Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции ОДО «Джалмет».
Объект исследования – ОДО «Джалмет».
Предмет исследования – организация и методология учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть процесс реализации как объект бухгалтерского учета;
- охарактеризовать задачи учета и анализа выпуска готовой продукции и ее реализации;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета выпуска готовой продукции и ее реализации в Республике Беларусь;
- описать особенности учета выпуска и реализации готовой продукции в международной практике;
Cобственная разработка по данным организации
Критм = 33,3 + 33,3 + 17,0 = 83,6%.
Коэффициент вариации составляет 0,6797. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 67,97%.
Каритм = (1,4263 – 1,0000) + (1,7053 – 1,0000) + (1,0000 – 0,6421) = 1,4895
Упущенные возможности организации по реализации продукции в связи с неритмичной работой:
324
Из проведенного анализа ритмичности производства в ОДО «Джалмет» можно сделать вывод о том, что в 2010 г. работа организации характеризовалась аритимичностью, поскольку выпуск продукции значительно отличался от среднего значения по декадам. Также отметим тот факт, что план по ритмичности в 2009 г. был выполнен на 97,8%, а в 2010 г. только на 83,6% из-за того, что пятая часть годового объема продукции пришлась на последнюю декаду года.
Ритмичность создаёт условия для более полного и равномерного использования оборудования и рабочего времени, сокращения запасов незавершённого производства и ускорения оборачиваемости оборотных средств. Аритмичность приводит к нарушению нормального графика работы трудящихся и неоправданным потерям рабочего времени, к ухудшению качества продукции. Поэтому ОДО «Джалмет» необходимо обеспечить ритмичность производства.
В современных рыночных условиях оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке организации. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости организации.
Для проведения полноценного анализа ассортимента, следует провести учет и классификацию издержек организации. Для достижения поставленных целей можно ограничиться классификацией издержек на прямые и косвенные.
Прямые затраты – это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены. Основные статьи прямых затрат в ОДО «Джалмет» включают сырье и основные материалы; комплектующие; основная заработная плата производственных рабочих.
Косвенные затраты – это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Такие затраты относятся на каждый вид продукции согласно принятой базе. Основные статьи косвенных затрат в ОДО «Джалмет» включают заработную плату администрации, бухгалтерии и отдела сбыта и снабжения с отчислениями на социальные нужны, арендную плату с коммунальными платежами, оплату транспортных услуг перевозчиков, расходы на рекламу, оплату услуг связи, банков.
База распределения накладных расходов выбирается в каждой конкретной организации в зависимости от производственных и организационно-технических условий. В ОДО «Джалмет» накладные расходы по видам продукции распределяются пропорционально прямым материальным и прямым трудовым затратам. Это вполне приемлемо, т.к. материалоемкость и трудоемкость производственных процессов достаточно высока, а доля накладных расходов в общих издержках мала.
При проведении ассортиментного анализа используем следующие показатели:
Объем реализации – количество единиц реализованной продукции каждого наименования. Цена – реальная цена реализации одной единицы продукции. Объем выручки – произведение объема реализации на цену единицы продукции. Себестоимость общая – сумма переменных и постоянных издержек.
Рентабельность отражает долю прибыли в общем объеме выручки. Чем меньше рентабельность, тем меньше организация зарабатывает на продаже этого вида продукции. Нулевая рентабельность означает, что организация тратит на производство продукции столько же, сколько получает от его продажи. Если рентабельность отрицательная, то себестоимость превышает выручку от продаж, производя и продавая эту продукцию, организация работает себе в убыток.
Точка безубыточности (самоокупаемости) – это величина объема продаж, при которой организация будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли. Объем продаж в стоимостном выражении в точке безубыточности равен сумме постоянных и переменных затрат в этой точке. Точка безубыточности позволяет определить, каким уровнем продаж обеспечивается рентабельность.
Вклад на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли определяется как разность выручки от реализации и переменных затрат на производство этой продукции.
Любое увеличение вклада на покрытие выгодно организации, т.к. возрастает возможность повышения прибыли. Кроме того, сократить постоянные издержки значительно проще, чем переменные. Для сокращения переменных издержек необходимы, прежде всего, технические инновации, которые могут повлечь значительные расходы, в то время как возможности снижения постоянных издержек существуют практически всегда. Например, можно экономить электроэнергию в офисных помещениях, сокращать административный персонал, снижать затраты на телефонные переговоры, оптимизировать транспортные расходы без ущерба для основного производства.
Операционный рычаг – отношение разницы между объемом выручки и переменными издержками к разнице между объемом выручки и общей себестоимостью.
Экономический смысл операционного рычага – количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации.
Рассмотрим основные характеристики операционного рычага:
- показывает, насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%;
- связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше возможная выгода (также как и возможные потери). Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж. Ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но также и с меньшим вознаграждением в форме прибыли;
- повышается с приближением объема продаж к точке безубыточности, с чем и связан высокий риск.
При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.
Если рентабельность позиции отрицательная (общая себестоимость больше объема выручки), то в знаменателе появляется минус, что делает бессмысленным показатель операционного рычага (в таком случае он удаляется из расчета).
Запас финансовой прочности отношение разницы объема выручки и точки безубыточности и объему выручки. Он показывает, насколько можно снизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).
При анализе оптимальности ассортимента в первую очередь подсчитаем все вышеперечисленные показатели по каждому наименованию продукции ОДО «Джалмет» по плану на 2010 г. (таблица 3.11) и фактически за 2010 г. (таблица 3.12). Исходными данными являются цены и объемы продаж по каждому наименованию, а также себестоимость продукции и ее деление на переменные и постоянные издержки.
Таблица 3.11 - Анализ ассортимента продукции ОДО «Джалмет» по фактически сложившимся в 2010 году уровням цен, объемов продаж и издержек
Наименование продукции |
Отпускная цена 1 т без НДС |
Объем реализации, т |
Выручка, руб. (ст. 2 х ст. 3) |
Переменные издержки на 1 т продукции, руб. |
Постоянные издержки на 1 т продукции, руб. |
Себестоимость общая, руб. (ст. 3 х (ст. 5 + ст. 6)) |
Рентабельность, % ((ст. 4 – ст. 7) / ст. 4 х 100%) |
Точка безубыточности, руб. (ст. 6 х ст. 4 / (ст. 2 – ст. 5)) |
Операционный рычаг (ст. 4 – ст. 5 х ст. 3) / (ст. 4- ст. 7) |
Запас финансовой прочности, % (ст 4 – ст. 9) / ст. 4 х 100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ограждения и заборы |
194527 |
306 |
59525262 |
152726 |
42794 |
59829120 |
-0,51 |
60939309 |
||
Поручни и перила |
196465 |
1235 |
242634275 |
122837 |
42794 |
204554285 |
15,69 |
141023675 |
2,39 |
41,88 |
Изделия из стали |
207134 |
391 |
80989394 |
103172 |
42794 |
57072706 |
29,53 |
33337759 |
1,70 |
58,84 |
Козырьки и навесы |
207138 |
23 |
4764174 |
75589 |
64191 |
3214940 |
32,52 |
2324739 |
1,95 |
51,20 |
Средний уровень |
201316 |
489 |
96978276 |
113581 |
48143 |
81167763 |
19,31 |
59406371 |
2,01 |
50,64 |
Составлено автором по данным организации
Таблица 3.12 - Анализ ассортимента продукции ОДО «Джалмет» по плановым уровням цен, объемов продаж и издержек на 2010 год
Наименование продукции |
Отпускная цена 1 т без НДС |
Объем реализации, т |
Выручка, руб. (ст. 2 х ст. 3) |
Переменные издержки на 1 т продукции, руб. |
Постоянные издержки на 1 т продукции, руб. |
Себестоимость общая, руб. (ст. 3 х (ст. 5 + ст. 6)) |
Рентабельность, % ((ст. 4 – ст. 7) / ст. 4 х 100%) |
Точка безубыточности, руб. (ст. 6 х ст. 4 / (ст. 2 – ст. 5)) |
Операционный рычаг (ст. 4 – ст. 5 х ст. 3) / (ст. 4- ст. 7) |
Запас финансовой прочности, % (ст 4 – ст. 9) / ст. 4 х 100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ограждения и заборы |
197463 |
305 |
60226215 |
51033 |
48702 |
30419175 |
49,49 |
20030985 |
1,50 |
66,74 |
Поручни и перила |
197468 |
1235 |
243872980 |
52809 |
48702 |
125366085 |
48,59 |
82104134 |
1,51 |
66,33 |
Изделия из стали |
208131 |
391 |
81379221 |
55856 |
48702 |
40882178 |
49,76 |
26027456 |
1,47 |
68,02 |
Козырьки и навесы |
208134 |
23 |
4787082 |
53504 |
48704 |
2350784 |
50,89 |
1507793 |
1,46 |
68,50 |
Средний уровень |
202799 |
489 |
97566375 |
53301 |
48703 |
49754556 |
49,69 |
32417592 |
1,48 |
67,40 |
Составлено автором по данным организации
Очень важен показатель рентабельности каждой позиции. По плановым данным на 2010 г. по группе «ограждения и заборы» рентабельность равна 49,49%. Фактически в 2010 г. по позиции «ограждения и заборы» сложилась убыточность на уровне 0,51%. Рентабельность остальных позиций оказалась ниже запланированной. Так по позиции «поручни и перила» рентабельность в отчетном году составила 15,69% против запланированной 48,59%.
По позиции «изделия из стали» запланированная рентабельность (49,76%) оказалась выше фактической (29,53%) на 20,23 процентных пункта, по позиции «козырьки и навесы» - на 18,37 процентных пункта, тогда как фактическая рентабельность по позиции сложилась на уровне 32,52% и является самой высокой по металлоконструкциям.
Самый высокий операционный рычаг у позиции «поручни и перила». Значит, это самая рискованная позиция, т.к. при не достижении точки безубыточности убытки будут больше, чем по другим наименованиям. Отметим, что фактические размеры операционного рычага (2,39) существенно превысили запланированные (1,51). В целом же по металлоконструкциям операционный рычаг сложился на уровне 2,01, что выше запланированного уровня в 1,48. Объемы продаж выше уровня безубыточности. Исключением является только позиция «ограждения и заборы». Основной объем выручки организация получает по позиции «поручни и перила».
Таким образом, основным резервом улучшения работы организации является грамотная ассортиментная политика. Правильный выбор ассортимента обеспечивает организации серьезные конкурентные преимущества. Однако вопрос правильного выбора ассортиментного ряда имеет много сложностей, а так как основным критерием при выборе ассортимента остается интуиция, часто совершаются ошибки. ОДО «Джалмет» предлагается оптимизировать ассортимент, основываясь точном экономическом расчете и маркетинговом анализе.
Управление ассортиментом – это выбор, какие товары производить, в каком объеме и по какой цене их продавать. Ответив правильно на все три вопроса, можно существенно повысить эффективность деятельности организации.
Управление ассортиментом лежит на стыке экономического и маркетингового анализа. Маркетинговый анализ позволяет понять, насколько та или иная позиция перспективна с точки зрения рынка, какой спрос на нее ожидается, растет он или падает. Экономический анализ позволяет оценить выгодность позиции самой организации. При сопоставлении результатов этого анализа и формируется оптимальный ассортимент – и выгодный коммерческой организации, и востребованный рынком.
Т.к. в ассортименте по группе есть позиция с отрицательной рентабельностью – «ограждения и заборы», то цену можно поднять до 195600 руб. (данная цена не превышает средние рыночные показатели) и увеличить объем реализации с 306 до 310 тонн, т.к. позиция имеет устойчивый спрос. В результате рентабельность данной позиции становится положительной.