История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

  Рассмотренные общие требования позволяют выделить особенности библиографической характеристики художественного произведения для читателей – школьников различного возраста.

Исходя из задач, стоящих  перед современным обществом, семьёй, школой, библиотекой, рекомендательная библиография детской литературы определяет своей целью передачу культурного  опыта от одного поколения к другому. Теоретически и практически эта цель выражается в разработке проблем содействия воспитанию и образованию детей специфическими библиографическими средствами.[8,c.3]

Библиография детской  литературы должна своими средствами способствовать реализации основных направлений  реформ российской общеобразовательной  и профессиональной школы, что, в  свою очередь, будет иметь большое  значение для дальнейшего совершенствования  библиографической деятельности в  области детской литературы, направленной на решение задач воспитания и  образования подрастающего поколения.[19,c.7]

Можно сказать, что библиографическая  деятельность является "сквозной функцией" детской библиотеки, поскольку и  при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой "сквозной функции" связано с внедрением в библиографические подразделения  компьютерной технологии. Это открыло  дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как специалистов, так и других групп населения. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.[56,c.7]

Таким образом, главной   библиотечно – библиографической информацией владеет библиотека и выполняет основные функции библиографического информирования юных читателей. В Рославльской Центральной Детской библиотеке эти функции выполняет Информационно – образовательный центр, и на данный период времени главная задача это информационное обеспечение учебного процесса и активное участие в воспитательном процессе подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы:

1. Авдонина, Н.А., Масловская, Н.С. Каждому читателю – библиографические  знания/ Н.А. Авдонина, Н.С. Масловская// Мир библиографии. – 2009. - №5. –  С.8 – 11

2. Алимаева, О.И. Библиотека в эпоху глобализации: образовательный аспект/О.И. Алимаева// Библиотека. – 2005. - №1. – С.10 – 11

3. Беленькая, Л.И. Ребёнок и книга/Л.И.Беленькая. – М.: Книга,1969. – 167с.

4. Белоколенко, М.В. Организация чтения детей в библиотеке: системный подход/ М.В. Белоколенко, В.П. Доморацкий, Л.В.Алёхина //Библиотековедение. – 2001. - №4. – С.64 – 70

5. Библиотечное дело – XXI век: науч. – практ. сб.: вып.1(21)2011/ Рос. Гос. б– ка. – М., 2011. – 272с.

6. Бобровникова, Т.А. Информационная деятельность библиотеки в образовательном процессе школьников / Т.А.Бобровникова // Детская библиотека. – 2001. - №1. – С.18 -21

7. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития: автореф. Дис.  Докт. Пед. Наук/В.В.Брежнева. – СПб.,2007. – 42с.

8. Бубекина,Н.В. Размышление об образовательной функции библиотек /Н.В.Бубекина // Библиотековедение. – 2000. - №5. – С.29-36

9. Васильченко, Н.О. О функциях детских библиотек/Н.О.Васильченко// Библиотека. – 1993. - №2. – С.15 – 17

10. Володина,Г.А. Информационное обслуживание: детский сектор/Г.А. Володина// Мир библиографии. – 2010. - №2. – С.20 – 23

11. Вохрышева, М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность/М.Г.Вохрышева. – М.: Книжная палата, 1989. – 200с.

12. Вохрышева, М.Г. Информационное общество: социокультурный аспект/М.Г. Вохрышева// Информационная культура: сб. – М.,2001. – С.43 – 49

13. Ганзикова, Г.С. Инновация: образ действия/Г.С. Ганзикова// Мир библиографии. – 2010. - №1. – С.9 – 12

14. Ганзикова, Г.С. Рекомендации на сайтах детских библиотек/ Г.С. Ганзикова// Мир библиографии. – 2007. - №2. – С.23 – 27

15. Гладкова, И. Новый облик центров информации/ И. Гладкова// Библиотека. – 2010. - №2. – С.45 – 46

16. Головин, В.В. детская библиотека: осмысление феномена в контексте подготовки специалистов/В.В.Головин// Петербургская библ. Школа. – 1998. - №2. – С.28 – 32

17. Голубева, Н.Л. Библиография литературы для детей и юношества: учеб. – метод. пособие / Н.Л.Голубева; КГАК. – Краснодар, 1996. – 25с.

18. Голубева, Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: научно –методическое пособие /Н.Л.Голубева . – М.: Литера, 2009.– 160с.

19. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект/ М.Я.Дворкина. – М.: Из – во МГИК, 1993. – 250с.

20. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/М.Я. Дворкина. – М.: Профиздат,2001. – 111с.

21.Диканенко,Л. Что мы можем сделать для профилактики наркомании/Л. Диканеко// Библиотека. – 2009. - №2. – С. 45 – 51

22.Дулатова, А.Н. Аннотирование детской художественной литературы: учебно – методическое пособие/А.Н.Дулатова. – М.: Либерия,2004. - 80с.

23. Дулатова, А.Н. Библиография детской литературы: теоретические основы/А.Н.Дулатова. – М.: Либерия,2005. – 220с.

24.Дятлова, Г. Школа для мам/ Г.Дятлова//Библиотека. – 2009. - №10. – С.70 – 72

25. Зиганшин, Г.Н. Читающая столица – читающие дети/ Г.Н. Зиганшин// Мир библиографии. – 2005. - №5. – С.22 – 25

26.Зиновьева, Н.Б. Основы современной библиографии: учебное пособие. – М.: Либерия – Бибиформ, 2007. – 104с.

27. Знаменщикова, О. Библиография – ориентир в мире литературы/О. Знаменщикова// Библио поле. – 2008. - №2. – С.31

28.Иванова, Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография/Г.А.Иванова. – М.: МГУКИ, 2002. – 254с.

29.Каленова, О.В. Наши читатели – дети и взрослые/ О.В.Каленова// Мир библиографии. – 2008. - №3. – С.18 – 19

30. Калинникова, Н.А.  Инновационный культурный центр/ Н.А. Калинникова// Мир библиографии. – 2008. - №5. – С.18 – 20

31. Киселева, Т.В. Как мы реализуем право детей на свободный доступ к информации/ Т.В. Киселева// Мир библиографии. – 2007. - №1. – С.25 – 28

32. Киселева, Т.В., Савиновская, Е.В. «Чудо дерево», или как мы привлекаем детей к чтению/ Т.В. Киселева, Е. В. Савиновская// Мир библиографии. – 2009. - №4. – С.21 – 23

33. Климаков, Ю.В. Муниципальная библиотека: справочно – библиографический аппарат: учебно – методическое пособие. – М.: Либерия – Бибинформ, 2005. – 88с.

34.Колядич, Т.М. Чувствовать «Душу» /Т.М.Колядич//Библиотека. – 2010. - №2 . – 14 – 16С.

35.Концепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005 – 2015)/ М- во культуры Ставропольского края, Ставропольская краев. Дет. б – ка им. А.Е. Екимцева. – Ставрополь, 2004. – 22с.

36.Концепция библиотечного обслуживания детей в России. – М.:РГДБ,2001. – 31с.

37. Кулагина, Н.И. WEB – страницы детских и юношеских библиотек как составная часть интернет – ресурсов для детей/ Н.И. Кулагина// Мир библиографии. – 2003. - №4. – С.33 – 37

38.Ладушкина, О. И в кризис детям у нас комфортно/ О. Ладушкина// Библиотека. – 2009. - №9. – 18 – 20С.

39.Ловчакова, Л.П. Центральная районная библиотека – информационный центр/Л.П. Ловчакова// Мир библиографии. – 2003. - №5. – С.22 – 23

40.Михнова, И.Б.  Библиотека как информационный центр для населения проблемы и их решения/И.Б.Михнова. – М.: Либерия, 2000. – 128с.

41.Некрасова,Л.М. Предостереч от дурмана/Л.М.Некрасова// Библиотека. 2000. - №4. – С.55

42.Никашкина,И. Тепло семейного «очага»/И.Никашкина//Библиотека. – 2009. -№8. – С.36 – 39

43.Отчёт о работе Рославльской ЦДБ/Сост. Л.В Коренькова. – Рославль,2009. – 50с.

44. Отчёт о работе Рославльской ЦДБ/Сост. Л.В Коренькова. – Рославль,2010. -29с.

45. Отчет о работе Рославльской ЦДБ /Сост.Е.А.Ковалева. – Рославль,2011. – 33с.

46. Первая конференция детских библиотекарей ГПП: Доклады и резолюции (25 – 27 марта 1925г.)/под ред. М.А.Смушковой. – М.,1925. – 56с.

47. Пищалева, О.В. И дети, и родители, и все руководители библиотеку любят и часто ходят к нам/ О.В. Пищалева// Мир библиографии. – 2001. - №1. – С.46 – 49

48.Программа ЛИБНЕТ 1998 – 2001 «Создание общероссийской информационной компьютерной сети// Библиотека. – 1997. – №10. – С.14

49.Пронина, Л.А. Информационное пространство, ситуации, задачи, концепции/Л.А.Пронина// Мир библиографии. – 1999. - №6. – С.2

50.Резник, Ю.М.  Введение в социальную теорию: Социальная системология/Ю. М. Резник. – М.: Наука,2003. – 525с.

51.Российское библиотековеденье: ХХ век. Направление развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования/ Рос. Гос. б – ка; сост. и предисл. ЮМ. Мелентьевой; науч. ред. Л.М. Инькова. – М.: ФАИР – ПРЕСС, Пашков Lom, 2003. – 432с.

52.Россинская, С.В. Адресовано детям/ С.В.Россинская// Мир библиографии. – 2010. - №3. – С.67 – 69

53. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник/ под ред. Н.Н. Житомировой. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1976. – 319с.

54.Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества: учебное пособие. – М.:Либерия,2004. – 216 с.

55.Рыбина, Е.Ф., Томашева,Е.Н. Библиография литературы для детей/ Под ред. С.А.Трубникова, Е.Ф.Рыбина, Е.Н.Томашева. – М.: Книга,1984. -254с.

56.Савченко,Т.А. Информационно – библиографическая деятельность ЦБС как один из факторов формирования общекультурной среды города/ Т.А. Савченко// Мир библиографии. – 2004. - №3. – С.6 – 8

57. Сафонова, Н.К. Информационная среда детской библиотеки: векторы трансформации в новом веке/Н.К. Сафонова// Читай – город. – 2004. - №6. – С.20 – 25

58.Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации/А.В. Соколов. – Спб. : Михайлова. – 2002. – 461с.

59.Соколов,Э.В. Культура и личность/ Э.В.Соколов. – Л.: Наука, 1972. – 228с.

60.Сомова,Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: учебное - практическое пособие/ Т.Н. Сомова. – М.: Либерия – Бибиформ, 2006. – 88с.

61.Степанова, И.В. На пороге взрослой жизни/ И.В.Степанова//Библиотека. – 2003. - №4. – С.25

62. Степанова, Л.В. Детская библиотека: ценность настоящего и философия будущего/ Л.В.Степанова// Петербургская библиотечная школа. – 1998. - №2. – С.32 – 41

63.Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд для детей: учеб. пособие/Ю.Н.Столяров. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 248с.

64. Сумина,М.Ю. Информационная среда в детской библиотеке/М.Ю. Сумина// Библиография. – 1993. - №5. – С.24 – 35

65.Терешин,В.И. Современные проблемы развития педагогических функций библиотек/В.И.Терешин// Развитие педагогических функций советских библиотек: межвуз. сб. науч. тр. – М.: МГИК, 1991. – С.5 – 25

66. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь – справочник для библиотекарей/И.И.Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248с.

67. Томашова,Е.Н. Библиографическая модель детского чтения: новый формат/ Е.Н. Томашова// Библиотечное дело. – 2007. - № 13(61). – С.14 – 19

68. Универсальная научная библиотека в эпоху перемен// Библиотековедение. – 1998. - №2. – С.11 – 38

69.Федорова, И.Д. Что и как читают современные дети/ И.Д. Федорова// Мир библиографии. – 2004. - №1. – С.19 – 20

70. Фирсов, В.Р. Чтение в ХХ веке: некоторые итоги размышления/В.Р. Фирсов// Детское чтение: Феномен и традиции в конце ХХ столетия. – Спб., 1999. – С.136 – 137

71.Щепеткова,Н.А.Психолог и библиотекарь пути творчества/Н.А. Щепеткова// Библиотека. – 2002. - №4. – С.51 -52

72. Яноушек, Я Проблемы общения в условиях современной деятельности / Я. Яноушек// Вопросы психологии . – 1982. - №22. – С.12 - 26

73. Library 2.0// Wikipedia: The Free Encyclopedia. – URL: http://en. Wikipedia. Org/wiki/Library 2.0

74. http:// admin-smolensk.ru/~detlib/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 1.

                              Электронные базы данных РГДБ

Наименование  базы данных

Электронный адрес

Электронный каталог РГДБ

http://www.rdb. ru /bdrqdb. Aspx

Сводный электронный каталог  РГДБ

http://www.rqdb. rudb. Ru/cek/в 1.asp

Библиографический каталог  Biblus

http://biblus.ru /Defauit. Aspx

Электронная база данных «Детская книга России»

Gpntb.ru.>win/ inter – events/ crimea 2004/58.pdf

Электронный каталог «Редкая  детская книга» книги изданные до 1959г.

Rgdb. Ru> catalogs

 Электронный каталог  литературы на иностранных языках

vk. Com >public 35252811

 Электронный каталог  методических материалов для  руководителей детским чтением

rgdb. Ru> catalogs

Электронный каталог нотных изданий

rgdb.ru> catalogs

Электронный каталог переодических изданий

rgdb.ru> catalogs

Электронный каталог аудиовизуальных  изданий

rgdb.ru> catalogs

«Библиогид» - о детской литературе

Bibliogid.ru

«Досуг детей» в Москве

Realrgdb. Livejournal.com.>500. Html? page= 2

«Электронные пампасы» литературный журнал для детей и взрослых

epampa. Narod. Ru

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках