требований нормативно-правовых актов: например, постановления Правительства РФ от 28.04.2007 № 255 «Об утверждении паспорта безопасности розничного рынка», приказа МЧС России от 4.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;
  • паспорт антитеррористической защищенности объекта (по объектам промышленности и энергетики в обязательном порядке, по остальным категориям возможна разработка только плана антитеррористической защищенности объекта);
  • оперативные документы по организации охраны объектов с приложением планов охраны объекта в штатном режиме и в особых условиях (план повышения устойчивости работы объекта при угрозе и возникновении ЧС), плана обороны объекта;
  • должностные инструкции руководящему составу объекта, дежурно-диспетчерским службам, личному составу подразделений охраны, формирований ГО и всему персоналу объекта, при возникновении ЧС, в том числе, террористического характера.

Защита от телефонного терроризма – это комплекс мер по разработке памяток персоналу по действиям при получении такого рода угроз, анализу получения вероятных телефонных угроз, психологической подготовке должностных лиц (умение правильно оценивать побудительные мотивы преступника и осуществляемые им цели, знание возможных способов передачи угрозы, четкое представление последствий неправильных ответных реакций), техническое дооснащение мест установки телефонов персонала сертифицированным автоматическим определителем номера, адаптированного к местным телефонным линиям (простое в применение и не создающее помех в эфире) и звукозаписывающем устройством. Кроме того, у каждого телефонного аппарата необходимо иметь несколько бланков «Листа наблюдения при угрозе по телефону», куда в ходе разговора или сразу же по его окончании следует заносить свои наблюдения.

Страхование объекта от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем заключения договора. Следует иметь в виду, что страхование – это гарантия экономической защищенности любого объекта не только от последствий террористического акта, но и от всевозможных производственных аварий или стихийных бедствий природного характера.

Внутренняя безопасность – это система защиты от разрушительных процессов, происходящих в коллективе после совершения террористического акта, когда главной целью теракта является не само действие (убийство, поджог, взрыв и т.д.), а психологическое воздействие на граждан для дестабилизации обстановки, нарушения нормального хода работы или жизни.

Для ее обеспечения необходимо выполнять в полном объеме требования нормативных правовых актов по обеспечению бесперебойного функционирования объекта в случае возникновения ЧС, вести подготовку руководящего состава объекта и его рядовых сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства РФ  
№ 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера». Готовиться к защите от ЧС должно все население, однако особая ответственность ложится на руководителей организаций, учреждений, предприятий (независимо от формы собственности и числа работающих). Подготовка руководящего состава объекта заключается в четком распределении функциональных обязанностей между ответственными должностными лицами объекта, установлении иерархии заместительства, назначении лица, персонально ответственного за защиту объекта от ЧС, составлении вариантов действий при получении различных угроз, регулярном обучении и практической отработке действий руководящего состава (на деловой игре), а затем и всего персонала (на учебных тренировках или учениях).

Превентивная защита – предполагает активные целенаправленные антитеррористические действия. Мероприятия превентивной защиты планируются на основании анализа безопасности и в зависимости от конкретных особенностей объекта. Их результативность зависит от того, какие специальные ведомства и организации задействуются в случае возникновения ЧС, в т.ч. террористического характера. Следует помнить, что все предпринимаемые меры являются хорошим средством укрепления производственной дисциплины, следовательно, и повышения эффективности труда, роста авторитета предприятия (учреждения, организации). Немаловажную роль в данных мероприятиях отводится установке современных систем оповещения граждан о возникновении ЧС и разработке специальных текстов передачи данной информации, установке систем видеонаблюдения, оборудования наглядных информационных стендов с документацией (памятками) антитеррористической направленности, проведения регулярных инструктажей персонала по действиям при ЧС, подготовки охранного персонала, организация ежедневных обходов и осмотров территории, участков и т.п.

Информация о работе Инструкция по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспе