История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

       Со второй  половины XVв., когда появились попытки создать рукописные произведения для детей, вполне очевидно, активизировалось и составление рукописных списков литературы для детского  чтения.  С возникновением книгопечатания стали издаваться наряду со взрослой литературой и книги для детей, подростков, юношества :рассказы, повести, романы, публицистические произведения морально – назидательного характера и т.д. Начали входить в детское чтение переводные произведения для детей.[54,c.25]

      Литература  для детей в  XVIIIв. – первой половины XIX в. сделала значительные шаги в своём развитии, решая воспитательные цели, проповедуя гуманистические и просветительские идеи. Одновременно совершенствовалась и библиографическая информация по детской литературе. Следует отметить, что пока она недостаточно исследована.[55,c.19]

      Таким образом,  на этапе предыстории библиографии  литературы для детей уже были  заложены предпосылки для её  последующего развития. Следовательно,  и возникновение её относится  к периоду зарождения рукописной  детской книги.

      Как самостоятельное  направление библиография литературы  для детей  начинает определяться  в 60-х г. XIXвека, что связано с подъёмом общественного движения в России, оказавшего своё влияние и на развитие педагогики.

       Под  влиянием педагогики в первую  очередь начала развиваться рекомендательная  библиография литературы для  детей . С 1860-х гг. и позднее выдвигается целая плеяда библиографов: Ф.Г.Толль, А.Н.Острогорский, Н.А.Рубакин, Н.В.Чехов, О.И.Капица и др.[5,c.11]

         В создании библиографической  информации по детской  литературе  в дооктябрьский период принимали  участие педагоги, библиографы –  люди разных политических и  религиозных убеждений, в связи с чем они по – разному подходили к оценке, отбору и рекомендации литературы в своих указателях. Причём  библиографические пособия предназначались руководителям детского  чтения.

Родоначальником библиографии литературы для детей  был видный педагог, общественный деятель, журналист, критик, библиограф Феликс Густавович Толль (1823 – 1867).[5,c.12]

       Рекомендательный  указатель Ф. Г. Толля «Наша детская литература» был адресован руководителям чтения, и прежде всего тем, кому необходима помощь в выборе книг для детского чтения. В предисловии к указателю «Наша детская литература» Ф. Г. Толль высказывал свою точку зрения на отбор литературы для детей. Он считал, что книги для детского чтения должны быть высоконравственны, умны, занимательны, безупречны по стилю изложения, изящности языка.[5,c.14]

     Прогрессивные  тенденции указателя «Наша детская  литература» были поддержаны  библиографами более поздних  лет. Определённую ценность в  методическом отношении сохраняет  это пособие и сейчас. Хотя  указатель имел рекомендательный  характер, но вместе с тем   в 1860-х гг. это было единственное  библиографическое пособие, позволяющее  судить о книгоиздании для  детей и юношества. До выхода  в свет указателя Ф.Г.Толля такая литература учитывалась в общих библиографических пособиях, книготорговых, издательских каталогах. Например, в широко известном библиографическом труде В. С. Сопикова «Опыт российской библиографии», включающем литературу от начала книгопечатания по 1813 г., литература для юношества учтена, но в самостоятельный раздел не выделена, что затрудняет пользование пособием.[54,c.21]

        Вопросами  библиографии литературы для  детей занимались в дооктябрьский  период также различные общества  и комиссии. Например, плодотворной  была деятельность комиссии Педагогического  общества при Московском университете, «Родительского кружка» при Педагогическом  музее военно – учебных заведений в Петербурге, комиссии по детскому чтению при учебном отделе Московского общества распространения технических знаний и т.д. «Родительский кружок» возник в 1884 г. В него входили педагог П. Ф. Каптерёв, библиограф М.В.Соболев и другие педагоги, библиографы, а также критики и издатели.[54,c.56]

         В развитии библиографии детской  литературы немалое место вплоть  до 1917 г. занимало Министерство  народного просвещения, Учёный  комитет который создавал для  школьников и народных библиотек  каталоги одобренной литературы  для чтения. Среди них преобладала  религиозно – нравственная литература. Каталоги создавались с учётом школьных программ.[17,c.28]

            В первом десятилетии ХХ в. и предреволюционные годы материалы по библиографии детской литературы находят отражение в «Педагогическом сборнике»(1864 – 1917), «Педагогическом листке» (1869-1917), в журналах «Воспитание и обучение» (1881 – 1917), «Школа и жизнь»(1910 – 1917) и д.р. В них публиковались статьи по детскому чтению, рецензии на новые детские книги, тематические рекомендательные списки литературы, обзоры детских книг, внутрижурнальные и библиографические указатели.

      В дооктябрьский  период начала развиваться научно  – вспомогательная библиография  литературы для детей ретроспективного  характера, зарождение которой  связано с именем крупного  педагога, библиографа М.В.Соболева  и его указателем «Справочная  книжка по чтению детей   всех возрастов», отражавшим литературу 1870 – 1905г.[55,c.198]

  В начале ХХ в. при поддержке Н.А.Рубакина, отстаивавшего свои взгляды на необходимость представления юным читателям свободы в самостоятельном выборе книг для чтения, начинают создаваться рекомендательные библиографические пособия для читателей – учащихся. Ярким примером может служить серия указателей известного русского библиографа И.В.Владиславлева «Что читать». В области рекомендательной библиографии литературы для детей и юношества в начале ХХ в. Широко стали известны имена А.И.Лебедева, Н.А.Малиновского, Н.В.Чехова и д.р. А.И.Лебедев, например вошёл в историю библиографии как автор указателя «Детская и народная литература», первый выпуск которого состоялся в 1901г. До 1916г. Указатель неоднократно переиздавался.[55,с. 199]

     Новаторской  была работа Н.В.Чехова «Спутник  самообразования» (1912г.), представляющая  собой сборник бесед о выборе  и чтении книг для детей  и подростков до 15 лет. Издание  снабжено списком лучших художественных  и научно- познавательных произведений, рекомендуемых в виде программы  систематического чтения. Это одна  из первых работ для юных читателей по воспитанию библиотечно – библиографической культуры. Представляют интерес издательско – книготорговые каталоги первой четверти ХХ в.: иллюстрированный «Каталог изданий библиотеки И.Горбунова – Посадова для детей и юношества»(1912), каталог издательства И.Д.Сытина «Книги для детей»(1915), которые ещё мало изучены с точки зрения методики библиографирования литературы для детей .[55,c.201]

             Таким образом, в дооктябрьский  период получили развитие такие  основные виды библиографии литературы, как рекомендательная и научно  – вспомогательная.

   Рекомендательные библиографические пособия создавались главным образом для руководителей детского, подросткового, юношеского чтения и были различными по идейной направленности, целевым установкам.

В дооктябрьский период получили развитие основные методы библиографирования литературы для детей  :отбор, группировка, библиографическая характеристика произведений печати. Педагоги, библиографы этого периода создавали систему детского и юношеского чтения, которая во многом может оказаться полезной и при рассмотрении её позиций сегодняшнего дня.

После Октябрьской революции 1917г произошла коренная ломка  старых общественных отношений и  становление новых.

     Кардинально изменились все сферы идеологической жизни, в том числе и библиотечно – библиографическая деятельность. Компартия и Советское государство рассматривали библиотеки как опорные базы партийных организаций. Разрабатывались новые критерии оценки, отбора литературы, осуществляемые с позиций коммунистического воспитания читателей. Активную роль в этом сыграла Н.К.Крупская.[20,c.39]

       Особенностью развития библиографии литературы для детей в советское время является её государственный характер. Создавали библиографические пособия не отдельные специалисты, как в дооктябрьский период, а  преимущественно коллективы библиографов государственных учреждений, число которых с годами возрастало. [22,c.67]

 Первым учреждением,  занимавшимся вопросами библиографии  литературы для детей  в  советский период, был Народный  комиссариат просвещения (Наркомпрос). Для руководителей детского чтения в 1917г. был издан «Конспект лекций о библиотечной работе с детьми» А.К.Покровской, в 1919 г. – «Каталог школьных библиотек с краткими рецензиями» М.Х. Свентицкой, в 1920 г. -  «Указатель детских книг для библиотек, трудовых школ, клубов и площадок» А.М.Калмыковой и О.И.Капица.[20 c.44]

      В первые годы существования Советского государства перед библиографами были поставлены две главные задачи : содействие обучению и коммунистическому воспитанию детей и юношества. Советское государство осуществляло неослабный контроль за развитием образования и печати. Так, в конце 1920-х – начале 1930-х гг вышли постановления Центрального Комитета партии о школе и детской литературе, например; 1928 г. – постановление «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати», в 1931г. – «О начальной и средней школе», «Об издательстве «Молодая гвардия»». В 1933г. было организовано специализированное издательство детской литературы – Детгиз, переименованное позднее в издательство «Детская литература». В связи с этим активизировалась книгоиздательская деятельность, а вместе с ней возросли объём и тематика библиографических пособий по детской и юношеской литературе. Получили развитие универсальные, тематические, отраслевые, персональные рекомендательные пособия, пропагандирующие литературу пионерской тематики, о Красной Армии, о творчестве Б.Житкова, К.Паустовского и других писателей для детей. Основной поток рекомендательной библиографической информации данной тематики  падает на критико – библиографические журналы «Детская литература», «Книга – детям», «На книжном фронте». В этих журналах наряду с библиографическими обзорами, рекомендательными списками печатались проблемные статьи и по вопросам детской литературы, чтения, об издании детских книг, их художественном оформлении и т.д.[54 ,c.31]

       Важно отметить выход в свет первого послеоктябрьский период указателя для родителей «100 книг твоему ребёнку»(1931), вписавшего новую страницу в историю рекомендательной библиографии.[54,c.35]

Продолжала развиваться  научно – вспомогательная библиография литературы для детей и юношества. Начало созданию ретроспективных указателей положил И.И.Старцев своим многотомным  указателем «Детская литература», первый том которого был издан в 1933г. Это капитальный библиографический  труд, облегчающий исследовательскую  работу по детской и юношеской  литературе в различных аспектах – книговедческом, библиографическом, литературоведческом, библиотековедческом. В 1936г был организован Научно – исследовательский институт библиотековедения  и рекомендательной библиографии (функционировал до 1940г.), который сыграл определённую роль в расширении круга детской  литературы.[55,c.77]

             В годы войны изменилось содержание  рекомендательных библиографических  пособий. Их тематика отвечала  задачам военного времени: «Что читать учащимся о борьбе русского народа с иностранными захватчиками и интервентами» (1941), «Детям о Великой Отечественной войне советского народа» (1942). [55,c.87]

            Историческим рубежом всей политической  жизни страны стала вторая  половина 1950-х гг., когда после  ХХ съезда КПСС был снят  запрет с ряда тем, возрос  доступ к архивным документам, что, в свою очередь, оказало  влияние и на расширение круга  юношеского чтения.

         В конце 1950-хгг. При научно  – методическом отделе РГБ  была организована группа по  работе с детьми. С этого времени  заметно усиливается роль библиотеки  в теоретической разработке проблем  детского чтения и библиографии. В целях координации деятельности  библиотек страны по выпуску  рекомендательных библиографических  пособий ею было разработано  Положение о системе пособий  рекомендательной библиографии. Большой вклад внесла РГБ в разработку системы рекомендательных библиографических пособий для юных читателей и руководителей чтения. В 1950-1960 –х г.г. впервые в стране она разработала типовые каталоги в помощь комплектованию детских библиотек, каталог детской литературы для сельских библиотек. С 1968 г приступила к выпуску рекомендательного тематического иллюстрированного каталога для младших школьников «Что нам читать?». В 1960-х – первой половины 1979-х гг большой популярностью у юных читателей пользовались рекомендательные библиографические пособия, выпускаемые РГБ в сериях «Советские писатели – детям» (1960 – 1973) и «Прочти эти книги»(1961 – 1973).[55,c.102]

В 1950г при Детгизе был организован Дом детской книги(ДДК) в Москве и его филиал в Ленинграде (ныне Санкт – Петербурге). Они выполняли функции научно – исследовательских центров по изучению детской литературы и проблем детского чтения в России.  Рекомендательные библиографические пособия создавались Домами детской книги как для читателей – школьников, так и для руководителей детского чтения. Они были интересными по замыслу, оригинальными с точки зрения методики составления. Например, в рекомендательном пособии О. Хузе и Л.Мейеровой «Книги о природе» выпущенном в 1057 году для младших школьников, большое внимание было уделено воспитанию культуры чтения: в предисловии юному читателю популярно объяснены основные области библиографического описания, правила пользования ими при самостоятельном выборе литературы с помощью указателя .А рекомендательный указатель «Эта книга мне понравилась»(1956) был создан на основе отзывов юных читателей о книгах. Комплексным подходом отличались рекомендательные пособия О.Ф.Хузе и Ф. Шушковской «Мир вокруг нас»(1965),О.Ф.Хузе «Сто тысяч почему»(1967) и «Мы живём на планете Земля»(1972).[55,c.115]

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках