Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа
Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74
В настоящее время вопрос о миссии детской библиотеки поднимается рядом авторов. Так, известный специалист в области библиотечного обслуживания детей Л.В. Степанова отмечает, что «.. .существование Детской библиотеки обусловлено осознанием обществом необходимости инструмента, который бы способствовал успешной жизни ребенка в культуре» [61, с. 34].
Детская библиотека
создает возможности
Детская библиотека - это феномен культуры, являющийся для ребенка своего рода информационной моделью окружающего его мира. На этой позиции стоят и авторы Концепции библиотечного обслуживания детей в России: «И не самым главным, хотя и очень важным, здесь является информационная функция библиотек, ведь информационные потребности детей еще латентны (скрыты) и тоже нуждаются в особых условиях их формирования и раскрытия. Даже те конкретные нужды детей и подростков, которые связаны с приобретением образования, нуждаются в осмыслении и расширении. Главным же в работе библиотек остается - создание среды развития личности и ее социализации» [35, с. 8]. Наряду с выделением среды развития личности и социализации как основной задачи библиотеки в концепции отмечается, что главное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, - это создание культурной среды развития личности ребенка.
Таким образом, в Концепции культурная среда развития детской библиотеки рассматривается как основа социализации личности. Авторы, выдвигая социализирующую функцию на первый план, в то же время фактически обосновывают инкультурационную сущность миссии детской библиотеки: «Миссия детских библиотек как раз и состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды материалов, отвечающую его половозрастным и социокультурным и индивидуальным особенностям» (219, с. 9). Эта же мысль прослеживается в Концепции библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005-2015 гг.): «Детская библиотека - гарант реализации прав любого ребенка на свободный доступ к информации, достижениям мировой и национальной культуры, развития его личности в соответствии с особенностями возраста через чтение и пользование современными информационными технологиями» [36, с. 3].
Если вернуться
к истории возникновения
Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на несомненную идеологизацию детской библиотеки в советский период, ее институционализация осуществлялась с позиций моделирования культуры своего общества (и тем самым укрепления его целостности), воспроизводства совокупной культуры, отражения богатства жизни. Это в свое время отмечала и Н.К. Крупская, стоящая у истоков организации детских библиотек. Так, в статье «Роль детской библиотеки и библиотекаря в современных условиях она писала: «В школе развитие ребенка идет по определенной системе. В библиотеке развитие ребенка больше идет своими путями, самостоятельными путями; и, как ни тщательно составляются программы школ, мы не можем в этих программах дать ответ на те вопросы, которые возникают у ребенка, которые вырастают у него в процессе наблюдения жизни». Можно только констатировать тот факт, что данные позиции были искажены откровенной идеологизацией. Справедливо отмечает один из ведущих специалистов детского чтения О.Л. Кабачек: «Эксплуатация обществом отдельных функции библиотеки в ущерб другим (например, в силу неадекватного понимания идеологической функции этого социального института) ведет к дисгармонии и, в конечном счете, к падению престижа библиотеки и библиотекаря в обществе. Обратная реакция библиотечного сообщества - с целью восстановления нарушенной гармонии, баланса функций библиотеки как социального института - в свою очередь может привести к преувеличению (или недооценке) тех ими иных сторон деятельности, функций библиотеки. Эта цепочка: «акция - реакция - реакция на реакцию» идет по затухающей до пор, пока необходимый для осуществления миссии библиотеки баланс сил не будет достигнут в новых условиях. В процессе такой «балансировки» и происходит уточнение взаимоотношений функций библиотеки, очередное переосмысление существующих функций - как практическое, так и теоретическое» [18, с. 24].
Переосмысливание функции детской библиотеки в современном обществе не должно в то же время занижать значимость социально-педагогической деятельности детских библиотек, реализацию ими педагогической функции. Данная функция выделяется и исследованиях Г.А. Ивановой, О.Л. Кабачек, Н.П. Васильченко, О. И. Алимсаевой, Т.Д. Полозовой Н.В. Степановой, И.В. Толстоуховой, Л.Н. Фоминой и др. В то же время нет единого подхода к трактовке терминов «общеобразовательная», «образовательная», «педагогическая», «воспитательная» функций. Так, Н.П. Васильченко - выделяет общеобразовательную, воспитательную, информационную, досуговую, методическую функции, подразумевая посредством реализации воспитательной функции педагогический характер деятельности детской библиотеки [9,c.44]. О.И. Алимаева, напротив, в рамках образовательного аспекта ограничивает набор функций детской библиотеки информационной, функциями социализации и инкультурации, отмечая, что содержание деятельности детской библиотеки должно быть направлено на развитие «внутреннего мира ребенка». Конкретизируя функции детской библиотеки, она выделяет информационную функцию и функцию социализации: «Необходимость воспитания, развития личности в каждом представителе подрастающего поколения значительно расширяет функции детских и юношеских библиотек, накладывает на них дополнительную ответственность: осуществление информационной функции включает в себя формирование навыков интеллектуального труда по обработке получаемой информации; функция социализации создает одновременно и работу по сохранению и творческому развитию внутреннего мира ребенка. Кроме того, насущно необходимой является работа по социальной адаптации, психолого-педагогическому консультированию детей разных возрастов, семей с различным социальным статусом, школ, неформальных и общественных объединений» [2, с. 11]. В данном подходе функция инкультурации личности ребенка подчинена функции социализации, что значительно сужает содержание деятельности детской библиотеки по развитию «внутреннего мира ребенка», о котором пишет автор.
И.В. Толстоухова предлагает свою классификацию функций детской библиотеки: социально-педагогическую, информационную, мемориальную, отмечая, что данные функции принадлежали детской библиотеке всегда, но «...в связи с обострившимися проблемами социального характера в центр внимания выходит духовно-воспитательный потенциал человека, что позволяет говорить о необходимости актуализации социально-педагогической функции. Информационная функция проявлялась и проявляется через использование документов или других носителей библиотечного хранения, откуда читатель черпает необходимую информацию. Мемориальная функция позволяет библиотеке сохранять накопленные знания, культурные ценности, традиции, что придает устойчивость всей социальной системе. Не вызывает сомнения, что социально-педагогическая функция сегодня имеет особое значение в деятельности детской библиотеки. Она нацелена на воспитание, образование, развитие человека» [18, с. 10].
Считая формирование
духовно-воспитательного
Как уже отмечалось
выше, определение родовой функции
детской библиотеки как сущностной
вне контекста ее миссии, на наш взгляд,
не дает достаточно целостного представления
о функциях детской библиотеки. Так, в
исследовании Т.Н. Сомовой «Детская библиотека:
специфика краеведческой деятельности»
обосновывается точка зрения на функции
детской библиотеки с позиций системного
подхода (фактически речь идет о документально-
Приведенное выше описание «сути» краеведческой функции детской библиотеки можно безоговорочно отнести к любому типу библиотеки. Считая, что краеведческий документ выполняет только информационную функцию, автор не указывает его обусловленность педагогическим характером деятельности детской библиотеки. В то же время, отмечая, что «возрастные периоды читательского развития существенно влияют на подход к краеведческой деятельности»[60,c.5].
Возможно, данная разбалансировка суждений является следствием последствий борьбы с идеологизацией библиотеки в последнее десятилетие. В стремлении деидеологизировать ее деятельность наметилась тенденция фактического нивелирования педагогической функции и в детской библиотеке. Как отмечает О.Л. Кабачек, в процессе дискуссий идеологическая и просветительская функции смешиваются: «...и тогда в борьбе с «идеологизацией» достается и просветительским задачам библиотеки. Хотя вроде бы очевидно, что формированием книжной (информационной) культуры, т.е. «воспроизведение Читателя», не могут не заниматься не только такие социальные институты, как семья, школа, вуз и т.п., но и сама библиотека... прослеживается мысль о том, что развивающие задачи детской библиотеки обеспечиваются, «покрываются» информационным обслуживанием пользователей, а все, что напоминает педагогику (работу с инвалидами, клубные формы работы и пр.), должно сводиться в современной библиотеке к минимуму. Однако именно достижение основной задачи детской библиотеки - воспитание в ребенке читателя диктует поиск таких форм работы с семьей, детьми (в том числе имеющими особенности в развитии), которые не сводимы к традиционной выдаче справки или выдаче книг. Ребенок приобщается к книге и чтению через игру, собственную творческую деятельность (индивидуальную или групповую), и библиотекари-практики давно и успешно используют в своей работе эту психологическую особенность» [18, с. 24]. Здесь хочется обратиться к известной статье В.И. Терешина «Современные проблемы развития педагогических функций библиотек», где сформулирована следующая позиция: «В целом информационная деятельность библиотеки обладает мощным педагогическим потенциалом, а потому информационную функцию библиотеки мы рассматриваем и как средство выражения ее педагогической сути» [65, с. 17].
Реализация педагогической функции детской библиотекой требует и специальной подготовки, которая в последние годы фактически отсутствует в вузах культуры. Подход к библиотечной работе с детьми как к делу педагогическому, выдвигает на первый план психолого-педагогические свойства к профессиональной характеристике специалистов детских библиотек: «Прежде всего - это глубокие знания в области возрастной и педагогической психологии, психологии детского и юношеского чтения, психологии общения, а также социальной психологии. В профессиональной характеристике личности библиотекаря-педагога особо значимы эстетическая воспитанность, художественная образованность, высокий эстетический вкус» [28, с. 172].
Следует отметить, что, раскрывая педагогическую направленность деятельности детской библиотеки, Г.А. Иванова фактически обосновывает ее инкультурационный характер сквозь призму квалификационной характеристики детского библиотекаря: «Фундаментальным требованием к библиотекарю-библиографу по работе с детьми и юношеством является его вооруженность объективными представлениями об общечеловеческих и национальных ценностях культуры и науки, о современных тенденциях образования и воспитания подрастающего поколения» [28, с. 170].
Стратегия подготовки специалиста с квалификацией библиотекаря-библиографа детского и юношеского чтения, разработанная В.В. Головиным, также отражает инкультурационную сущность детской библиотеки: «Объект деятельности выпускника кафедры -личность в детстве и юности и ее жизнетворчество в культурном пространстве. Предмет деятельности - процесс взаимодействия с личностью в детстве, отрочестве и юности в сфере ее образования и развития в библиотечной и книжной среде» [16, с. 32].
Осмысливая феномен детской библиотеки, В.В. Головин отмечает ее роль как культурного транслятора в контексте процесса разделения между культурой взрослых и культурой детей. Выдвигая тезис «детская библиотека как институт трансляции культуры», определяя результатом деятельности детского библиотекаря моделирование духовной и информационной среды для успешного ценностно-смыслового поведения ребенка, подростка в социокультурном пространстве, автор по существу определяет миссию детской библиотеки, которую, как мы уже отмечали, можно обозначить как функцию инкультурации, или инкультурационную [16 с. 30]. На этой позиции стоит и Л .В. Степанова, отмечая, что ответственность взрослых за «педагогические деяния» перед будущим неизбежно ведет к поиску контекста согласия с духовным миром ребенка [61,c. 120]. Философия развития современной детской библиотеки, по мнению Л.В. Степановой, предполагает органичную среду для свободного жизнетворчества: «Детская библиотека и состоятельна в таких преобразованиях внутренних ресурсов, чтобы поддержать развитие культуры знаний о детстве в обществе, системы взглядов на детскую жизнь, открыть ребенка в его идеях, защитить представления ребенка о себе идеальном. Знание о детской библиотеке как источнике концепций детства, транслятора идей ребенка позволит сообществу взрослых использовать ее среду для постижения природы детства, в его времени и пространстве» [61, с. 121].
Информация о работе История библиографии в детских библиотеках