Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:20, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется той огромной ролью, которая отведена безналичных расчетам на микро- и макро- экономическом уровне, проблемами и перспективами развития отношений в данной сфере Республики Беларусь. Цель дипломной работы – раскрыть действующий порядок организации безналичных расчетов на уровне коммерческих банков, сделать анализ эффективности применяемого механизма проведения безналичных расчетов в разрезе их основных форм и способов и на этой базе разработать пути дальнейшего их совершенствования в Республике Беларусь.
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из приведенных данных, объем дебетовых оборотов по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за январь-ноябрь 2010 года составил 24 193,5 млн. руб. По сравнению с данными за январь-ноябрь 2009 года снизился на 2315,3 млн. руб. или на 8,7%.
Общее количество платежей за январь-ноябрь 2010 года по дебетовым оборотам составил 789,4 тыс. штук. По сравнению с данными за аналогичный период прошлого года вырос 76,8 тыс. штук или 10,8%.
Средний объем платежа по дебету счетов за январь-ноябрь 2010г. составил 30,6 млн. руб. и снизился на 6,6 млн. руб. или 17,7%.
Объем кредитовых оборотов по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за январь-ноябрь 2010 года составил 29 869,1 млн. руб. По сравнению с данными за январь-ноябрь 2010 года снизился на 1887,8 млн. руб. или на 5,9%.
Общее количество платежей за январь-ноябрь 2010 года по кредитовым оборотам составил 864,3 тыс. штук. По сравнению с данными за аналогичный период прошлого года вырос 40,9 тыс. штук или 5,0%.
Средний объем платежа по кредиту счетов за январь-ноябрь 2010г. составил 34,6 млн. руб. и снизился на 4,0 млн. руб. или 10,4%.
Рассмотрим структуру платежных инструкций, посредством которых осуществлялись расчеты в безналичной форме в ОАО «Белгазпромбанк», на основании данных рисунка 2.1.
Как видно из приведенных данных на рисунке 2.1, наибольший удельный вес в структуре платежных инструкций на протяжении анализируемого периода занимают платежные поручения. Их доля составила 93,2 % и 95,6 %,
соответственно. Доля платежных требований в общем объеме платежных инструкций в анализируемый период снизилась с 6,8 % до 4,4 %.
Рисунок 2.1 - Структура платежных инструкций ОАО «Белгазпромбанк» за январь-ноябрь 2009-2010гг.
Примечание - Источник: собственная разработка
В банке функционирует современная и удобная система удаленного обслуживания клиентов «Клиент-Банк», поставщиком которой является СООО «Системные технологии».
Она состоит из двух компонентов: «Клиент» и «Банк». Компонент «Клиент» устанавливается на компьютере клиента банка и предназначен для ввода, хранения, передачи данных в банк и приема и сохранения информации из банка. Имеет встроенные средства работы с электронной почтой и систему криптографии. Компонент «Банк» обслуживает запросы компонента «Клиент». Дополнительно может конвертировать и отправлять платежные документы клиента, подготовленные в «1С:Бухгалтерия», или накапливать подготовленные платежи в собственной базе данных для повторного их оперативного использования.
При использовании данной системы повышается скорость прохождения платежей. Высокая оперативность работы обусловлена тем, что платежное поручение в электронном виде готовится не работником банка, а работником предприятия. Кроме того, не нужно подготавливать первичные платежные документы на бумажных носителях. Вместо них раз в неделю готовится реестр электронных документов, благодаря чему отпадает необходимость в ежедневных посещениях банка для проведения безналичных платежей. Это экономит время и финансовые средства.
Автоматизация подготовки платежных поручений, мемориальных ордеров, заявок на перевод валюты и других документов, максимальное приближение электронного вида документов к бумажным аналогам значительно упрощают пользование подсистемой. Электронные платежные документы, отправляемые в банк, подписывают должностные лица предприятия, но вместо обычной используется электронная подпись.
Клиентский модуль позволяет контактировать с банком без ограничений во времени, поскольку можно круглосуточно отправлять документы в банк и просматривать полученные оттуда сведения и данные.
Модуль «Клиент» значительно повышает производительность предприятия и бухгалтерского учета:
- повышения
производительности труда
- повышения
эффективности ввода
- снижения вероятности
ошибок и расхождений данных
учета за счет распределения
мест ввода информации, использования
единой базы данных и надежных
алгоритмов контроля
- создания предпосылок для повышения эффективности планирования и управления деятельностью предприятия: сопряжение с эксплуатируемой на предприятии подсистемы бухгалтерского учета по экспорту и импорту платежных документов.
- улучшения условий труда руководителей, исполнителей и др.
Динамика количества клиентов, обслуживаемых в системе «Клиент-банк» представлена на рисунке 2.2.
Как видно из приведенных данных рисунка 2.2, в банке системой «Клиент-банк» по состоянию на 01.10.2010 года пользовались 8807 клиентов. По сравнению с данными на 01.01.2010 года их количество снизилось на 183 клиента или на 2,1%, а по сравнению с данными на 01.11.2009г. увеличилось на 2014 клиентов или на 28,9%. Использование системы «Клиент-банк» позволяет сократить трудовые и материальные затраты как банку, так и клиенту.
В 2010 году продолжалось активное развитие розничного бизнеса по всем направлениям, определенным Программой стратегического развития ОАО «Белгазпромбанк». Лидирующие позиции, как и в 2009 году, занимали такие услуги, как потребительское кредитование, привлечение денежных средств во вклады, операции с пластиковыми картами и электронными деньгами. Кроме того, произошли качественные изменения в ряде предоставляемых услуг, получили развитие некоторые новые направления.
Рисунок 2.2 - Динамика количества клиентов ОАО «Белгазпромбанк», обслуживаемых в системе «Клиент-банк»
Примечание - Источник: собственная разработка
Показатели развития инфраструктуры розничного обслуживания ОАО «Белгазпромбанк» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Показатели инфраструктуры розничного обслуживания ОАО «Белгазпромбанк»
Основные цели |
Показатель |
На 01.10.2009г. |
На 01.10.2010г. |
Отклонение |
Развитие сети и инфраструктуры |
Количество банкоматов |
45 |
50 |
+5 |
Количество терминалов и самообслуживания и инфокиосков |
20 |
24 |
+4 | |
Количество РКЦ, ЦБУ, удаленных точек |
64 |
57 |
-7 | |
Количество касс |
125 |
125 |
- | |
Клиентинг розничного бизнеса |
Количество пластиковых карт |
98 394 |
91 756 |
-6 638 |
Количество клиентов в системе электронных денег EasyPay , Берлио |
94 000 |
88 067 |
-5 933 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из приведенных данных в таблице 2.4, количество банкоматов на 01.10.2010г. составило 50 штук. По сравнению с данными на 01.10.2009г. их количество выросло на 4 штуки или на 20 %.
Количество РКЦ, ЦБУ, удаленных точек на 01.10.2010г. составило 57 штук и по сравнению с данными на 01.10.2009г. уменьшилось на 7 штук или 10,9 %. Сокращение количества РКЦ, ЦБУ, удаленных точек в 2010 году обусловлено их закрытием в связи с неэффективной работы.
Количество пластиковых карт на 01.10.2010г. составило 91 756 штук и по сравнению с данными на 01.10.2009г. снизилось на 6638 штук или на 6,7 %. Данный факт объясняется закрытием карт-счетов в связи погашением кредитной задолженности, а также сокращением расчетов в иностранной валюте посредством пластиковым карточек. Динамика эмиссии пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Динамика эмиссии пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» за январь-октябрь 2009-2010гг., штук
Тип карточки |
Январь-октябрь 2009г. |
Январь-октябрь 2010г. |
Отклонение | |||
Количество, шт. |
Уд. вес, % |
Количест-во, шт. |
Уд. вес, % |
Количество, шт. |
Уд. вес, % | |
Международные карточки |
29 518 |
30,0 |
26 976 |
29,4 |
-2 542 |
-0,6 |
Кредитные карточки |
47 032 |
47,8 |
45 694 |
49,8 |
-1 338 |
+2,0 |
Прочие карточки |
21 844 |
22,2 |
19 085 |
20,8 |
-2 759 |
-1,4 |
Итого карточек |
98 394 |
100,0 |
91 756 |
100,0 |
-6638 |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка
В структуре пластиковых карточек, эмитированных ОАО «Белгазпромбанк», в анализируемый период наибольший удельный вес занимают кредитные карточки. Их доля составила 47,8% в 2009г. и 49,8% в 2010г., соответственно. В абсолютном выражении их количество снизилось с 47032 штук до 45694 штук.
Доля международных карточек снизилась с 30,0% до 29,4%. В абсолютном выражении их количество снизилось на 2542 штуки. Снижение количества международных карточек обусловлено ограничением платежей в иностранной валюте, осуществляемых физическими лицами.
Динамика и структура платежей, осуществляемых в безналичной форме посредством пластиковых карточек, представлена в таблице 2.6 и рисунках 2.3 и 2.4.
Таблица 2.6 - Динамика платежей, осуществляемых в безналичной форме посредством пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» за январь-ноябрь 2009-2010гг.
Виды платежей |
Январь-ноябрь 2009 года |
Январь-ноябрь 2010 года |
Отклонение | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Коммунальные платежи |
26,7 |
47,3 |
19,5 |
43,8 |
-7,2 |
-3,5 |
Погашение кредитов |
22,0 |
39,0 |
18,3 |
41,1 |
-3,7 |
+2,1 |
Оплата услуг мобильной связи |
6,7 |
11,9 |
4,8 |
10,8 |
-1,9 |
-1,1 |
Прочие платежи |
1,0 |
1,8 |
2,0 |
4,5 |
+1,0 |
+2,7 |
Итого платежей |
56,4 |
100,0 |
44,5 |
100,0 |
-11,9 |
100,0 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.6, объем безналичных платежей посредством банковских карточек ОАО «Белгазпромбанк», составил за январь-ноябрь 2010 года 44,5 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он снизился на 11,9 млрд. руб. или на 21,1%. Наибольший удельный вес в формировании безналичных платежей по пластиковым карточкам занимают расчеты за коммунальные услуги – 47,3 % и 43,8 %, соответственно. В абсолютном выражении их сумма составила 19,5 млрд. руб. и выросла на 7,2 млрд. руб. или на 27%.
Безналичные расчеты по погашению кредитов за январь-ноябрь 2010 года составили 18,3 млрд. руб. и снизилась на 3,7 млрд. руб. или 16,8%. Их доля в формировании безналичных платежей по пластиковым карточкам составила 39,0% и 41,1%, соответственно.
Развитие информационных технологий позволяет активно внедрять использование при безналичных расчетах электронные деньги. ОАО «Белгазпромбанк» в настоящее время клиентам предлагает расчеты электронными деньгами в системах EasyPay и Берлио.
Электронные деньги EasyPay
предназначены для