Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

Содержание

План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Налоговая политика.docx

— 115.01 Кб (Скачать файл)

специализированного органа является контроль за соблюдением налогового

законодательства всеми  обязанными лицами-налогоплательщиками, банками,

должностными лицами и  т. д. Единство такой системы обеспечивается

соблюдением принципа единой налоговой политики, являющейся составной  частью

бюджетно-финансовой политики государства. Соблюдение такого единства

необходимо для однообразного  применения налогового законодательства, причем

и отношении всех налогов – федеральных, региональных и местных.

3) Независимость ГНС РФ  обеспечивается подчинением региональных  и местных

налоговых органов только вышестоящим налоговым органам. Нормативные акты,

принятые с нарушением компетенции местных органов, а  также иные решения

местных органов власти не имеют обязательной силы для налоговых  органов.

Местные органы власти не вправе изменять или отменять решения налоговых

органов, а также осуществлять оперативное руководство ими. Государственные

налоговые инспекции (ГНИ) являются юридическими лицами, имеют

самостоятельную смету расходов, бюджетное финансирование, текущие  счета в

учреждениях банков и печати.

Исключением из принципов  централизованности и независимости является статус

Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РФ эта

инспекция находится в  двойном подчинении – вышестоящему органу и

правительству Москвы.

По вертикали структура  Госналогслужбы РФ как система органов  делится на

три уровня:

Федеральный уровень (центральный) – федеральный орган государственного

управления (Госналогслужба РФ), возглавляемый руководителем в ранге

Министра Российской Федерации, назначаемым на должность Президентом

Российской Федерации.

Региональный уровень (региональный) – Государственные налоговые  инспекции

по субъектам федерации.

Местный уровень (местный) –  Государственные налоговые инспекции  по

районам, городам и районам  в городах.

Отметим, что термин «Государственная налоговая служба Российской

Федерации» употребляется  в двух значениях: для наименования всей системы

налоговых органов и для  обозначения налогового органа как  органа

управления системой.

На развитие структуры  налоговых органов непосредственное влияние

оказывала проводимая тогда  государством налоговая политика фискальных

приоритетов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 9

августа 1996г. №946 «О создании постоянно действующих налоговых  постов в

организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья» в указанных

организациях создаются  постоянно действующие налоговые  посты со

специальными контрольными функциями, состав которых может  формироваться

помимо сотрудников ГНС  РФ, в 1ом числе из сотрудников Федеральной  службы

налоговой полиции РФ и  МВД РФ[26].

По горизонтали центральный  аппарат ГНС РФ, а также налоговые  органы

регионального и местного звена организованы по функциональному признаку.

Например, в этих органах  могут создаваться управления(отделы) косвенных

налогов, камеральных проверок, налогов и сборов во внешнеэкономической

деятельности, налогообложения  физических лиц и т. п.

В структуре ГНС РФ существует совещательный орган – коллегия в составе

двадцати двух человек.

Различным звеньям ГНС  РФ свойственны различные функции.

Основные функции местного звена ГНС РФ:

учет налогоплательщиков;

контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками

налоговых отношений требований налогового законодательства;

исчисление окладных налогов;

оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов;

контроль за выполнением требований законодательства в отношении наличного

денежного обращения;

применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства;

применение мер ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

учет, оценка и реализация имущества, подлежащего обращению  в

собственность государства (конфискованное, бесхозное, клад и  т. д.);

контроль за соблюдением установленного порядка зачисления экспортной

валютной выручки.

Данные функции являются общими для всех налоговых органов. Центральным

аппаратом ГНС РФ дополнительно  выполняются следующие функции:

организация, координация  и контроль работы ГНИ;

аналитическая и статистическая деятельность;

- разработка и издание  инструктивных и методических  указаний но применению

 

налогового законодательства;

- контроль за актами, издаваемыми министерствами и ведомствами и связанными

с налогообложением;

- выработка налоговой  политики, подготовка проектов законодательных  актов

и международных договоров  о налогообложении, решение вопросов

международного сотрудничеств налоговой сфере.

Региональное звено ГНС  РФ выполнят общие функции, также  ряд функций,

присущих центральному звену: по организации, координации и контролю

деятельности нижестоящих  налоговых инспекций и обобщению  практики.

Полномочия ГНС РФ установлены  в многочисленных нормативных актах, в

частности в Федеральных  законах, Указах Президента Российской Федерации и

Постановлениях Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем следует  отметить, что многочисленные пробелы  и противоречия в

налоговом законодательстве приводят на практике к неоправданному

расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий

налоговых органов как  способу восполнения (компенсации) механизмов

правового регулирования. Представляется, что данная проблема требует

скорейшего разрешения путем  четкой регламентации полномочий налоговых

органов по многим направлениям их деятельности. изданию нормативных актов,

процедурам проведения проверок и применения штрафных санкций, по возмещению

налогоплательщикам убытков  в случае совершения неправомерных  действий и др.

Правовое положение налоговых  органов является предметом исследования

юридической науки. Наиболее полно данная проблема была рассмотрена  в

работе С.Пепеляева «Правовое положение органов Государственной налоговой

службы Российской Федерации».

Полномочия налоговых  органов можно классифицировать по следующим

основаниям:

- по функциональному признаку, т.е. в соответствии с возложенными  на ГНС РФ

законодательством функциями  и задачами;

- по сфере действия, регулируемой  соответствующей отраслью

законодательства;

- по содержанию правоотношений: административные и гражданско-правовые;

- по субъектам применения  – юридическим лицам, физическим  лицам, банкам и

т.д.;

- по организационной направленности: организация внешнего контроля  за

соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и организация

внутреннего контроля за работой должностных лиц налоговых органов[20,45].

 

Исходя из функций налоговых  органов можно выделить следующие группы

полномочий:

1) Полномочия по учету  налогоплательщиков.

2) Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налогового

законодательства:

3) Полномочия налоговых  органов но исчислению окладных налогов:

4) Полномочия по ведению  оперативно-бухгалтерского учета  сумм налогов и

других платежей.

5) Полномочия но применению мер, направленных на пресечение

(предотвращение) нарушений  налогового законодательства;

6) Полномочия по применению  восстановительных мер для предотвращения  или

ликвидации убытков, нанесенных налогоплательщику или бюджету:

7) Полномочия во применению мер ответственности к нарушителям налогового

законодательства:

8) Полномочия по контролю  выполнения субъектами предпринимательской

деятельности требований законодательства в отношении наличного  денежного

обращения:

9) Полномочия налоговых  органов в сфере валютного  контроля.

1О) Полномочия налоговых  инспекций по взысканию сумм  штрафов, наложенных

иными государственными инспекциями  и контрольными органами, по исполнению

судебных актов.

11) Полномочия по изданию  инструктивных и методических  указаний по

применению законодательства о налогах.

По сфере действия полномочия ГНС РФ подразделяются следующим  образом:

- налоговые, предоставленные в соответствии с налоговым законодательством;

 

- валютные: ГНС РФ, являясь  агентом валютного контроля, вправе  осуществлять

контроль за соблюдением налогоплательщиками валютного законодательства;

 

- расчетные: Указом Президента  РФ предусмотрены штрафные санкции  за

нарушения в работе с денежной наличностью, которые налагаются ГНС  РФ;

- внебюджетные: налоговым органам предоставлено право проверять соблюдение

налогоплательщиками законодательства о государственных внебюджетных

фондах и налагать взыскания за нарушения, связанные с исчислением и

уплатой взносов во внебюджетные фонды.

При осуществлении полномочий ГНС РФ может вступать в правоотношения,

которые по своему содержанию разделяются на административные и гражданско-

правовые:

а) ГНС РФ является органом, уполномоченным рассматривать дела об

административных правонарушениях. Такие дела рассматриваются по общим

правилам, закрепленным в  Кодексе об административных правонарушениях (КоАП)

РФ.

б) В соответствии с Законом  РСФСР «О Государственной налоговой  службе

РСФСР» налоговым органам  предоставлено право обращаться в суд по

основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством. Например,

налоговые органы вправе предъявить налогоплательщику иск о признании  сделки

недействительной и взыскании всего полученного в доход государства.

При осуществлении полномочий налоговых органов необходимо учитывать

следующие особенности: к  должностным лицам налоговых  служб неприменим

принцип «разрешено все, что  не запрещено законом, так как  должностное лицо

действует только в рамках своей компетенции по принципу «разрешено то, что

прямо установлено законом»;

2) служебные права должностных  лиц налоговых органов являются  их

обязанностями, и наоборот;

3) любые права должностных  лиц налоговых органов реализуются  только в

пределах функций данного налогового звена и с учетом основной задачи ГНС

РФ – контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

уплаты налогов.

 

Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации.

 

Особое место в налоговых  отношениях занимают органы налоговой  полиции.

Экономические реформы с  самого начала обусловили неизбежность возрождения и

становления налоговой системы  в России. Но молодое государство  столкнулось

с проблемой крайне низкой налоговой дисциплины и массовыми  уклонениями от

уплаты налогов, Поэтому  за уклонение от их уплаты законодательно была

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях