Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций
Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.
Курс лекций по дисциплине «Учет и анализ банкротств» для студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Составитель: Галимуллина Н.А.
Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регулирования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа
Наблюдение финансовое
Основные задачи учета и анализа
банкротства предприятий и
Социально – экономические предпосылки банкротств. Внешние и внутренние факторы.
Роль государства в финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий.
Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине XX в. Появление и развитие правил о несостоятельности связаны с объективными потребностями общества. При этом каждую ступень развития общества отражают правила, определяющие общественные отношения на данном этапе.
Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. В древнейшем памятнике правовой культуры — Римских Законах XII таблиц — было закреплено право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств. Согласно этому закону неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части несостоятельного должника.
Для древних обществ и
Слово «банкрот» (от итал. banco - скамья, rotta - сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.
Итальянское конкурсное право было направлено на регулирование торговой несостоятельности, поскольку именно купцы чаще всего оказывались неплатежеспособными. Инициатива в возбуждении конкурсного процесса могла исходить от кредиторов, должника и суда. Возможность инициативы должника рассматривалась как льгота, так как вела к смягчению личных последствий, в частности, к освобождению от ареста либо к аресту в собственном доме.
Под влиянием итальянских купцов, торговавших во Франции, Германии и недовольных отсутствием в этих странах правовых норм, регулирующих несостоятельность должников, развивается институт банкротства в Европе.
Важным этапом в развитии французского
конкурсного права стало
Закон 1833 г. значительно смягчил меры, применяемые к должникам. Этот Закон, как и Уложение 1808 г., касался только торговой несостоятельности. Устанавливалось, что только купцы могут быть несостоятельными. Лица, не ведущие торговлю, могут впадать в неоплатность, которая влечет иные последствия и рассматривается общими судами.
Французское конкурсное производство оказало сильное влияние на конкурсные законы Италии после ее объединения.
Для германского конкурсного права XVIII в. характерна выработка отдельными государствами собственных конкурсных законов. Так, в Пруссии в 1722 г. появился общий ипотечный и конкурсный устав, который затем неоднократно перерабатывался. Последний конкурсный устав принят в 1855 г.
В Австрии в 1781 г. появился конкурсный устав, который в 1796 г. вошел в виде раздела в общий судебный устав.
В Баварии еще в 1616 г. был принят собственный конкурсный устав, действовавший до принятия в 1753 г. нового. Судебное Уложение 1753 г., включившее конкурсные нормы, примечательно тем, что дало начало характерному для германского права разделению конкурсного права и конкурсного процесса.
В Саксонии конкурсные законы появились в 1724 и 1766 гг.
Указанные законодательные акты по-разному регулировали многие вопросы конкурсного права, и ко времени объединения Германии на территории, занимаемой ею в настоящее время, действовали самые разнообразные источники конкурсного права. В связи с этим в 1870 г. канцлеру было предложено разработать проект конкурсного устава. Исполнение этой обязанности было возложено на прусское министерство юстиции. Процесс принятия проекта длился почти шесть лет, и в 1876 г. конкурсный устав был принят. Примечательно то, что законы часто менялись, устанавливая нередко противоположные нормы. Направленность первого конкурсного закона, принятого Генрихом VIII в 1543 г. была уголовной. В нем определялись порядок ареста имущества должника и раздела его между кредиторами.
Принятый в 1572 г. при Елизавете Закон исключил его применение к субъектам, не ведущим предпринимательскую деятельность. С этого времени в Англии допускалась только торговая несостоятельность. Законодательство, охраняя личность должника от покушений на его свободу, не изменило своего взгляда на кредит. Объектом взыскания становились любые будущие имущественные поступления должника.
Первый Банкротский устав
Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25 % долга. Значительно усиливался контроль суда над конкурсными процедурами.
В 1861 г. появился закон, который изменил некоторые положения Устава 1849 г., не исключая действие последнего полностью. Этот закон наделил суд правом возбуждать конкурсный процесс а также установил одинаковые правила для торговой и неторговой несостоятельности.
В Древней Руси зачатки конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв., Соборном Уложении 1649 г. Так, в Русской Правде было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Там же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным. Русская Правда закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Несостоятельность могла быть:
• безвинной — потери не зависели от воли должника;
• злостной — вследствие пьянства, пари и т. п.;
• особо злостной — должник бежал от уплаты долгов в другое государство.
В первом случае должнику предоставлялась рассрочка в выплате долгов, во втором рассрочка могла быть дана только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо передаче в рабство кредитору, либо продаже на торгах. Этот порядок весьма близок к римскому праву.
Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.
В России того времени при отсутствии конкурсных уставов сложились основные элементы института банкротства. Споры решали особые суды (коммерц-коллегии, городовые магистраты, Главный магистрат, сенат); действовали кураторы, в обязанности которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами; проводились общие собрания кредиторов; претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными, погашались окончанием конкурса.
К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых — Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. Основные положения этого Устава сводились к следующему:
• обратная сила действия;
• применение только к субъектам, ведущим торговую деятельность (неторговой несостоятельности не существовало);
• использование критерия неоплатности;
• принятие двух видов несостоятельности — несчастной и злостной (неосторожное банкротство отождествлялось со злостным);
• в качестве последствия могла применяться смертная казнь.
В 1753 г. Сенатом был разработан проект Банкротского устава, который по сути представлял собой переработанный Устав 1740 г.
Следующий проект Устава о банкротах был подготовлен к концу 1763 г., состоял из четырех глав, включавших 55 статей. Наиболее интересными положениями проекта Устава были следующие:
• банкротами, помимо купцов, могли быть признаны заводчики и фабриканты;
• несостоятельность наступала не просто, когда имущества должника не хватало для удовлетворения всех требований, а когда на уплату долгов недоставало 25 %;
• конкурс учреждался, если сумма требований всех кредиторов превышала 3000 руб.;
• кредиторы, пропустившие срок для заявления требований (двухнедельный для местных и четырехмесячный для иностранных), могли просить о восстановлении срока до окончания раздела конкурсной массы.
В 1800 г. с учетом национальных особенностей и состояния российской экономики принимается новый Закон - Устав о банкротах. Устав 1800 г. состоял из двух частей, первая из которых называлась «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих
Право обязываться векселями», вторая - «Для дворян и чиновников», где устанавливались правила неторговой деятельности:
• Устав вводился в действие с обратной силой;
• устанавливалась обязанность должника заявить о своем банкротстве, если на рубль кредиторской суммы ему недоставало до 30 %;
• вводились определенные сроки
для заявления кредиторами
• для кураторов, избираемых из среды кредиторов, устанавливалось, что они должны быть люди «добрые и неподозрительные» и не относиться к лицам духовного звания, мещанам, крестьянам, крепостным;
• в состав конкурсной массы имущество жены банкрота не включалось;
• мировое соглашение могло заключаться в любое время, что влекло освобождение банкрота от всех последствий. Для заключения мирового соглашения необходимо решение большинства кредиторов с большей суммой требований.
В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю. Особое внимание в Уставе уделялось статусу торгового предприятия должника.
Как видим, в ходе исторического развития регулирование отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права — конкурсное производство. Конечная цель данного правового института — соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие института несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.
Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но, сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта.
Со временем, наряду с физическими лицами, участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте.
Как показывает мировая практика, банкротство компании -это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике не только развивающихся, но и развитых стран. Так, в США к концу 1980-х гг. общее число банкротств значительно возросло, что было напрямую связано с ситуацией в экономике в целом По мере замедления экономического роста число банкротств - как личных, так и компаний - увеличилось. Количество банкротств компаний достигло пика в 1986 г., затем снижалось вплоть до 1989 г., а когда темпы экономического роста снизились, возросло опять и достигло 800 тыс. зарегистрированных банкротств в год. В 1990-2000 гг. общее количество регистрации банкротств в США превысило 1200 тыс. ежегодно, причем вес публичных компаний, обращавшихся к защите от банкротства, в суммарной стоимости активов в 1996-2001 гг. значительно вырос и к 2001 г. составил более 160 млрд долл.
Европейские исследователи также отмечают, что до конца второго года доживают не более 20—30 % вновь возникших компаний, а в течение пяти лет 50 % прекращают свою производственную деятельность.
Начиная с 1991 г. экономика России находилась в глубоком финансовом и производственном кризисе, что сказалось на большинстве российских предприятий. В сложившихся макроэкономических условиях предприятия были неспособны полноценно функционировать, находились на стадии спада своей производственной и деловой активности, становились неплатежеспособными, а то и вовсе несостоятельными. Приобрел актуальность вопрос о выводе таких предприятий из сложившегося кризиса. Общее количество возбужденных дел по банкротству в России в 1993 г. составило 100, в 1999 г. уже — 9890, к 2005 г. их число практически удвоилось по сравнению с 1999 г. В рыночных отношениях активизировалась роль государства в возрождении института несостоятельности (банкротства).