Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:33, шпаргалка
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
1.1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Задачи логопедии:
1) изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах нарушения речи
2) определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений
3) выявление
динамики спонтанного и
4) изучение особенностей формирования речи детей с различными отклонениями в развитии
5) разработка
методов педагогической
6) совершенствование методов профилактики речевых расстройств
7) разработка
вопросов в организации
1.2 Методика
обследования
Диагностика и обследование проводится поэтапно:
1 этап – ориентировочный
(целенаправленный опрос
2 этап – дифференцировочный
(обследование интеллекта, слуха,
с целью ограничения детей
с первичной речевой
3 этап – обследование
неречевых процессов, тесно свя
4 этап – тщательно
обследование компонентов
5 этап – заключительный
(уточняющий) динамическое наблюдение
за ребенком в условиях спец.
При обслед.
речи реб. педагог обращает
внимание на состояние
2.1. Принципы и методы логопедии как науки
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предметом логопедии является нарушение речи и процесс обучения, воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, который страдает нарушением речи и следовательно цель логопедии – разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Методы логопедии:
1) ведущим методом является наблюдение
2) беседа
3) экспериментальные методы (тестирование
4) игровые методы
5) медицинские
методы (оперирование, протезирование,
исправление челюсти и
6) комплексные методы
Направление и содержание исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа:
Принцип развития – анализ процесса возникновения дефекта
Принцип системного подхода – изучение характера дефекта речи
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития – помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта
2.2 Игры
"речь с движением" в
«ЯБЛОНЯ» Югославская песенка
Координация речи с движением,
работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики
— Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? |
(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок — «яблонька».) |
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? |
(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой.) |
Куда они пропали? |
(Разводят руками, пожимают плечами.) |
— Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... |
(Дети загибают по одному пальцу на правой руке.) |
Дети оборвали! |
(Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».) |
«МЯЧИК МОЙ» В. Волина
Координация речи с движением
Друг веселый,
мячик мой, (4 прыжка на носочках, руки
на
поясе.)
Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой, как бы удары по
Раз, два, три, четыре, пять. (5 прыжков на носочках, руки на поясе.)
Хорошо мячом играть. (Вновь по два взмаха — «удара».)
Русская народная закличка с движениями «Солнышко»
Солнышко, солнышко -дети поднимают руки вверх и поворачивают кисти рук вправо-влево
Выгляни в окошечко – приставляют ладонь к глазам
Где твои детки? – вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх, и пожимают плечами
Где малолетки?
Сидят на поветке – ставят руки полочкой перед грудью
В соломенной клетке – закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы
Камушки катают – делают скользящие движения ладоней друг о друга
Собачкам бросают – имитируют бросок рукой
Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»
дети выполняют движения в соответствии с текстом
Мы шагаем, мы шагаем
выше ноги поднимаем
влево шаг, вправо шаг
шаг вперед – шаг назад
мы шагаем, мы шагаем
ноги дружно поднимаем
шаг немножко замедляем
постепенно ускоряем
сейчас быстро мы пойдем
затем медленно идем
руки вверх мы поднимаем
а потом их опускаем
Игры нацелены на нормализацию темпа ритма общих движений с детьми нарушенной координацией. Помогает соотносить слова с темпом и ритмом. Можно проводить как физ.мин.на прогулке в не занятий. Подбираются с учетом лексической темой и тех звуков которые закрепляют.
3.1 Речевые нарушения у дошкольников, их причины
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Среди факторов, которые способствуют возникновению речевых нарушений, у детей различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Причины патологии детской речи:
1) внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают в период с 4 недели до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствует тяжелый токсикоз беременности, вирусные заболевания, заболевания эндокринной системы, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, краснуха, грипп, гепатит, токсоплазмоз, общение с животными
2) родовая травма и асфиксия, кровоизлияние (гематома)
3) различные заболевания
в первые годы ребенка,
4) неблагоприятные социально-
К внутренним факторам относятся: наследственность, возраст первородящей женщины.
Каждая из причин и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или в мл.классах, их бывает трудно компенсировать, отсюда плохая успеваемость.
3(2) Особен-ти использ-ния разных видов игр в корекц заикания. Игры исп-ся с учетом ряда принципов: 1.П-п деятельности: игра всегда предполагает-выбор темы;-сговор на игру; -распределение ролей;-начало, развитие, завершении;-,оценка поведения(с-ма игр рассматривается как совокупность разных деятельностей, связанных меж собой)
2. П-пы сист-ти, послед-ти и учёта возраста позволяют распределить игры с выделением наиб, значимых для кажд. возраста:
4-5л ведущее место в работе зан-т:игры с пением(хоровод);подвижиые И с правилами; ДИ;И- драматизации;(творческие по предлож лог-да и по замыслу д-й) 5-бл ведущее-и-драматизации стих-го текмта; Иг. с пением-' инсценировки (нормализют речь); ДИ; подвижные Иг. с права
6-1я-ведущ-ДИ: подвижные Иг. с правил
(соревнован: перевоспит-ся отношение к заикан);Иг.-драматизации (умение быть в кол-ве);
3. П-п учёта идивид-х особенностей заик-ся позволяет использовать Иг. т.о. чт нормализовать моторные ф-ции и развивались общительность, подражательн-ть.4. Учёт стр-ры дефекта реализ-ся на первых этапх корр. р-ты. 5. П-n поэтапности определяет организацию корр-ты. Методика игровой дея-ти применяется на разных этапах различно.6. Опирается на ( от простых с готов, правил к творческим); ведущая роль взрослого.
Реализация этих п-пов
позволяет последовательно
Упражнение
«ЧАЙНИК»
Развитие творческого воображения, общих речевых навыков
Я чайник,
ворчун, хлопотун,
(Дети стоят, изогнув одну
сумасброд,
руку, как носик чайника,
Я вам напоказ
выставляю живот. другую держат на поясе;
животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают.)
Упражнение на развитие слухового внимания
и элементарных математических представлений
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки
Смородина в чашке.
Ну, а у Валерки
Грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай
И посуду называй.
Н. Нищева
4.1 Классификация речевых нарушений
Существует два вида классификаций. Клинико-педагогоческая классификация речевых нарушений. В ее основе лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) реч.недостаточности. Это нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
Психолого-педагогическая
классификация речевых нарушени
4.2 Методика преодоления тахилалии
Тахилалия – это патологически ускоренный темп речи. Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь. Чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных; доказана и наследственная природа тахилалии; подражание быстрой речи окружающих и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.
Логопедическая работа при тахилалии проходит поэтапно:
1 этап – режим
молчания, снимает тревожную
2 этап – работа
по усвоению медленного темпа.
Каждое занятие начинается с
речевой зарядки, а именно
3 этап – работа
над редактированием
4 этап – работа
над коллективным рассказом,
Информация о работе Шпаргалки по "Логопедии для учащихся в пед колледже"