Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Характеристика бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности………………………………………………………
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса……………………………
1.2. Техника составления бухгалтерского баланса…………………………...
1.3.Возможности трансформации российского баланса в соответствии с МСФО……………………………………………………………………………
2. Аудит бухгалтерского баланса……………………………………………...
2.1. Цель, задачи, источники информации аудита бухгалтерского баланса…………………………………………………………………………..
2.2. Аудит операций, связанных с составлением баланса……………………
Заключение...........................................................................................................
Список используемой литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя ,б.б. и его аналитические возможности.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский баланс

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бухгалтерский учёт

Ключевые понятия 

Бухгалтер

Оборотно-сальдовая  ведомость

Главная бухгалтерская  книга

Отчётный период

Двойная запись

Дебет = Кредит

Актив = Пассив

Себестоимость

РСБУ / УСБУ / МСФО / GAAP

Финансовая отчётность 

Бухгалтерский баланс

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт о движении денежных средств

Отчёт о нераспределённой прибыли

Отчёт об изменениях капитала

Аудит 

Финансовый аудит

GAAS/ISA

Внутренний аудит

Большая четвёрка

Области бухгалтерского учёта 

Учёт затрат • Финансовый учёт • Судебная бухгалтерия

Учёт фондов • Управленческий учёт • Налоговый  учёт

Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править 
 

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые  чаши)  — основная форма бухгалтерской  отчётности, способ группировки активов  и пассивов организации в денежном выражении[1]. Он характеризует имущественное  и финансовое состояния организации  в денежной оценке на отчётную дату[2]. 

Баланс имеет  форму двусторонней таблицы: одна сторона  — активы, включающие требования и  вложения; вторая — пассивы, отражающие обязательства и капитал. В основном статьи баланса по традиции следуют  друг за другом в порядке ликвидности[3], хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные  активы всегда равны суммарным пассивам[1]. Это обусловлено тем, что при  отражении операций на счетах в балансе  соблюдается принцип двойной  записи. 

Бухгалтерский баланс даёт наглядное представление  о финансово-экономическом положении  компании, позволяет провести анализ её состояния и возможность получить прогнозы на будущее[4].Содержание  [убрать]

1 История

2 Виды бухгалтерских  балансов 

2.1 Ликвидационные  балансы

3 Составление  бухгалтерского баланса

4 Форма бухгалтерского  баланса 

4.1 МСФО

4.2 US GAAP

4.3 Россия

5 Анализ 

5.1 Анализ динамики  и структуры баланса

5.2 Анализ финансовой  устойчивости компании

5.3 Анализ ликвидности  баланса и платежеспособности

5.4 Анализ состояния  активов

5.5 Анализ деловой  активности

5.6 Диагностика  финансового состояния компании

6 Примечания

7 Источники 

[править]

История

 

 Бухгалтерский  баланс банка, 1906 год 

Баланс —  старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни  компаниий[4]. Точные данные о происхождении  бухгалтерского баланса неизвестны. Первые теоретические сведения о  нём были получены в 1494 году, когда  вышла в свет работа Луки Пачоли, содержавшая первое описание не только баланса но и бухгалтерии в  целом[5]. 

Баланс, который  был описан Лукой Пачоли, представлял  собой структурированный документ состоящий из двух сегментов —  актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало  заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета  с кредитовыми сальдо. Значения самих  понятий дебет и кредит не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а  под кредитом — его правая сторона[5]. 

Таким образом, смысл группировки данных в балансе  был пользователям непонятен. В  результате такой разноски в актив, наряду с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наряду с кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль[5]. 

Такой способ группировки  сохранялся несколько веков. Только через триста лет после появления  баланса появились первые критические  реплики в адрес бухгалтерии. В XIX веке в Европе стали появляться акционерные общества, чьи балансы  публиковались в газетах и  даже рассматривались в судах. На странную структуру баланса обратили внимание многие непредубеждённые пользователи, которые и начали критиковать  действующую форму баланса[6]. 

Первыми среагировали на факт смешения данных в балансе  французские бухгалтеры Евгений  Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80-х годов XIX века они написали работу «Общие руководящие начала счетоведения», сделав выводы, что в активе баланса, наряду с действительными активами, есть и активы фиктивные. Аналогично, пассив, наряду с настоящими пассивами, содержит пассивы фиктивные[5]. 

Именно тогда  возникла идея заменить слова «актив»  и «пассив» словами «дебет» и  «кредит». В газетах начали появляться балансы акционерных обществ  с заголовками «дебет и кредит». Такой подход был адекватнее предыдущего, так как на сторонах баланса определялась именно сторона счёта, на которой  находилось сальдо, но всё равно  не решал проблем. Тогда было решено в балансе ничего не менять, но предупреждать  пользователей о наличии фиктивных статей в активе и в пассиве, но такой вариант вызвал широкое возмущение пользователей[5]. 

В первой половине XX века Иоганн Фридрих Шер предложил  провести реформу процедуры составления  баланса, которая состояла из 3 этапов:

Перенос убытков  из активов в раздел капитала с  обратным знаком.

Перенос кредиторской задолженности на левую сторону  с обратным знаком.

Переименование  заголовков сторон: совокупность статей на левой стороне баланса Шер  назвал «имущество» (которое состоит  из имущественного актива и имущественного пассива). Правую сторону баланса  он называл словом «Капитал»[5]. 

Теория двух рядов счетов (так называется теория Шера) позволяет ясно и просто определить дебет и кредит бухгалтерского счёта  и является самой логичной теорией  с экономической точки зрения[6]. 

В в России в 1908 году Георгий Авксентьевич Бахчисарайцев  разработал и опубликовал теорию, в которой заявил, что бухгалтерию  следует понимать только через баланс. Баланс в его исторической форме  и балансовый метод в целом  следует принять в качестве аксиомы  и далее основывать все теоретические  положения на их основе. Точка зрения Бахчисарайцева нашла поддержку  в России и за рубежом. К 1930 году в  России балансовая теория стала общепринятой, а теория двух рядов счетов не использовалась. Но уже в начале XX века началась поэтапная  реформация баланса в направлении, указанном Шером, и баланс становился понятнее[5]. 

На Западе в XX веке эволюция баланса шла другим путём. Сейчас баланс, составленный по МСФО, состоит не из двух, а из трёх элементов: активов, капитала и обязательств. Причём убытки находятся не в активах, а в капитале[7][5].

[править]

Виды бухгалтерских  балансов 

Существует множество  различных видов бухгалтерских  балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости  от назначения, содержания и порядка  составления[8].

По способу  формирования:

Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества  по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам[9].

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и  конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный  баланс имеет большое значение как  промежуточный рабочий документ, который используется при составлении  вступительного, заключительного и  ликвидационного балансов.

По периодичности:

Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а  в пассиве — источники его  возникновения[10].

Заключительный  баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени[11].

Годовой бухгалтерский  баланс — заключительный баланс, который  является завершением отчётного  года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году[12].

Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется  за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой  формой обычного отчёта, хотя большинтво стандартов не запрещают предоставлять  промежуточный баланс в полном объёме[13].

Санируемые балансы  составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства[4].

Ликвидационные  балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращения деятельности как  юридического лица[14].

По степени  готовности:

Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский  баланс, составляемый заранее на конец  отчётного периода с учётом ожидаемых  изменений в составе имущества  компании.

Заключительный  баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени[12].

По уровню консолидации:

Единый бухгалтерский  баланс отражает деятельность одной  компании[4].

Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет  о деятельности и финансовых результатах  материнского и дочерних обществ  в целом. Из консолидированного баланса  исключается взаимный оборот дочерних компаний.

Разделительный  баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд  юридических лиц или при выделении  из единого баланса некоторой  доли капитала для образования новой  организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица.

По признаку источника составления:

Инвентарные балансы  составляются на основании инвентарной  ведомости имущества, средств в  расчетах, обязательств.

Книжный баланс строится по данным бухгалтерского учета  без проверки книжных записей  путем инвентаризации[4].

По наличию  регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а  без регулирующих статей — балансом-нетто[4].

По формам собственности  различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

[править]

Ликвидационные  балансы 

При ликвидации компаний приходится составлять ряд  различных «ликвидационных балансов», что основано на специфике деятельности ликвидируемой компании[14][15]. 

Перед составлением самого ликвидационного баланса  для уточнения реального финансового  положения ликвидируемой организации  составляется промежуточный ликвидационного  баланс. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также результаты их рассмотрения[14][15].

Нулевой балансАктивы Пассивы

Денежные средства 0 Капитал 0

            Обязательства 0

Всего 0 Всего 0 
 

Таким образом  промежуточный ликвидационный баланс содержит:

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его аналитические возможности