Расчеты в безналичной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется той огромной ролью, которая отведена безналичных расчетам на микро- и макро- экономическом уровне, проблемами и перспективами развития отношений в данной сфере Республики Беларусь. Цель дипломной работы – раскрыть действующий порядок организации безналичных расчетов на уровне коммерческих банков, сделать анализ эффективности применяемого механизма проведения безналичных расчетов в разрезе их основных форм и способов и на этой базе разработать пути дальнейшего их совершенствования в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

БезналДиплом.doc

— 598.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видно из приведенных данных, объем дебетовых  оборотов по счетам юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей за январь-ноябрь 2010 года составил 24 193,5 млн. руб. По сравнению с данными за январь-ноябрь 2009 года снизился на 2315,3 млн. руб. или на 8,7%.

Общее количество платежей за январь-ноябрь 2010 года по дебетовым  оборотам составил 789,4 тыс. штук. По сравнению  с данными за аналогичный период прошлого года вырос 76,8 тыс. штук или 10,8%.

Средний объем  платежа по дебету счетов за январь-ноябрь 2010г. составил 30,6 млн. руб. и снизился на 6,6 млн. руб. или 17,7%.

Объем кредитовых оборотов по счетам юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей за январь-ноябрь 2010 года составил 29 869,1 млн. руб. По сравнению с данными за январь-ноябрь 2010 года снизился на 1887,8 млн. руб. или на 5,9%.

Общее количество платежей за январь-ноябрь 2010 года по кредитовым оборотам составил 864,3 тыс. штук. По сравнению с данными за аналогичный период прошлого года вырос 40,9 тыс. штук или 5,0%.

Средний объем  платежа по кредиту счетов за январь-ноябрь 2010г. составил 34,6 млн. руб. и снизился на 4,0 млн. руб. или 10,4%.

Рассмотрим  структуру платежных инструкций, посредством которых осуществлялись расчеты в безналичной форме в ОАО «Белгазпромбанк», на основании данных рисунка 2.1.

Как видно из приведенных данных на рисунке 2.1, наибольший удельный вес в структуре платежных  инструкций на протяжении анализируемого периода занимают   платежные   поручения.  Их   доля   составила   93,2   %   и   95,6   %,

 

соответственно. Доля платежных требований в общем  объеме платежных инструкций в анализируемый  период снизилась с 6,8 % до 4,4 %.

 

 

 

Рисунок 2.1 - Структура платежных инструкций ОАО «Белгазпромбанк» за январь-ноябрь 2009-2010гг.

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

В банке функционирует  современная и удобная система  удаленного обслуживания клиентов «Клиент-Банк», поставщиком которой является СООО «Системные технологии».

Она состоит из двух компонентов: «Клиент» и «Банк». Компонент «Клиент» устанавливается на компьютере клиента  банка и предназначен для ввода, хранения, передачи данных в банк и  приема и сохранения информации из банка. Имеет встроенные средства работы с электронной почтой и систему криптографии. Компонент «Банк» обслуживает запросы компонента «Клиент». Дополнительно может конвертировать и отправлять платежные документы клиента, подготовленные в «1С:Бухгалтерия», или накапливать подготовленные платежи в собственной базе данных для повторного их оперативного использования.

При использовании данной системы повышается скорость прохождения  платежей. Высокая оперативность  работы обусловлена тем, что платежное  поручение в электронном виде готовится не работником банка, а работником предприятия. Кроме того, не нужно подготавливать первичные платежные документы на бумажных носителях. Вместо них раз в неделю готовится реестр электронных документов, благодаря чему отпадает необходимость в ежедневных посещениях банка для проведения безналичных платежей. Это экономит время и финансовые средства.

Автоматизация подготовки платежных поручений, мемориальных ордеров, заявок на перевод валюты и  других документов, максимальное приближение  электронного вида документов к бумажным аналогам значительно упрощают пользование подсистемой. Электронные платежные документы, отправляемые в банк, подписывают должностные лица предприятия, но вместо обычной используется электронная подпись.

Клиентский модуль позволяет контактировать с банком без ограничений во времени, поскольку можно круглосуточно отправлять документы в банк и просматривать полученные оттуда сведения и данные. 

Модуль «Клиент» значительно  повышает производительность предприятия  и бухгалтерского учета:

- повышения  производительности труда персонала  за счет сокращения объема  рутинной работы при составлении  и печати периодических реестров  и выписок при выполнении различных  расчетов;

- повышения  эффективности ввода информации  и исключения двойного ввода данных в банковскую систему;

- снижения вероятности  ошибок и расхождений данных  учета за счет распределения  мест ввода информации, использования  единой базы данных и надежных  алгоритмов контроля корректности  вводимых данных;

- создания предпосылок для повышения эффективности планирования и управления деятельностью предприятия: сопряжение с эксплуатируемой на предприятии подсистемы бухгалтерского учета по экспорту и импорту платежных документов.

- улучшения  условий труда руководителей,  исполнителей и др.

Динамика количества клиентов, обслуживаемых в системе  «Клиент-банк» представлена на рисунке 2.2.

Как видно из приведенных данных рисунка 2.2, в банке системой «Клиент-банк» по состоянию на 01.10.2010 года пользовались 8807 клиентов. По сравнению с данными на 01.01.2010 года их количество снизилось на 183 клиента или на 2,1%, а по сравнению с данными на 01.11.2009г. увеличилось на 2014 клиентов или на 28,9%. Использование системы «Клиент-банк» позволяет сократить трудовые и материальные затраты как банку, так и клиенту.

В 2010 году продолжалось активное развитие розничного бизнеса по всем направлениям, определенным Программой стратегического развития ОАО «Белгазпромбанк». Лидирующие позиции, как и в 2009 году, занимали такие услуги, как потребительское кредитование, привлечение денежных средств во вклады, операции с пластиковыми картами и электронными деньгами. Кроме того, произошли качественные изменения в ряде предоставляемых услуг, получили развитие некоторые новые направления.

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика количества клиентов ОАО «Белгазпромбанк», обслуживаемых в системе «Клиент-банк»

 

Примечание - Источник: собственная разработка

Показатели  развития инфраструктуры розничного обслуживания ОАО «Белгазпромбанк» представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Показатели инфраструктуры розничного обслуживания ОАО «Белгазпромбанк»

Основные цели

Показатель

На 01.10.2009г.

На 01.10.2010г.

Отклонение

Развитие сети и инфраструктуры

Количество  банкоматов

45

50

+5

Количество  терминалов и самообслуживания и  инфокиосков

 

20

 

24

 

+4

Количество  РКЦ, ЦБУ, удаленных точек

64

57

-7

Количество  касс

125

125

-

Клиентинг розничного бизнеса

Количество  пластиковых карт

98 394

91 756

-6 638

Количество  клиентов в системе электронных  денег EasyPay , Берлио

94 000

88 067

-5 933


Примечание - Источник: собственная разработка

Как видно из приведенных данных в таблице 2.4, количество банкоматов на 01.10.2010г. составило 50 штук. По сравнению с данными на 01.10.2009г. их количество выросло на 4 штуки или на 20 %.

Количество  РКЦ, ЦБУ, удаленных точек на 01.10.2010г. составило 57 штук и по сравнению с данными на 01.10.2009г. уменьшилось на 7 штук или 10,9 %. Сокращение количества РКЦ, ЦБУ, удаленных точек в 2010 году обусловлено их закрытием в связи с неэффективной работы.

Количество пластиковых карт на 01.10.2010г. составило 91 756 штук и по сравнению с данными на 01.10.2009г. снизилось на 6638 штук или на 6,7 %. Данный факт объясняется закрытием карт-счетов в связи погашением кредитной задолженности, а также сокращением расчетов в иностранной валюте посредством пластиковым карточек. Динамика эмиссии пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» представлена в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Динамика эмиссии пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» за январь-октябрь 2009-2010гг., штук

 

Тип карточки

Январь-октябрь 2009г.

Январь-октябрь 2010г.

Отклонение

Количество, шт.

Уд. вес, %

Количест-во, шт.

Уд. вес, %

Количество, шт.

Уд. вес, %

Международные карточки

29 518

30,0

26 976

29,4

-2 542

-0,6

 Кредитные  карточки

47 032

47,8

45 694

49,8

-1 338

+2,0

Прочие карточки

21 844

22,2

19 085

20,8

-2 759

-1,4

Итого карточек

98 394

100,0

91 756

100,0

-6638

-


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

В структуре  пластиковых карточек, эмитированных  ОАО «Белгазпромбанк», в анализируемый  период наибольший удельный вес занимают кредитные карточки. Их доля составила 47,8%  в 2009г. и 49,8% в 2010г., соответственно. В абсолютном выражении их количество снизилось с 47032 штук до 45694 штук.

Доля международных  карточек снизилась с 30,0% до 29,4%. В  абсолютном выражении их количество снизилось на 2542 штуки. Снижение количества международных карточек обусловлено ограничением платежей в иностранной валюте, осуществляемых физическими лицами.

Динамика и  структура платежей, осуществляемых в безналичной форме посредством пластиковых карточек, представлена в таблице 2.6 и рисунках 2.3 и 2.4.

 

Таблица 2.6 - Динамика платежей, осуществляемых в безналичной форме посредством пластиковых карточек ОАО «Белгазпромбанк» за январь-ноябрь 2009-2010гг.

 

Виды платежей

Январь-ноябрь 2009 года

Январь-ноябрь 2010 года

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Коммунальные  платежи

26,7

47,3

19,5

43,8

-7,2

-3,5

Погашение кредитов

22,0

39,0

18,3

41,1

-3,7

+2,1

Оплата услуг мобильной связи

6,7

11,9

4,8

10,8

-1,9

-1,1

Прочие платежи

1,0

1,8

2,0

4,5

+1,0

+2,7

Итого платежей

56,4

100,0

44,5

100,0

-11,9

100,0


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видно из таблицы 2.6, объем безналичных платежей посредством банковских карточек ОАО «Белгазпромбанк», составил за январь-ноябрь 2010 года 44,5 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он снизился на 11,9 млрд. руб. или на 21,1%. Наибольший удельный вес в формировании безналичных платежей по пластиковым карточкам занимают расчеты за коммунальные услуги – 47,3 % и  43,8 %, соответственно. В абсолютном выражении их сумма составила 19,5 млрд. руб. и выросла на 7,2 млрд. руб. или на 27%.

Безналичные расчеты  по погашению кредитов за январь-ноябрь 2010 года составили 18,3 млрд. руб. и снизилась на 3,7 млрд. руб. или 16,8%. Их доля в формировании безналичных платежей по пластиковым карточкам составила 39,0% и 41,1%, соответственно.

Развитие информационных технологий позволяет активно внедрять использование при безналичных расчетах электронные деньги. ОАО «Белгазпромбанк» в настоящее время клиентам предлагает расчеты электронными деньгами в системах EasyPay и Берлио. 

Электронные деньги EasyPay предназначены для осуществления  микроплатежей посредством сети Интернет и SMS-сообщений.

Информация о работе Расчеты в безналичной форме