Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу «Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России» студентки VI курса гр. ЭТ-61 ФМЭиУ заочной формы обучения по специальности «Экономическая теория» Астраханского государственного университета Бахшиевой Анастасии Оруджалиевны
Актуальность темы дипломного исследования Бахшиевой А.О. не вызывает сомнения в связи с тем, что проблема государственного регулирования сельского хозяйства в условиях трансформации российской экономики требует пристального внимания исследователей и специалистов- практиков. Выявление и осмысление новых, а также переосмысление ранее известных фактов, процессов и тенденций позволят объективно оценить эффективность государственной политики в агропромышленной сфере, как на уровне Федерации, так и на уровне отдельных ее субъектов, а также определить возможности улучшения государственного регулирования сельского хозяйства.
В первой главе раскрываются общие теоретические основы государственного регулирования аграрной сферы экономики. Проводится анализ теоретических взглядов к пониманию терминов «агропромышленный комплекс» и «государственное регулирование агропромышленного комплекса». Определено содержание системы государственного регулирования аграрного производства в условиях структурных изменений в аграрном секторе, а также систематизированы функции, направления и инструменты государственного регулирования аграрного сектора экономики.
Во второй главе исследуется опыт регулирования аграрного сектора экономики в России, проводится анализ современного состояния агропромышленного комплекса, выявляются основные проблемы, тормозящие его развитие. В работе также изучаются результаты функционирования кредитной системы сельского хозяйства и системы государственной поддержки агропромышленного комплекса.
На основе проведенного исследования автор определяет приоритетные направления развития российского агропромышленного комплекса и выявляет возможности совершенствования государственного регулирования.
Необходимо отметить привлечение автором обширного и разнообразного теоретического материала российских авторов и подбор интересной и убедительной статистики. Тщательно проанализированный практический материал и проработанная научная литература по проблеме исследования позволили автору сделать выводы, достоверность которых не вызывает сомнения.
Высоко оценивая выполненное автором исследование, хотелось бы выразить следующее замечание. Представляется, что было бы небезынтересным отразить в работе региональный аспект рассматриваемой проблемы на примере Астраханской области.
Указанное замечание ни в коей мере не снижает общую высокую оценку представленной работы. Дипломная работа Бахшиевой Анастасии Оруджалиевны выполнена в соответствии с требованиями высшей школы и рекомендуется к защите.
Доцент кафедры социально-экономических и правовых дисциплин астраханского филиала Российского государственного \
гуманитарного университета,
кандидат экономических наук Калимуллина И.В.
\о > !■< J о 1
. г. Астрахани у,- ?
2013г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Допускается к защите
« » 2012 год
Зав. кафедрой Попов В.В.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России
Выполнила:
студентка гр. ЭТ-61 ОЗО специальность «Экономическая теория» Бахшиева А.О.
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Болочев С.А.
Астрахань 2012
коммерческих банках, с одной стороны, весьма затруднительно из- за отсутствия залоговой базы, а с другой - малоэффективно из-за дороговизны кредитных ресурсов;
низкий уровень развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур делают аграрный сектор еще менее привлекательным с точки зрения инвестиций, что свидетельствует о необходимости активизации соответствующей работы со стороны государства по их и созданию и развитию;
низкий уровень менеджмента сельскохозяйственных предприятий, определенный консерватизм мышления и поведения не позволяют при быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях хозяйствования принимать соответствующие эффективные управленческие решения, что также вызывает необходимость создания государственных образовательных, информационных программ для сельхозтоваропроизводителей.
Особо следует подчеркнуть роль земли (земельных ресурсов) в функционировании всего агропромышленного комплекса, обуславливающую необходимость внимания со стороны государства к сельскому хозяйству.
Как основное средство производства в сельском хозяйстве земля имеет присущий только ей ряд особенностей. В их числе незаменимость, ограниченность, неперемещаемость и главное ее свойство - почва и ее плодородие. Суть этих особенностей заключается в следующем:
все средства производства (за исключением земли) являются результатом предшествующего человеческого труда. Земля продукт самой природы. Она предшествует труду, является естественным его условием. Средством производства она становится в процессе систематического воздействия на нее человека, т.е. будучи вовлечена в производство, в процессе которого к ней присоединяется живой и прошлый (овеществленный) труд;
с развитием производительных сил средства производства количественно увеличиваются и качественно видоизменяются, менее совершенные средства производства заменяются новыми, технически более совершенными и экономически эффективными1.
Земля обладает специфическим свойством - плодородием, определяющим ее качество и влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур. Плодородие земли, в свою очередь, зависит не только от естественных качеств земли, но и от того, как она используется. Степень использования земли определяется, в свою очередь, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. При этом земля при правильном обращении способна неуклонно повышать свое плодородие.
Рациональное использование земли как главного средства производства в сельском хозяйстве зависит в значительной степени от комплексного использования других сил природы, необходимых для нормального развития растений. К ним относятся свет, вода, воздух и тепло. Требования растений к оптимальности факторов окружающей среды - различия питательных веществ в почве, водном, температурном и световом режиме - обуславливает необходимость разработки технологии для отдельных зон правильного размещения производства и специализации районов, сельскохозяйственных предприятий и рациональной концентрации производства. В этом процессе немаловажную роль призвано играть государство.
Вышеперечисленные и многие другие особенности сельского хозяйства объективно обуславливают необходимость государственной поддержки и регулирования аграрной экономики через различные механизмы и инструменты.
1.2. Методы государственного регулирования и поддержки
сельского хозяйства
Современная экономическая теория рассматривает государство как базовый институт рыночного капитализма, который наряду с институтами рынка участвует в процессе развития экономической деятельности человека. Отличительной особенностью этого института рыночного хозяйства является то, что государство обладает приоритетным правом, свободно и добровольно признаваемым всеми рыночными субъектами, воздействовать на хозяйственные процессы в форме компенсации «провалов» рынка, а также путем применения силы для защиты легальных правомочий собственности и их изменений, происходящих вследствие добровольных обменов, тем самым, предотвращая масштабные применения нерыночных альтернатив для организации трансакций. В этом случае издержки применения компенсаций и силы оказываются минимальными в сравнении с издержками других институтов, обладающих потенциалом, позволяющим применять принуждение и силу для реализации своих экономических интересов, но добровольно не признаваемых рыночными агентами.
В свете этого, государственное регулирование экономикой следует рассматривать как институциональную систему, органично сочетающую прямые и косвенные методы, обеспечивающие воздействие государства на рыночные силы и факторы, определяющие динамику и векторы их развития, в целях достижения одной или нескольких приоритетных социально-экономических задач развития государства, общества и экономики.
Общая целевая направленность государственного регулирования сельского хозяйства определяется сегодня следующим образом:
стабилизация сельскохозяйственного производства, формирование организационных, экономических и правовых условий для ведения эффективного конкурентоспособного сельского хозяйства;
обеспечение социального возрождения села и повышение качества жизни населения, проживающего на сельских территориях;
формирование развитого национального аграрного рынка и его продуктовых сегментов для обеспечения физической и экономической доступности продукции сельского хозяйства и продовольствия для населения;
* восстановление и поддержание экологического равновесия природной среды, включенной в технологические процессы сельскохозяйственного производства.
В самом общем виде государственную поддержку сельского хозяйства можно определить как систему мер помощи, содействия, которую оказывает государство развитию села и сельской экономике2.
В соответствии со способами воздействия государственную поддержку следует разделять на административную и экономическую3. Важнейшей формой проявления административной поддержки сельского хозяйства является разработка законодательных актов по функционированию производства и торговли. Законы и постановления на федеральном и региональном уровнях создают правовое поле для функционирования сельского хозяйства. Эти правовые акты имеют обязательный характер для всех предприятий или их групп. Кроме законов и постановлений к административной поддержке относятся различного рода приказы, инструкции, указания, положения и другие административные акты. Подобного рода нормативные документы имеют относительно более низкий уровень воздействия. Они обычно принимаются на уровне министерств, ведомств, отдельных предприятий.
Административная поддержка сельского хозяйства также включает регулирование технических аспектов производства и торговли. Стандарты, технические регламенты, система лицензирования и сертификации могут оказывать серьезное влияние на производство отдельной сельскохозяйственной продукции, если они не удовлетворяют требованию стандартов. Аналогичное воздействие может быть и на импорт тех или иных продуктов питания при нарушении требований ветеринарного, санитарного или фитосанитарно- го контроля.
Посредством принятия законов, постановлений, других административных решений происходит инициация осуществления той или иной меры экономической поддержки сельского хозяйства. Экономическую поддержку сельского хозяйства следует рассматривать как создание условий и стимулов, способов поощрения развития производства. При этом путем применения разнообразных экономических методов могут быть созданы условия, как для поощрения развития производства, так и в сторону его ограничения. Особенностью экономических методов является то, что они дают возможность экономическому субъекту (производителю, переработчику, торговцу, потребителю) принимать самостоятельное решение в зависимости от экономической выгоды на свой страх и риск.
Экономическая поддержка может осуществляться методами бюджетно- налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Указанная совокупность регулирующих методов направлена на образование и использование фондов денежных средств в интересах эффективного развития сельского хозяйства. В этом случае методы экономической поддержки равноценны методам финансовой поддержки. Финансовые методы включают в себя субсидии (дотации), компенсации, различные схемы реструктуризации долгов, поддержку страхования и т.д. Кроме того, следует отметить также финансирование создания различных резервов при закупке и продаже сельскохозяйственной продукции по рыночным ценам, расходы на образование (вложения в человеческий капитал) и науку (поддержка развития научно-технического прогресса), стимулирование структурных сдвигов, развитие сельской инфраструктуры и др.
По характеру воздействия государственную поддержку можно классифицировать на прямую и косвенную.
Прямое воздействие на функционирование АПК может осуществляться посредством:
* бюджетного регулирования. Государственные органы обладают правом распределять средства бюджета по различным направлениям. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, государство также может осуществлять субсидирование процентных ставок по банковским кредитам для агропромышленных предприятий; регулирования путем формирования государственных программ и размещения государственных заказов. Правительственные органы часть бюджетных средств направляют на реализацию социальных, научных и других программ, заказывая предприятиям производство определенных видов товаров и услуг коллективного пользования в сфере здравоохранения, обороны и т.д. Таким образом, производство направляется в определенное русло, необходимое государству; социального регулирования, в том числе государственного социального страхования. Предусматривает меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям и другим нуждающимся категориям населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий и других форм государственных трансфертов; регулирования условий труда, трудовых отношений, оплаты труда. Выражается в форме государственного законодательства о труде и занятости, призванное обеспечивать охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, выплату пособий по безработице; регулирования охраны и восстановления окружающей среды. Предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по выполнению обязательных природоохранных мероприятий;
Информация о работе Проблемы и перспективы сельского хозяйства в России