Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Окончание таблицы 2.5
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Обслуживание и те-кущий ремонт обо-рудования, инстру-ментов, спецприс-пособлений и инвен-таря общехозяйст-венного назначения (ст.768) | 95000 | 149000 | 54000 | 156,8 | 6,73 | 9,28 |
Обязательные отчис-ления, налоги и взносы от фонда заработной платы, учтенной на статьях общехозяйственных расходов (ст.780) | 17000 | 31000 | 14000 | 182,4 | 1,2 | 1,93 |
Плата за использова-ние природных ре-сурсов (экологичес-кий налог) (ст.784) | 12000 | 19000 | 7000 | 158,3 | 0,85 | 1,18 |
Амортизация основ-ных средств общехо-зяйственного назна-чения (ст.789) | 11000 | 13000 | 2000 | 118,2 | 0,78 | 0,81 |
Прочие затраты (ст.795) | 72000 | 100000 | 28000 | 138,9 | 5,09 | 6,23 |
Всего общехозяйст-венных расходов | 1412000 | 1605000 | 193000 | 113,7 | 100 | 100 |
На основании таблицы 2.5 можно сделать вывод, что общехозяйственные расходы увеличились на 193000тыс.руб. или 13,7%. На это повлияли многие факторы в особенности расходы по статье 751 «Оплата труда руководителей и специалистов», которые по сравнению с 2008 годом увеличились на 41000 тыс.руб. или 4,3%, также увеличение расходов по статье 768 «Обслуживание и текущий ремонт оборудования, инструментов, спецприспособлений и инвентаря общехозяйственного назначения» на 54000 тыс.руб. или на 56,8%. Также можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес за 2008 год и 2009 год приходится на статью 751 «Оплата труда руководителей и специалистов».
На следующем этапе анализа определим структуру расходов дистанции пути (рисунок 2.3).
По данным рисунка 2.3 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес расходов дистанции пути приходится на основные производственные расходы, которые составляют в 2009году 71,7%, далее идут общепроизводственные расходы и наименьший удельный вес приходится на общехозяйственные расходы, которые в 2009 году составили 11,1%, а в 2008году – 10,6%
Рисунок 2.3 – Структура расходов дистанции пути
На последнем этапе анализа затрат по статьям Номенклатуры расходов определим долю влияния изменения составляющих эксплуатационных расходов на общий результат (таблица 2.6).
Для расчета доли влияния расходов воспользуемся следующей формулой:
Таблица 2.6 – Динамика изменения эксплуатационных расходов
Наименование хозяйства и статьи затрат | Расходы за 2008г. | Расходы за 2009г. | Абсолютное отклонение, тыс.руб. | Темп роста, % | Доля влияния расходов, % |
Основные производ-ственные расходы | 9039000 | 10341000 | 1302000 | 114,4 | 118,3 |
Расходы, основные общие для всех отрас-лей хозяйства желез-ной дороги (обще-производственные) | 2866000 | 2472000 | -394000 | 86,3 | -35,8 |
Общехозяйственные расходы | 1412000 | 1605000 | 193000 | 113,7 | 17,5 |
Итого расходов | 13317000 | 14418000 | 1101000 | 108,3 | 100 |
Из таблицы 2.6 видно, что расходы по дистанции пути увеличились на 1101000 тыс.руб. или 8,3%. Также данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в связи с увеличением основных производственных расходов по сравнению с 2008 годом на 1302000тыс.руб. общее изменение расходов составило 118,3%, уменьшение общепроизводственных расходов на 394000тыс.руб в общем изменении расходов составило 35,8%, а увеличение общехозяйственных расходов на 193000тыс.руб. в общем изменении составило 17,5%.
2.3 Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов
Наибольшее влияние на величину эксплуатационных расходов оказывает элемент затрат «Фонд оплаты труда с социальными отчислениями», так как он имеет наибольший удельный вес в структуре расходов, что видно из рисунка 2.2. Поэтому проведем детальный анализ данного элемента.
На первом этапе проведем факторный анализ фонда оплаты труда. На его изменение оказывает влияние изменения численности и средней заработной платы работающих (Приложение А, Б). Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Исходные данные для факторного анализа фонда оплаты труда
Показатель | 2008 год | 2009 год | Абсолютное отклонение ФОТ |
Среднесписочная численность работников, чел | 338 | 340 | 2 |
Среднегодовая заработная плата, млн. руб. | 11,46 | 13,95 | 2,49 |
Фонд оплаты труда, млн. | 3873,48 | 4743 | 869,52 |
Как видно из таблицы 2.6., фонд оплаты труда за 2009 год увеличился на 869,52 млн. руб по сравнению с 2008 годом.
Произведем факторный анализ фонда оплаты труда методом абсолютных разниц. Результаты представим в таблице 2.7.
Модель для факторного анализа следующая:
где ФОТ - фонд оплаты труда;
Ч - среднесписочная численность;
ЗПср - средняя заработная плата рабочих.
Таблица 2.7 - Факторный анализ фонда оплаты труда
Факторы | По сравнению с 2008 годом |
Изменение среднесписочной численности, млн. руб. | |
Изменение средней заработной платы, млн. руб. | |
Общее изменение фонда оплаты труда, млн. руб. | 22,92+846,6=869,52 |
Исходя из данных таблицы 2.7., можно сделать вывод:
На следующем этапе проведем анализ соотношения темпов роста средней заработной платы и производительности труда, которые определенным образом влияют на фонд оплаты труда.
Для расширенного воспроизводства, получения прибыли и роста рентабельности нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда оплаты труда, повышение себестоимости продукции и, соответственно, уменьшение массы прибыли. Данные для анализа сведем в таблицу 2.8 (Приложение А, Б).
Таблица 2.8 – Исходные данные для анализа темпов роста средней заработной платы и производительности труда
Показатель | 2008 год | 2009 год | Абсолютное изменение, (+.-) | Темп роста, % |
Фонд оплаты труда, млн. руб. | 3873,48 | 4743 | 869,52 | 122,5 |
Среднегодовая заработная плата, руб | 11459100 | 13947888 | 207399 | 121,7 |
Объем производства продукции в текущих ценах, млн.руб. | 14856 | 16924 | 2068 | 113,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 338 | 340 | 2 | 100,6 |
Производительность труда, млн.руб./чел | 45,19 | 50,41 | 5,22 | 111,6 |
Из приведенных данных произведем анализ соотношений темпов роста средней зарплаты и производительности труда.
Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени характеризуется его индексом, который определяется по формуле:
где - индекс изменения среднего заработка работающих;
- средняя заработная плата за отчетный период;
- средняя заработная плата за базовый период.
Индекс производительности труда рассчитаем по формуле:
где - индекс изменения производительности труда,
- производительность труда за отчетный период,
- производительность труда за базисный период.
Приведенные данные показывают, что темпы роста средней заработной платы опережают темпы роста производительности труда. Коэффициент опережения рассчитывается по формуле:
Для определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) ФОТ в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:
По полученным расчетам видно, что происходит перерасход фонда оплаты труда в размере 393,63 млн. руб., и соответственно получение дополнительных расходов, что говорит об увеличении себестоимости и уменьшении прибыли. Это связано с тем, что темп роста средней заработной платы опережает темп роста производительности труда.
2.4 Анализ себестоимости и оценка влияния факторов, ее определяющих
Основной задачей деятельности Бобруйской дистанции пути является обеспечение содержания пути, сооружений и других устройств в надлежащем состоянии, гарантирующем бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями. Поэтому на данном этапе проведем анализ себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств.
Анализ
себестоимости содержания пути, сооружений
и других устройств начнем с оценки
изменения ее величины и сравним ее с предыдущим
годом (Приложение М) (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Динамика изменения себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств за 2008\2009гг.