Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования – исследовать теоретические и практические вопросы анализа затрат на производство и реализацию продукции и рассмотреть основные механизмы управления затратами на ОАО «Молоко»
Основные задачи:
определить теоретические аспекты учета затрат на предприятии;
дать оценку методов учета затрат на производство;
провести анализ затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Молоко»;
выявить основные направления снижения себестоимости продукции;
разработать конкретные направления управления затратами предприятия.
Введение
Обзор литературы………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методические аспекты управления
затратами на предприятии………………………………………….
1.1. Себестоимость продукции – как экономическая категория……………..
1.2. Учет затрат молочной промышленности агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………..
1.3. Оценка методов учета затрат ………………………………………………
1.4. Особенности применения системы «директ-костинг» при
учете затрат и результатов производства…………………………………..
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на ОАО «Молоко»………………
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко»……………………
2.2. Анализ материальных затрат…………………………………………………
2. 3. Анализ использования труда и заработной платы
2.4. Анализ объёма, качества и структуры продукции …………………………
2.5. Анализ затрат на производство и сбыт продукции ………………………
2.6. Анализ общей суммы затрат на рубль товарной продукции……………….
2.7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции………………………
2.8. Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….
Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции
на ОАО «Молоко»……………………………………………………….
Глава 4. Правовое обоснование ………………………………………………….
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………
Относительная экономия материальных затрат составила 2389 тыс. руб., т.е. от материальных затрат отчётного периода вычитаем материальные затраты базисного периода.
Из таблицы 1.2. видно, что в 2005 году прибыль на рубль материальных затрат осталась прежней по сравнению с 2004 - 0,01руб.
Материалоотдача за 2005 год составила всего 1 рубль 31 копейку. По сравнению с предыдущим годом она снизилась на 3 копейки, или на 2,2%.
Материалоёмкость за 2005 год увеличилась на 2 копейки или на 2,7% и составила 76 копеек. На повышение материалоёмкости продукции оказал влияние рост цен на сырьё и материалы.
Темпы роста объёмов производства в 2005 году ниже темпа роста материальных затрат. Хотя в 2004 году темпы роста объёмов производства были выше темпов роста материальных затрат. Коэффициент соотношения темпов роста объёма производства и материальных затрат на конец 2005 года составил 98%. По сравнению с 2004 годом он снизился на 12,4%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели не соответствуют нормативным значениям.
Кадровый состав предприятия ОАО «Молоко» на данный момент насчитывает 307 работников.
Для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации применяется штатное расписание которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах.
По возрастному составу персонал в основном пожилой: 40,2 % - доля персонала в возрасте от 41 до 55 лет; 31,3 % - доля персонала в возрасте от 17 до 30 лет; 20,3 % - доля персонала в возрасте от 31 до 40 лет; 8,2 % - доля персонала в возрасте от 56 до 72 лет.
По стажу работы на данном предприятии, есть такие работники , которые проработали 30 лет (1,9%). Основной процент персонала работает недавно: 40,5 % работают с 2004 года; 11,1 % работают с 2005 года; 11,7 % работают с 2003 года; столько же работает с 2002 года; 8,9 % работают с 2001 года; 3,2 % работают с 2000 года. Это связано с тем, что с 2000 года Улан-Удэнский молочный комбинат вошел в состав производственного объединения «Наран».
Персонал организации состоит из работников аппарата управления организацией и ее подразделений, основных и вспомогательных рабочих, работников административно-хозяйственного отдела, работников охраны.
Для оценки уровня интенсивности
использования персонала
Таблица 1.3
Показатели производительности труда
Наименование показателя |
2004 год |
2005 год |
Отклонения |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
133358 |
138091 |
+4733 |
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
226 |
221 |
-5 |
Фонд рабочего времени на производство всей продукции, час. |
600124 |
600354 |
+230 |
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. |
518 |
510 |
-8 |
Среднечасовая выработка продукции одним рабочим, руб. |
5,13 |
4,92 |
-0,21 |
Трудоёмкость одного рубля продукции |
195,08 |
203,05 |
+7,97 |
По данным таблицы 1.3 видно, что среднегодовая выработка рабочего предприятия уменьшилась на 8 тыс. руб., хотя доля рабочих увеличилась. Также увеличилась среднечасовая выработка рабочих на 7,97 руб. Отрицательно повлияли целодневные и внутрисменные потери рабочего времени.
Трудоёмкость снизилась всего на 0,21 ч. Это снижение в положительную сторону, хотя производительность труда снизилась (на 8 тыс. руб.).
Теперь рассмотрим размеры и динамику средней заработной платы (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Динамика средней заработной платы
Показатели |
2002 |
2003 |
Откл. |
2004 |
Откл. |
2005 |
Откл. |
Среднесписочная численность |
254 |
324 |
+70 |
316 |
-8 |
307 |
-9 |
Среднемесячная заработная плата |
2522 |
2829 |
+307 |
4659 |
+1830 |
5999 |
+1340 |
Темпы роста заработной платы за 2003 год составили 122,2 %, в 2004 году -164,7% и в 2005 – 128,8 %. В 2005 году темп роста заработной платы снизился на 36 %.
2.2. Анализ объёма производства и структуры продукции
Объём производства и реализации продукции является взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а, наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объём производства и реализации промышленной продукции выражается в натуральных и стоимостных измерениях. Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.
Объём реализации продукции определяется по отгрузке продукции покупателям. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции (Таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Основные показатели объёмов производства и реализации
продукции ОАО «Молоко»
Показатели |
Ед. изме рения |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Объём промышленной продукции в сопоставимых ценах (без НДС) |
тыс. руб |
73549 |
126543 |
133358 |
138091 |
Объём промышленной продукции в действительных ценах (без НДС) |
тыс. руб |
61040 |
115039 |
121234 |
125537 |
Производство
продукции в натуральном | |||||
Цельномолочная продукция, всего в том числе |
тонн |
4400 |
8722 |
7086 |
7384 |
• Молоко цельное |
тонн |
550 |
2091 |
1541 |
2100 |
• Кисломолочная продукция |
тонн |
847 |
1467 |
1118 |
1570 |
• Сметана |
тонн |
260 |
583 |
511 |
600 |
• Творог жирный |
тонн |
218 |
454 |
394 |
500 |
• Сырки |
тонн |
2 |
112 |
77 |
120 |
• Масса творожная |
тонн |
186 |
55 |
169 |
180 |
• Масло животное |
тонн |
- |
76 |
154 |
155 |
Нежирная продукция |
тонн |
- |
50 |
178 |
195 |
Количество наименований выпускаемой продукции |
Шт. |
37 |
44 |
47 |
56 |
Себестоимость продукции |
Тыс. руб |
71339 |
125974 |
132439 |
138198 |
Рентабельность |
% |
30 |
70 |
70 |
40 |
Прибыль (убыток) |
Тыс. руб |
212 |
122 |
796 |
830 |
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчётов темпов роста и прироста (см. таблицу 2.2.2)
Таблица 2.2.2
Динамика производства и реализации продукции
в сопоставимых ценах
Год |
Объём производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объём реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2002 |
73549 |
100,0 |
100,0 |
71750 |
100,0 |
100,0 |
2003 |
126543 |
172,1 |
172,1 |
126585 |
176,4 |
176,4 |
2004 |
133358 |
105,4 |
98 |
133657 |
105,6 |
98 |
2005 |
138091 |
103,6 |
64 |
138342 |
103,5 |
64 |
Из таблицы видно, что за четыре года объём производства вырос на 3,6 %, а объём реализации - на 3,5 %. Темпы роста реализации ныже темпов роста производства, что свидетельствует об имеющихся остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка является одним из важных индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и др. ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Рассмотрим освоение новых видов продукции на ОАО «Молоко» за последние 2 года (см. Таблицу 2.4.2).
Таблица 2.4.2.
Освоение новых видов продукции
Наименование продукта |
Тонн |
Тыс. руб |
2004 год | ||
Молоко 3,2 % в полипропиленовой бутылке |
266 |
3610 |
Йогурт 6% в полистироловом стакане по 0,25 кг. |
14 |
453 |
Сырки 8% с ванилином |
76 |
3603 |
Сырки 8% с изюмом |
26 |
1302 |
Сырки нежирные с изюмом |
6 |
253 |
Сыр плавленый «Омичка» в полистироловом стакане по 0,1 кг |
2,6 |
160 |
Сыр плавленый «Кавказский» в в полистироловом стакане по 0,1 кг |
2,1 |
124 |
Сыр плавленый «С луком для супа» в полистироловом стакане по 0,1 кг |
0,5 |
34 |
Сыр плавленый «Колбасный» 40% |
70 |
4022 |
Всего |
13564 | |
Удельный вес в общем объёме, % |
16 | |
2005 год | ||
Молоко топлёное 4% |
35 |
425,4 |
Ряженка 4% |
79,2 |
1230,1 |
Сметана 20% в полистироловом пакетах по 0,5 кг |
8,8 |
371,5 |
Масса творожная 8% с курагой |
28,9 |
1673 |
Масса творожная 8% с черносливом |
26 |
1498,8 |
Сыворотка молочная пастеризованная в полистироловых пакетах |
7,5 |
20,5 |
Сыр «Адыгейский» |
4,9 |
275 |
Масло «Белгородское» фасованное по 0,2 кг. |
23,8 |
1204,6 |
Масло «Старокрестьянское» весовое |
4,6 |
248,5 |
Молоко стерилизованное 2,5% в полипропиленовой бутылке |
8,3 |
114,0 |
Всего |
7061,4 | |
Удельный вес в общем объеме, % |
6 |
Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Молоко»