Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:06, дипломная работа
Основная цель данной работы - раскрыть роль и значение депозитных операций коммерческих банков в Республике Казахстан.
Согласно поставленной цели, перед нами стоит ряд задач:
раскрыть понятие, сущность и виды депозитных операций;
выявить способы привлечения денежных средств во вклады;
проанализировать виды депозитных операций АО «Банка Туран Алем»;
провести анализ состояния депозитной политики коммерческих банков;
определить пути совершенствования депозитной политики коммерческих банков.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1 Теория основы осуществления депозитных операций в
коммерческих банках………………………………………………………… 5
1.1. Экономическое содержание депозитных операций……………………..5
1.2. История развитие депозитного рынка в Республике Казахстан……. …10
1.3. Методы ценообразования на депозиты…………………………………..12
Глава 2 Анализ деятельности банков второго уровня на депозитном
рынке Республики Казахстан (на примере АО «БанкаТуранАлем»)…19
2.1. Основные тенденции развития депозитного рыка……………………...19
2.2. Деятельность банков второго уровня на депозитном рынке………….26
2.3. Виды вкладов, привлекаемые АО «БанкТуранАлем»………………… 35
Глава 3 Проблемы и перспективы развития депозитных операций коммерческих банков………………………………………………….…….46
3.1. Состояние депозитной политики коммерческих банков……… ………46
3.2. Совершенствование деятельности коммерческих банков на депозитном рынке……………………………………………………………………..……..49
Заключение……………………………………………………………..……..70
Список использованной литературы……………………………..……….73
Приложения………………………………………………………………......75
Из вышеизложенного. Положений гражданского кодекса Республики Казахстан и действующего страхового законодательства вытекает однозначный вывод – страховщик (в данном случае Фонд) ни при каких обстоятельствах не может быть гарантом. Следовательно, страхование вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня может быть не только страхованием, но никак не гарантированием. Поэтому из Правил, названия Фонда и других документов следует исключить словом «гарантирование». В противном случае вполне возможны судейские казусы, и даже скандалы, при рассмотрении споров между выгодоприобретателями – вкладчиками и Фондом. Не исключено, что какой-либо поднаторевший в правовых вопросах вкладчик или ушлый адвокат, пользуясь формальным поводом, может потребовать от Фонда возмещения ущерба не как от Страховщика, а как от Гаранта, т.е. в полном объеме без всяких ограничений.
Казахстан, опираясь на успешный опыт многих стран и США, в качестве инструмента по защите интересов мелких и средних вкладчиков, выбрал систему гарантирования банковских депозитов физических лиц (СГД). В 1999 году для финансовой защиты банковских вкладчиков был создан Фонд гарантирования вкладов.
Казахстанская система гарантирования депозитов, созданная по инициативе Президента Республики Казахстан, явилась своевременной мерой по возврату доверия населения к банковским учреждениям. Основной миссией Фонда является содействие финансовой стабильности и защита вкладчиков. С момента создания СГД все усилия направляет на совершенствование системы, ее соответствие международными стандартами. Главные задачи Фонда – расширение базы гарантируемых депозитов, увеличение суммы и резерва возмещения, упрощение схем возмещения.
По состоянию на 1 января 2006 года общий объем депозитов физических лиц, размещенных в банках – участниках системы гарантирования вкладов, составил более 341 млн. тенге, что на 42,4% больше, чем по состоянию на 1 января 2003 года. При этом, по состоянию на 1 января текущего года гарантируемая сумма депозитов составляет более 254 млрд. тенге. Сумма гарантируемых депозитов выросла за год на 92,7%, доля гарантируемых депозитов в сумме депозитов физических лиц банков – участников – с 55% до 74,4%. Это объясняется расширением перечня объектов обязательного коллективного гарантирования, в котором помимо гарантируемых ранее срочных вкладов и вкладов до востребования вошли также условные вклады, текущие счета, карт – счета и вклады – гарантии физических лиц.
Система гарантирования вкладов способствует увеличению доверия населения к банковской системе Казахстана. Подтверждением тому служит динамика роста депозитов физических лиц в банках второго уровня. Общий объем депозитов в банках за указанный период увеличился более чем в 4 раза, в том числе депозитов физических лиц – более чем в 6 раз.
Доля депозитов в тенге в сумме депозитов физических лиц банков – участников составила 37,6% (на 1 января 2006 года – 26,2%), депозитов в иностранной валюте – 62,4% (73,8%). Депозиты в тенге выросли за год почти в 2 раза, депозиты в иностранной валюте – в 1,1 раза.
Важной задачей системы гарантирования является создание и поддержание адекватного размера резервов Фонда для обеспечения своевременного выполнения им обязательств по возмещению вкладов населения. По состоянию на 1 января 2006 года размер активов Фонда составил более 6 миллиардов тенге. Резерв Фонда для возмещения по вкладам, увеличился за год в 2,1 раза и составил на 1 января 2006 года 5 101 млн. тенге, что составляет 3,6% от совокупной суммы возмещения, подлежащей выплате Фондом, или 2,0% от суммы гарантируемых депозитов.
В целях хеджирования инвестиционных рисков более 92% активов Фонда в соответствии с законодательством размещена в государственные ценные бумаги Республики Казахстан.
Кроме того, хотелось бы отметить, что с 1 января 2004 года, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2003 года №483-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации единой системы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций», прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц осуществляют только банки – участники системы гарантирования депозитов. Обязательства таких банков по возврату привлеченными ими вкладов (депозитов) физических лиц гарантируются Фондом.
На сегодняшний день, из 33 действующих в Казахстане банков второго уровня, 31 банк входит в систему гарантирования депозитов. Не являются участниками системы четыре банка второго уровня, такие как: АО «МБ «Алма-Ата», АО «Эксимбанк Казахстана», АО «Казахстанский Интернациональный Банк» и ЗАО «ДБ «национальный Банк Пакистана в Казахстане».
Постановлением Правления НБ РК от 31.12.2003 года №490 у ОАО «МБ «Алма-Ата» на 6 месяцев приостановлено действие лицензии на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.12.2003 года №1267 государственный пакет акции ОАО «Эксимбанк Казахстана» был выставлен на продажу в размере 100% от уставного капитала и уже выкуплен национальным инвестором. После окончания процедур перерегистрации будет рассматриваться вопрос об участии данного банка в системе гарантирования вкладов.
АО «Казахстанский Интернациональный Банк» и ЗАО «ДБ «национальный Банк Пакистана в Казахстане» не имеют лицензии на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, т.е. не могут привлекать вклады населения.
Международная практика показывает, что объектом возмещения должны являться все виды депозитов, открытые в банке. Вкладчик не должен вводиться в заблуждение, постоянно отслеживая изменения в законодательстве. Для него главное – быть уверенным в гарантиях, предоставляемых СГД, т.е. знать, что любой вид вклада в банке в случае его банкротства будет возмещен в определенном размере.
Введение требования обязательного членства в системе гарантирования всех банков, имеющих лицензию Национального банка на прием депозитов от физических лиц, поможет полнее защитить интересы в первую очередь мелких и средних вкладчиков. Добровольный выход либо принудительное исключение банка из системы гарантирования вкладов повлечет за собой автоматический отзыв Национальным банком у данного банка лицензии на прием депозитов от физических лиц, и как результат, досрочную выплату вкладов либо переводов вкладов по желанию вкладчика в другой банк.
Важным направлением в деятельности Казахстанского Фонда гарантирования вкладов физических лиц является информирование населения о порядке участия и взаимодействия банков с системой гарантирования и работе СГД. Повышение осведомленности жителей Казахстана, приобретение знаний в сфере финансов, формирование системой государства, возможно лишь при совместных усилиях участников системы. В целях разъяснения целей и задач СГД Фонд проводит широкомасштабную просветительную работу с населением, регулярно публикуя в республиканских СМИ материалы, разъясняющие ситуацию в этом секторе. Дальнейшее развитие Казахстанской системы гарантирования депозитов будет основываться на использовании опыта лучшей международной практики в направлении ускорения процесса возмещения депозитов вкладчикам ликвидируемого банка, увеличения размеров возмещения, расширения видов страхуемых депозитов, минимизации рисков функционирования системы.
Необходимость широкомасштабного привлечения сбережений населения как основного источника внутренних инвестиций является одним из наиболее актуальных вопросов в экономике. Из двух основных путей мобилизации сбережений населения – через рынок ценных бумаг и через финансовые учреждения – в Казахстане основным является система финансовых учреждений. По целому ряду причин финансовые институты, в частности банки, доминируют в борьбе за сбережения населения.
В этих условиях чрезвычайно важным является укрепление стабильности банковской и финансовой системы в целом. Банковская система осуществляет важнейшие функции, необходимые для нормального функционирования финансовой системы. К ним относятся, в частности, посредническая функция между лицами, имеющими временно свободные средства, и лицами, испытывающими временную потребность в них, оценка рисков, осуществление расчетов, исполнение денежно – кредитной политики. Однако специфика деятельности делает банки подтвержденными риску не ликвидности и неплатежеспособности.
Более того, проблемы одного из банков могут распространяться по всей системе, задевая все банки. Для предотвращения этого правительствами развитых стран создается система безопасности, а именно – институты страхования депозитов. В Казахстане таковым является Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня.
Таким образом, система
страхования депозитов
В мировой практике накоплен богатый опыт по защите банковских вкладов, начиная от наиболее простых способов, например, предоставление вкладчикам права первоочередного удовлетворения финансовых требований к обанкротившемуся банку, заканчивая созданием сложных систем гарантирования депозитов банков.
В рамках системы коллективного гарантирования депозитов в декабре 1999 года начал работу по страхованию вкладов физических лиц Фонд страхования. Основной целью его деятельности является защита интересов вкладчиков банков путем гарантирования вкладов физических лиц в случае принудительной ликвидации банков – участников. Однако более общей целью и задачей Фонда страхования является восстановление доверия населения к банковской и финансовой системе.
В существующих системах страхования вкладов в мировом сообществе охват финансовых учреждений различается. В США, например, система страхования охватывает не только банки, но и сберегательные ассоциации, имеющие право осуществлять прием вкладов. В Казахстане, как и в большинстве других стран, участниками системы страхования вкладов являются только банки. В настоящее время система страхования вкладов охватывает 33 коммерческих банков Казахстана. Однако на эти банки приходится до 90% вкладов населения, 77,8% совокупных активов банковского сектора (по состоянию на 1 января 2006 года).
Созданная в Казахстане система страхования банковских вкладов подразумевает, что вступление в систему страхования вкладов является обязательным для банков, отнесенных к первой группе по переходу к международным стандартам, а также для дочерних банков стабильных банков – нерезидентов. Однако по решению правления фонда страхования вкладов в систему могут быть включены и другие банки, для которых, по сути, система является добровольной. Согласно проводимой Национальным Банком Казахстана Программы перехода банков второго уровня Республики Казахстан к международным стандартам в части достаточности капитала, качества активов, ликвидности, бухгалтерского учета, уровня менеджмента, ведения и передачи информации.
В мировой практике используются государственная, частная и смешанная форма собственности на гарантийный фонд. Характерно, что форма собственности существенно влияет на условия проведения страхования, механизм определения размеров страховых взносов и страховых выплат.
Частная форма собственности, при которой система страхования вкладов учреждается частными коммерческими структурами, характерна для стран западной Европы. Например, в Германии, Франции, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций. При этом государство не участвует в деятельности таких систем и не осуществляет их финансовую поддержку. Организации, осуществляющие страхование вкладов, заинтересованные в наиболее прибыльном вложении средств фонда, могут столкнуться с дилеммой увеличения прибыльности вложений и непосредственного выполнения задач подобного фонда.
Смешанная форма собственности страховой организации характерна для Японии и ряда развивающихся стран Азиатского региона. Уставный капитал формируется за счет взносов как государственных органов, так и коммерческих структур. Возможно, подобная форма собственности фонда является эффективной, поскольку позволяет установить баланс между широкими возможностями по формированию средств фонда и наиболее прибыльным вложением средств фонда.
В США, а также в странах, следующих американской модели, включая Казахстан, форма собственности гарантирования вкладов – государственная. Соответственно, государственные органы в этом случае являются одним из органов управления фондами. Подобные системы отличаются, как правило, бесприбыльной основой функционирования, обязанностью страхования, доступностью финансовой поддержки со стороны государства, легкостью контроля.
Учредителем, единственным акционером Фонда страхования является Национальный Банк Республики Казахстан. Этот момент весьма существенный, так как деятельность подобного фонда невозможна без теснейшего контакта и взаимодействия с центральным банком страны, в котором сконцентрированы функции надзора и контроля за коммерческими банками и, соответственно, жизненно важная для Фонда страхования информация о текущем финансовом состоянии банков. Национальный Банк республики Казахстан является координатором деятельности Фонда страхования; по мере приобретения Фондом страхования практических наработок и изучения положительного опыта зарубежных систем страхования депозитов Национальный Банк совершенствует законодательную базу работы Фонда страхования, осуществляет контроль за разработкой внутренних документов, регламентирующих деятельность Фонда страхования.
Информация о работе Основы осуществления депозитных операций в коммерческих банках