Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Характеристика бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности………………………………………………………
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса……………………………
1.2. Техника составления бухгалтерского баланса…………………………...
1.3.Возможности трансформации российского баланса в соответствии с МСФО……………………………………………………………………………
2. Аудит бухгалтерского баланса……………………………………………...
2.1. Цель, задачи, источники информации аудита бухгалтерского баланса…………………………………………………………………………..
2.2. Аудит операций, связанных с составлением баланса……………………
Заключение...........................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя ,б.б. и его аналитические возможности.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерским балансом называется способ периодического изменения в денежном выражении  имущества организации и иных ее активов по составу и размещению, а также по источником образования  и целевому назначению на определенную дату. 

Баланс –  модель, с помощью которой в  интересах пользователя представляется финансовое положение организации  на определенный момент времени. 

Бухгалтерский баланс, согласно ст. 48 Гражданского кодекса  РФ, является одним из признаков  юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию. Тем самым обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета - имущественная обособленность хозяйствующего субъекта. 

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал  находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление  и о материальных ценностях, и  о величине запасов, и о состоянии  расчетов, и об инвестициях.  

Данные баланса  широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. 

Структура и  группировка данных баланса не раз  претерпевала существенные изменения. Но в любом случае должно сохраняться  балансовое равенство (слово "баланс" означает равновесие). 

В России это  равенство выглядит так: 
 

актив = пассив. (1) 
 

В западной практике активы уравновешиваются с собственным  капиталом и обязательствами, которые  для удобства пользователей несколько  трансформируются: 
 

актив = обязательства + собственный капитал. (2) 
 

В Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая  характеристика активов, обязательств и капитала, которая, однако, не является критерием для их отражения в  учетных регистрах и не получила дальнейшей конкретизации в других отечественных нормативных документах. 

Активами считаются  хозяйственные средства, контроль над  которыми организация получила в  результате свершившихся фактов ее хозяйственной  деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. 

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая  образовалась вследствие осуществления  проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. 

Капитал представляет собой вложения собственников и  прибыль, накопленную за все время  деятельности организации. 

В МСФО дается следующее  определение этих элементов отчетности. 

Активы - это  ресурсы, контролируемые компанией  в результате событий прошлых  лет, от которых компания ожидает  экономические выгоды в будущем. 

Обязательства - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых  периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. 

Капитал - это  доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств. 

Эти формулировки позволяют более четко определить содержание и построение баланса. Так, до недавнего времени в отечественном  балансе в составе активов  показывались убытки (к настоящему времени это правило устранено), что явно противоречило международной  практике. 

Актив признается в балансе, когда существует вероятность  притока будущих экономических  выгод в организацию; он может  быть надежно оценен и имеет стоимость. Будущие экономические выгоды, заключенные  в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или  их эквивалентов. Важно то, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства). 

Данные в балансе  могут быть сгруппированы по-разному. Главным критерием группировки  выступают участие средств в  обороте организации и выполняемые  ими функции.  

Активы и обязательства  представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как  краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы и др.) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). 

Активы и обязательства  отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев. Все  остальные активы и обязательства  представляются как долгосрочные.  

Многие активы, например основные средства или сырье, имеют физическую форму, однако это  не является определяющим. Так, деловая  репутация организации отражается в активе, хотя не имеет физической формы, но ожидается, что принесет организации  доход. 

Важнейшей характеристикой  обязательства является то, что оно  представляет собой задолженность, обязанность действовать или  выполнять что-либо определенным образом. Погашение обязательств, как правило, связано с выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением  услуг, заменой обязательств или  переводом их в капитал, что означает отказ от ресурсов, обеспечивающих получение будущей экономической  выгоды. Обязательства, стоимостная  величина которых может быть измерена лишь приближенно, показываются как  оценочные резервы. 

Капитал в балансовом уравнении отражается как остаточный (см. уравнение (3)), и в его составе  могут быть выделены средства, внесенные  акционерами, прибыль, резервы, представляющие перераспределение прибыли или  ее корректировку, дающие дополнительную защиту интересов акционеров. 

Баланс может  быть построен вертикально (как в  настоящее время у большей  части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив  может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для  британских компаний 50-60-х годов). 

При вертикальном построении баланса равенство (2) преобразуется  в следующее уравнение: 
 

активы - обязательства = собственный капитал. (3) 
 

При такой группировке  собственники организации без дополнительных расчетов могут определить размер принадлежащего им капитала. Разница между активами и обязательствами получила название нетто-активов; они должны быть равны  собственному капиталу организации. Выделение  других промежуточных итогов, таких, как нетто-оборотные активы, позволяет  сделать более наглядным анализ, упростить расчет платежеспособности организации. К обычным итогам разделов, показывающим общую сумму тех  или иных статей, в этом случае добавляются  очень важные характеристики деятельности организации. 

В нашей учетной  литературе сложился стереотипный и  несколько упрощенный взгляд на форму  построения и оценку статей баланса. При этом, как правило, рассматривается  баланс функционирующей организации. В то же время бухгалтерские балансы  могут значительно отличаться друг от друга. 

По времени  составления бухгалтерские балансы  могут быть:

вступительные;

текущие;

ликвидационные;

разделительные;

объединительные;

санируемые. 

Вступительный баланс составляют на момент возникновения  организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность. 

Текущие балансы  составляют периодически в течение  всего времени существования  организации. Они подразделяются на:

начальные, которые  формируются на начало отчетного  периода;

промежуточные, которые составляются за период между  началом и концом года;

заключительные, которые составляются на основании  данных текущего бухгалтерского учета. Перед составлением такого баланса  должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса. 

Санируемые балансы  составляются в тех случаях, когда  организации приближаются к банкротству. В этих условия перед хозяйствующим  субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с  кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторы, если склоняются к соглашению, хотят предварительно узнать, как  велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного  периода с целью показать реальное состояние организации. 

Ликвидационный  баланс составляется при ликвидации организации. Для нового хозяйства, которое возникает с это го момента, ликвидационный баланс будет  вступительным. 

Ликвидационный  баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий  кредиторов, возможной реализации имущества  и урегулирования расчетов с дебиторами. 

Разделительный  баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд  юридических лиц или при выделении  из единого баланса хозяйства  некоторой доли капитала для образования  новой организации. 

О6ъединительный  баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в  одну. 

Сводный баланс формируется путем соединения отдельных  заключительных балансов. Кроме этого, постатейные показатели отдельных  балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные  концерны, министерства, ведомства. 

Сводно - консолидируемый  баланс - сравнительно новое явление  в учетной практике российских организаций. Он представляет собой объединение  балансов, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом  отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации  и ее дочерних обществ, а также  данные зависимых обществ. Особенность  сводно - консолидируемого баланса  состоит в том, что из него исключаются  все внутренние обороты, а затем  производится расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в Уставном капитале группы. В качестве долей  могут выступать обыкновенные акции, выпущенные группой. 

По характеру  деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности. 

По формам собственности  различают балансы:

государственных,

муниципальных,

кооперативных,

смешанных,

общественных  организаций. 

Преобразования  в области бухгалтерского учета  нашли отражение и в содержании бухгалтерского баланса. Многие показатели теперь укрупнены. Отпала необходимость  детализировать нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения. Денежные средства приводят одним показателем. 

Библиографический список

Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. –  М.: ИНФРА-М, 2003.

Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие. – М.: Омега-Л, 2004.

Нормативная база бухгалтерского учета: сборник официальных  материалов. – М.: Бухгалтерский  учет, 2003.

Палий В.Ф. Бухгалтерская  отчетность: особенности. – М.: Бератор  – Пресс, 2003.

Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетман. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности