Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ООО «Черкизово-Урал» г. Челябинск)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 14:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; разработать методику аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками; осуществить аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «Черкизово-Урал».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 6
ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1.Понятия, сущность, виды и формы расчетов с
покупателями и заказчиками 6
1.2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и
заказчиками 11
1.3.Проведение аудита в условиях компьютерной обработки
данных 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 25
2.1.Классификация методик проведения аудита расчетов с
покупателями и заказчиками 25
2.2.Цели проверки, источники информации, нормативное
регулирование 30
2.3.Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями
и заказчиками 37
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ
ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «ЧЕРКИЗОВО-УРАЛ» 49
3.1.Первоначальный этап проведения аудита 49
3.2.Аудиторская проверка расчетов с покупателями и
заказчиками на ООО «Черкизово-Урал» 68
3.3.Выявленные нарушения и рекомендации по их
устранению 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

         При поступлении денежных средств на расчетные (валютные) счета организации в оплату продукции (работ, услуг) оформляются следующие бухгалтерские записи:         

        Дебет счета 51 "Расчетные счета"

        Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

         Дебет счета 52 "Валютные счета"

        Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Указанная запись производится как в случаях погашения задолженности покупателей и заказчиков за проданную им продукцию (работы, услуги), так и при поступлении денежных средств в порядке предварительной оплаты.

При исполнении организацией своих обязательств по договору мены на сумму, подтвержденную товарно-сопроводительными документами, производится бухгалтерская запись:

         Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"                       

         Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".     

         При индоссировании векселя в бухгалтерском учете продавца (поставщика) составляются следующие проводки:

- суммы задолженности  покупателей  зачтены  в  погашение  долгов   перед поставщиками посредством передачи векселя (индоссирование)            

         Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"                       

         Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";    

- зачет сумм в рамках проведения взаимных расчетов

         Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"                   

         Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".     

          По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность подлежит списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком [25].

   Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Она списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Организации, формирующие резерв сомнительных долгов, направляют числящиеся в составе резервов суммы на списание долгов, не погашенных в сроки, установленные договором. Списание   долгов  покупателей   и  заказчиков   (дебиторской задолженности,  нереальной   для  взыскания),   а  также   просроченной дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам оформляется следующей бухгалтерской записью:    

          Дебет  счета 63 "Резервы  по сомнительным  долгам"                             

          Кредит  счета 62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками".     

          При недостаточной величине резервов сомнительных долгов, созданных организацией в отчетном периоде, не покрываемая ими сумма дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, подлежит списанию в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве внереализационных расходов организации. Списание   долгов  покупателей   и  заказчиков   (дебиторской задолженности, нереальной для взыскания) в сумме, не покрываемой суммой созданных резервов, списывают на финансовые результаты и оформляют проводкой:                                                   

          Дебет  счета 91 "Прочие доходы и расходы"                                     

Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". 

          Списанная  дебиторская задолженность не  считается аннулированной. Она должна отражаться по дебету забалансового счета 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

   При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (счет 50 "Касса", счет 51"Расчетные счета", счет 52"Валютные счета") и кредитуют счет 91"Прочие доходы и расходы". В бухгалтерском учете организации-кредитора составлены следующие проводки:

          Дебет счета 50 "Касса"

          Кредит счета 91"Прочие доходы и расходы";

          Дебет счета 51"Расчетные счета"

          Кредит счета 91"Прочие доходы и расходы";

          Дебет счета 52"Валютные счета"

          Кредит счета 91"Прочие доходы и расходы".

          Одновременно на указанную сумму кредитуется забалансовый счет               007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

         Организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные), начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам, при необходимости в процессе формирования учетной информации о состоянии расчетов с заказчиками применяют счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", предназначенный для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение.

   По окончании всей работы  в целом оплаченная заказчиком  стоимость этапов, учтенная на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", погашается за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчиков в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

При этом в бухгалтерском учете будет сделана следующая бухгалтерская запись:                                                                 

          Дебет  счета 62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками"                        

          Кредит  счета 46 "Выполненные этапы по  незавершенным работам".  

          Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных:

- по покупателям и заказчикам  по расчетным документам, срок  оплаты которых не наступил;

- по покупателям и заказчикам  по неоплаченным в срок расчетным  документам;

- авансам полученным;

- векселям, срок поступления денежных  средств по которым  не наступил;

- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

- векселям, по которым денежные  средства не поступили в срок [11].

Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные им товары (учет операций по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками") ведется в журнале-ордере № 11 (обороты по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолжности у покупателей , сроки оплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетной работы и необходимости получения данных по различным группировкам можно вести несколько журналов-ордеров.

Таким образом, счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"  дебетуется в корреспонденции со счетами 90" Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, предъявленные в расчетных документах за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, продукцию. В контексте гражданского законодательства счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"   предназначен для учета обязательств организаций по оплате продукции, товаров, работ, услуг, возникающих в связи с продажей продуктов труда сторонним организациям.

1.3. Проведение аудита в условиях компьютерной обработки данных

 
          В современных  условиях ведение учета и аудита  без применения электронно-вычислительных  машин практически невозможно. Объясняется  это постоянным ростом объема  учетных данных и усложнением учетных процедур. Применение компьютеров позволяет ускорить обработку и систематизацию данных, их анализ, оформление стандартных и специфических отчетов, освободить аудитора от значительной доли рутинных работ.

Использование в бухгалтерском учете персональных электронно-вычислительных машин, пакетов прикладных программ, компьютерной обработки данных можно рассматривать в качестве факторов, существенно меняющих организацию и технологию аудита. На практике многие аудиторы, не знакомые с возможностями, которые открываются перед ними. Они работают по старинке: просматривают и анализируют первичные документы, выполняют всевозможные расчеты и сравнивают контрольные итоги с данными соответствующих бухгалтерских регистров и отчетных форм.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в условиях компьютерной обработки данных  проведение расчетов, контроль рассчитанных данных бухгалтерских регистров значительно облегчаются. Как будет показано ниже, такая трудоемкая и ответственная составляющая аудита, как просмотр первичных документов, может быть также организован с ориентацией на использование компьютерной обработки данных.

Аудитор может располагать своей автоматизированной системой обработки данных, позволяющей не только решать задачи учета, но и анализировать имеющуюся у экономического субъекта информацию, формируемую в виде некоторого набора рабочих массивов. При использовании для проведения аудита электронно-вычислительных машин повышается эффективность проведения таких аудиторских процедур, как проверка арифметических расчетов и составление альтернативного баланса. Согласно стандартам аудита при аудиторской проверке с использованием компьютеров сохраняются цель и основные элементы методологии аудита.

Аудиторское программное обеспечение может быть представлено:

- пакетом программ, предназначенных  для чтения компьютерных файлов, отбора информации, проведения расчетов, создания файлов с данными  и печати отчетов;

- программами специального назначения, разработанными аудитором, субъектом  или внешним программистом, для выполнения аудиторских задач в конкретных условиях;

- программами-утилитами, которые используются  субъектом для сортировки, создания  и печати файлов; в этих же  целях их может применять аудитор.

Применение компьютеров позволяет аудитору провести следующие процедуры:

- тестирование операций и остатков  по счетам в компьютерной базе  данных;

- аналитические процедуры с  целью выявления отклонений от  обычно принятых параметров в  компьютерной базе данных;

- тестирование базы данных проверяемого  экономического субъекта;

-тестирование информационного, математического, программного и технического  обеспечения проверяемого экономического  субъекта.

Практически все пакеты прикладных программ, широко применяемые в бухгалтерском учете, предусматривают создание базы данных, в которой в той или иной форме имеются следующие данные:

- рабочий план бухгалтерских счетов и субсчетов (файл рабочий план счетов); 
- начальные сальдо по субсчетам бухгалтерских счетов (файл начальные сальдо);

- журнал хозяйственных операций, бухгалтерских записей, проводок (файл журнал бухгалтерских проводок).

Из хранимых данных можно выделить те, которые относятся к определенному временному периоду, за который проводится проверка. 
          Эта система способствует решению двух основных задач: 
- проверка полноты и соответствия первичным документам содержания журнала бухгалтерских проводок;

- проверка правильности рассчитанных данных бухгалтерских регистров и отчетных форм на основании содержания журнала бухгалтерских проводок .

Решение первой задачи обусловливает надежность и существенно снижает аудиторский риск, так как все дальнейшие расчеты выполняются на основании данных, хранимых в файлах журнала бухгалтерских проводок  и начальные сальдо.

Вторая задача решается путем проведения расчетов, алгоритмы которых заложены в автоматизированную систему, используемую аудитором. Для этого необходимо преобразовать данные, имеющиеся в базе данных проверяемого субъекта, в данные, "читаемые" системой аудитора.

Наиболее общие требования к организации исходной информации сводятся к определенной структуре используемых рабочих файлов, к составу и формату содержащихся полей. Например, файл рабочий план счетов содержит такие поля, как счет, субсчет, наименование; файл начальные сальдо – синтетический счет, субсчет, сальдо дебетовое, (сальдо кредитовое); файл журнал бухгалтерских проводок – дата операции, синтетический счет (дебет), субсчет (дебет), синтетический счет (кредит), субсчет (кредит), сумма операции, содержание операции, (партнер).

Наличие данных, представленных в предлагаемых форматах, обеспечивает широкие возможности расчетов любых, интересующих аудитора показателей от оборотов по счетам/субсчетам, конечных сальдо до сумм налогов и финансовых результатов. Примерами постановки и реализации такого рода задач могут служить уже существующие и широко используемые пакеты прикладных программ по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ООО «Черкизово-Урал» г. Челябинск)