Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:34, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – оценка состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ИЗУМРУД»).
Результатом представленной дипломной работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………... 6
1.1. Сущность дебиторской задолженности и основ её управления 6
1. 2. Общая оценка и управление дебиторской задолженности фирмы 8
1. 3. Разработка кредитной политики фирмы 15
1. 4. Борьба с дебиторской задолженностью 26
II. ОЦЕНКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИЗУМРУД» 32
2. 1. Краткая характеристика общества ООО «ИЗУМРУД» 32
2.2. Методы управления дебиторской задолженности 34
2. 3. Оценка дебиторской задолженности ООО «ИЗУМРУД» 41
2. 4. Анализ кредитной политики ООО «ИЗУМРУД» 51
2.5. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «Изумруд». 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.[17]
При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица имеет следующий вид, представленный на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Матрица стратегии кредитной политики фирмы
Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:
1) Для агрессивной политики
характерны высокий уровень
2) Противоположный блок -
консервативная политика, которая
характеризуется высокой
Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Стандартные показатели уровня рентабельности и ликвидности
Уровень
Показатель |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Рентабельность |
> 35 % |
> 15 % |
< 15 % |
Ликвидность |
> 2,0 |
> 1,5 |
> 1,2 |
Система кредитных условий состоит из следующих пяти элементов:
- срок кредита (кредитный период) – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;
- скидки, предоставляемые
в качестве поощрения за
- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
- стандарты кредитоспособности,
указывающие на минимальную
- система штрафных санкций
за просрочку исполнения
- политика взимания платы,
отражающая жесткость или
Срок кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.[25]
Скидки за ранние платежи – сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. рублей, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. рублей. Поэтому покупателям, выгодно пользоваться скидками. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.[48]
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.[18]
Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа:
1) сбор информации о
претенденте на получение
2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности;
3) принятие решения о предоставлении кредита.[29]
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
- определение системы
характеристик, оценивающих
- формирование и экспертизу
информационной базы
- выбор методов оценки
отдельных характеристик
- группировку покупателей
продукции по уровню
- дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.[45]
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).[20]
Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.[59]
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.[23]
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность
- состояние конъюнктуры
товарного рынка, на котором покупатель
осуществляет свою
- объем и состав чистых
активов, которые могут составлять
обеспечение кредита при
Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.[35]
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
- покупатели, которым кредит
может быть предоставлен в
максимальном объеме, т.е. на уровне
установленного кредитного лими
- покупатели, которым кредит
может быть предоставлен в
ограниченном объеме, определяемом
уровнем допустимого риска
- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе кредитоспособности к методу «3С»: Character, Capacity, Capital. На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (таблица 1.4).
Таблица 1.4 - Классификация покупателей
Категория |
Уровень платежеспособности |
Средний срок оплаты, дней |
Предоставляемый кредит |
1 2 3 4 5 |
Высокий Хороший Средний Низкий Очень низкий |
10 15 30 60 90 |
Неограниченный Неограниченный Ограниченный Ограниченный Нет кредита |
На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи товаров в кредит. Инструментом позволяющим исследовать все возможные варианты может быть «дерево решений».[39]
Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
В составе процедуры дебиторской задолженности должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.[28]
При построении эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.[52]
Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.[34]
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:
ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз, где (1.5)
ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.[31]
Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.[26]
Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера. Финансовый механизм осуществления факторинговой операции приведен в приложении № 6.
Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью