Разработка системы мониторинга транспортного шума в третьем микрорайоне г. Благовещенск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является третий микрорайон г. Благовещенска. Целью работы является разработка системы мониторинга шума транспортных потоков.
В ходе работы были изучены основы проведения мониторинга транспортного шума, подобраны приборы для определения эквивалентного уровня звука, изучены требования к средствам измерения, принципы проведения измерений и рассчитан эквивалентный уровня звука.

Содержание

Введение
1 Характеристика объекта мониторинга
2 Обоснование системы мониторинга, показателей и критериев
2.1 Параметры, характеризующие шум
2.2 Информационное обеспечение в области транспортного шума
3 Методическое и инструментальное обеспечение проведения шумового контроля
3.1 Методы исследования транспортного шума
3.2 Методика проведения измерений транспортного шума
3.3 Средства измерений и вспомогательное оборудование
3.4 Проведение измерений
3. 4. 1 Выбор точек для измерения транспортного шума
3. 4. 2 Проведение измерений транспортного шума
4 Расчетный метод определения уровня транспортного шума
4.1 Вычисление уровня шума на транспортной магистрали
4.2 Расчет уровней шума транспортных потоков на территории застройки
5 Оценка воздействия транспорта на окружающую среду
5.1 Характеристика шумовых эффектов
5.2 Влияние шума на организм человека
5.3 Допустимые уровни шума для населения
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по мониторингу, Шатравко В.В..docx

— 815.65 Кб (Скачать файл)

Измерения проводятся при условии, что проезжая часть улиц и автомобильных дорого должна быть чистой и сухой, а балластный слой ж/д путей не должен быть мокрым и промерзшим.

Время проведения измерений устанавливается в период максимальной интенсивности движения транспортных потоков (например с 8 до 10 час и с 16 до 18 час).

Измерения не проводятся во время выпадения атмосферных осадков и скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра 1 – 5 м необходимо применять противоветровой защитный колпак для микрофона [4].

3.4.2 Проведение измерений  транспортного шума

Согласно ГОСТ 20444-85, при проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или на обочине на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.

Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.

При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука LА, дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения [6].

 

 

4 РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА

 

 

4.1 Вычисление уровня шума на транспортной магистрали

В соответствии с ГОСТ 20444-85 [3] шумовой характеристикой потоков автомобилей, автобусов и троллейбусов является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения.

Приступая к этому расчету, необходимо иметь следующие данные:

1 Общее количество всех  автомобилей, проходящих за 1 час  в двух направлениях по магистрали  в районе расчетного пункта.

2 Отдельно количество  грузовых и общественных (автобусы) экипажей, а также автомобилей  с дизельными двигателями (каждый  вид экипажей в % к общему количеству проходящего транспорта).

3 Среднюю скорость движения (км/ч) транспортного потока.

4 Наличие в потоке движения  трамваев и их тип.

5 Тип дорожного покрытия  проезжей части улицы.

6 Наличие разделительной  полосы между проезжими частями  и ее ширину (м).

7 Продольный уклон магистрали (в % от 0).

Для установления зависимости шумовой характеристики от интенсивности и состава транспортного потока проводился подсчет транспортных средств. В соответствие с требованиями ГОСТ 20444-85 [3] транспортный поток делится на следующие группы: легковые автомобили, общественный транспорт, грузовые автомобили.

Интервал времени проведения измерений определялся интенсивностью транспортных потоков и соответствовал времени прохождения двухсот транспортных средств в обоих направлениях. В ходе проведения исследований измерительный интервал составил 14 минут. Впоследствии, при обработке результатов измерений, определялись интенсивность движения (количество транспортных средств в час) и доля транспортных средств того или иного вида в общем потоке (%).

Выбор времени проведения измерений основывался интенсивностью движения транспорта в дневное и вечернее время. Измерения проводились в часы пик, а именно  с 17.00 до 18.00 часов вечером.

Результаты измерений сведены в таблицу 2.

Таблица 2 - Результаты измерений.

Исследуемая улица

Интенсивность движения, авт/ч

Доля легковых автомобилей в потоке, %

Доля грузовых автомобилей в потоке, %

Доля общественного транспорта в потоке, %

Игнатьевское шоссе

1500

80

10

10

Студенческая

1100

75

22

3


 

Когда известны характеристики движения и состава транспортных потоков, параметры поперечного и продольного профиля магистральных улиц и дорог, тип покрытия проезжей части улицы или дороги, шумовая характеристика потоков средств автомобильного транспорта определяется по таблице 3 с учетом поправок, приведенных в табл. 4 - 6. В соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78* [1] шумовая характеристика должна учитывать изменения в интенсивности движения транспортных потоков, происходящие в течение дня. Поэтому шумовая характеристика определяется в зависимости от средней часовой интенсивности движения транспортных потоков за дневной период суток.

 

 

Таблица 3 - Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, в зависимости от интенсивности движения, авт/ч, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, %.

Доля грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, %

Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА

При интенсивности движения, авт/ч

1000

1100

1200

1300

1400 и более

20

72

72

73

73

74

30

73

74

74

75

75


 

По Игнатьевскому шоссе в зависимости от интенсивности движения, равной 1500 авт/ч и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 20 %, эквивалентный уровень звука составляет LАэкв = 74 дБА.

По улице Студенческая в зависимости от интенсивности движения, равной 1100 авт/ч и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 25 %, эквивалентный уровень звука составляет                   LАэкв = 73,4 дБА.

Таблица 4 – Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от средней скорости движения потока, км/ч

Средняя скорость движения потока, км/ч

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Поправка к LАэкв, дБА

-6,5

-4

-2,5

-1

0

1

1,5

2,5

3


 

По Игнатьевскому шоссе в зависимости от средней скорости движения потока, равной 60 км/ч, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 0 дБА. Соответственно LАэкв = 74 дБА.

По улице Студенческая в зависимости от средней скорости движения потока, равной 40 км/ч, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 70,9 дБА.

Таблица 5 - Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от числа полос движении проезжей части улицы в обоих направлениях и типа покрытия проезжей части улицы

Влияющий фактор

Поправка к LАэкв, дБА

1. Число полос движения  проезжей части улицы или дороги  в обоих направлениях - 4

 

1

2. Тип покрытия проезжей  части улицы или дороги - асфальтобетон

0


 

По Игнатьевскому шоссе в зависимости от числа полос движении проезжей части улицы в обоих направлениях и типа покрытия проезжей части улицы, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 1 дБА и 0 дБА соответственно. Значит LАэкв = 75 дБА.

По улице Студенческая эквивалентный уровень звука LАэкв = 71,9 дБА.

Таблица 6 - Поправка к эквивалентному уровню звука LАэкв, дБА, в зависимости от продольного уклона улицы, %.

Продольный уклон улицы или дороги. %

Поправка к LАэкв, дБА, при доле числа грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в суммарном числе транспортных средств в потоке, %

0

5

20

40

100

2

-

1

1

1,5

1,5

4

1

1,5

2,5

2,5

3


 

По Игнатьевскому шоссе в зависимости от продольного уклона улицы, равного 4 %, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 20 %, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 77,5 дБА.

По улице Студенческая в зависимости от продольного уклона улицы, равного 4 %, и доли грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в потоке, равной 25 %, поправка к эквивалентному уровню звука составляет 2,5 дБА. Соответственно LАэкв = 74,4 дБА.

4.2 Расчет уровней шума транспортных потоков на территории застройки    

Оценку ожидаемого шумового режима застраиваемых или реконструируемых примагистральных территорий, выбор наиболее целесообразных, эффективных и экономичных средств снижения транспортного шума, их расчет и проектирование проводят на основе расчета уровней звука в застройке. Расчет проводится по стандартной методике, представленной в справочнике проектировщика [5].

Информация о работе Разработка системы мониторинга транспортного шума в третьем микрорайоне г. Благовещенск