Состояние бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ОАО «Рыбноехлебопродукт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение состояния учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии и разработка путей совершенствования по ведению их учета. А также ознакомление с системой контроля МПЗ.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
- изучение теоретических основ и законодательных актов по учету материально-производственных запасов;
- рассмотрение краткой экономической характеристики исследуемой организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

6
1.1. Экономическая сущность материально-производственных запасов
6
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета материально- производственных запасов

21
2. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»


26
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
26
2.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов

30
2.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

35
2.4 Пути совершенствования учета материально-производственных запасов в ОАО «Рыбноехлебопродукт»

41
3. КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
В ОАО «РЫБНОЕХЛЕБОПРОДУКТ»

49
3.1. Осуществление контроля материально-производственных запасов в
организации

49
3.2. Пути совершенствования контроля материально-производственных запасов

55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
63

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и контроль МПЗ.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

В целях контроля за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности организация  проводит инвентаризацию имущества  и обязательств ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в случаях, предусмотренных  законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Регистры бухгалтерского учета хранятся на бумажных носителях.

Объектом данного  исследования является хлебозавод, входящий в состав Рыбновского Райпо.

Хлебозаводом  производится выпечка и реализация хлеба и хлебобулочных и кондитерских изделий. Суточный выпуск хлеба и хлебобулочных изделий составляет от 30 до 35 тонн в зависимости от спроса населения. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет 75 наименований. Качество выпускаемой продукции высокое, рекламаций и забраковок организация не имеет.

ОАО «Рыбноехлебопродукт» является юридическим лицом, имеет  обособленное имущество на праве  хозяйственного ведения, самостоятельный  баланс, расчетный счет в учреждении банка, круглую печать, штамп и  бланки со своим наименованием.

Основные экономические показатели деятельности данной организации представлены в таблице 1.

В 2009 году по сравнению  с 2005 годом произошло увеличение себестоимости продукции на 32%, а  увеличение выручки – на 33%. Рост выручки от реализации шел более  быстрыми темпами, нежели рост производственной себестоимости, что сказалось на увеличении прибыли от продаж в размере 40% и росте рентабельности почти на 1 пункт.

Кроме того можно  отметить опережающий рост среднегодовой  стоимости основных производственных фондов по сравнению с увеличением выручки от продажи  хлебобулочных  изделий.  Если   среднегодовая  стоимость   основных

Таблица 1

Основные экономические  показатели деятельности организации.

Показатели 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.

в % к 2005 г.

Численность работников, чел.

165

187

191

177

112

68

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

9 217

9 599

9 617

10 149

12 289

в 1.3 раза

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

8 396

8 619

8 705

9 090

11 120

в 1.3 раза

Прибыль, тыс. руб.

821

980

912

1 059

1 169

в 1.4 раза

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1 188

1 368

1 470

1 834

2 129

в 1.8 раз

Фондоотдача, руб.

7,76

7,02

6,54

5,53

5,77

74

Фондоемкость, руб.

0,13

0,14

1,15

0,18

0,17

131

Фондовооруженность, тыс. руб.

7,2

7,3

7,7

10,4

19,0

в 2.6 раза

Годовая производительность труда, тыс. руб.

55,8

51,3

50,4

57,3

109,7

в 2 раза

Уровень рентабельности, %

9,76

11,38

10,48

11,64

10,51

х


 

средств выросла  на 79 %, то выручка от реализации характеризовалась  увеличением только на 33%. Однако автоматизация производства позволила сократить численность работников на 32%. Следствием опережающего роста стоимости основных средств по сравнению с ростом выручки явилось уменьшение фондоотдачи на 26% и уменьшение обратного показателя – фондоемкости – на 31%.

При большом  росте стоимости основных фондов и сокращении численности работников произошел резкий скачок фондовооруженности более чем в два раза.

Среднегодовая численность  работников сократилась на 32%, однако, рост выручки привел к увеличению годовой производительности труда в два раза.

Одним из важнейших критериев  оценки финансового состояния организации  является ее платежеспособность. На текущую  платежеспособность непосредственное влияние оказывает ликвидность  ее оборотных активов. Финансовое состояние организации также характеризуется показателями финансовой устойчивости. Расчет показателей ликвидности и платежеспособности Рыбновского хлебозавода представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели  финансового состояния организации.

Показатели 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

изменение

Коэффициент текущей  ликвидности

4,5

4,1

2,3

4,0

3,5

- 1,0

Коэффициент промежуточной  ликвидности

4,2

3,0

2,3

3,9

3,4

-1,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,3

1,2

0,7

0,6

0,1

-1,2

Общая величина запасов, тыс. руб.

2 694

2 702

2 599

2 780

3 606

912

Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб.

5 073

4 421

4 612

3 593

3 783

-895

Общая величина основных источников формирования запасов, тыс. руб.

7 277

7 144

6 389

5 484

6 150

-1 127


 

К 2009 году произошли  изменения в соотношениях оборотных  средств и краткосрочных обязательств. Так, в 2005 году отмечается значительное превышение оборотных средств над обязательствами. К началу 2009 года произошло снижение значений показателей. Однако значения всех рассмотренных показателей позволяют сделать вывод о том, что анализируемая организация располагает достаточным объемом средств для обеспечения погашения своих обязательств.

 

2.2 Документальное  оформление движения материально-производственных запасов

 

Основными источниками  поступления сырья и материалов на хлебозавод являются поставщики и подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного расчета.

Прием материалов осуществляется в соответствии с  производственной программой предприятия. Цех и производство, получив производственное задание в соответствии с производственной программой, делает заявку на сырье и материалы в отдел снабжения. Заявки группируются и проверяются расчетным путем по всему заявленному ассортименту. После этого заключаются договоры с поставщиками на поставку сырья и материалов, в которых отражаются:

- объемы, условия  и сроки поставки;

- права, обязанности  и ответственность сторон по  поставкам;

- условия оплаты  и порядок перехода права собственности  на товарно-материальные ценности  от поставщика к покупателю.

В зависимости  от условий договора доставка материалов на предприятие  осуществляется как силами поставщика, так и силами хлебозавода. Во всех случаях поставщики высылают счет-фактуру (Приложение 1) и товарно-транспортную накладную (Приложение 2). Если условиями договора предусмотрена предварительная оплата материальных ценностей, то перед отгрузкой материалов поставщик присылает счет, на основании которого производится оплата.

Для получения  сырья и материалов со склада поставщика экспедитору выдается доверенность по форме М-2, в которой указывается перечень материалов, подлежащих получению. Доверенность оформляется в одном экземпляре заместителем главного бухгалтера в порядке, установленном законодательством РФ, подписывается директором и главным бухгалтером, заверяется печатью и выдается под расписку экспедитору. Кроме того экспедитор расписывается в получении доверенности на ее корешке. Корешки доверенности подшиваются в хронологическом порядке.

Принятые грузы  экспедитор доставляет на основной склад  хлебозавода и сдает кладовщику, который на основании договора о материальной ответственности (Приложение 3) является лицом, ответственным за хранение ценностей на складе. Кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Принятые материалы оформляются приходным ордером (Приложение 4), который составляется в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад на фактически принятое количество материалов и подписывается кладовщиком и экспедитором. В приходном ордере обязательно указываются наименование организации, структурное подразделение, дата составления,  наименование и код поставщика, корреспондирующий счет, наименование материалов, единица измерения, сумма без НДС, сумма с НДС, а также сумма НДС.

Материалы приходуют  в тех единицах измерения, которые указаны в товаросопроводительных документах поставщика. Однако зачастую в документах поставщика указаны более крупные единицы измерения, чем те, что используются на хлебозаводе. В этом случае материалы приходуют в тех единицах измерения, которые используются в организации.

Случаев обнаружения  порчи, недостачи, излишка или несоответствия наименования, веса или количества при приеме груза за весь период деятельности организации не было.

Материально-производственные запасы поступают в организацию не только от поставщиков, но и через подотчетных лиц (в основном хозяйственные и канцелярские товары), которые приобретают их в организациях торговли. Список подотчетных лиц утвержден приказом руководителя.

Наличные деньги для приобретения материалов подотчетному лицу выдают из кассы хлебозавода. Приобретенные ценности он передает кладовщику, который оформляет приходные ордера в общем порядке. Затем подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет (форма АО-1), к которому прикладываются документы, подтверждающие покупку, а именно:

- товарный чек  и чек ККМ, если материалы  приобретались в организациях  торговли;

- торгово-закупочный  акт или справка, если материалы  приобретались на рынке.

В авансовом  отчете указывается подотчетное  лицо и его должность, назначение аванса, полученная и израсходованная суммы, остаток или перерасход, а также делается бухгалтерская запись. Авансовый отчет проверяется заместителем главного бухгалтера и утверждается главным бухгалтером и руководителем.

Материальные запасы хранятся на основном складе хлебозавода, который состоит из различных помещений для хранения различных материальных ценностей:

- помещение  для хранения сырья;

- помещение  для бестарного хранения муки;

- помещение  для хранения топлива (ГСМ);

- помещение для хранения тары;

- помещение  для хранения запасных частей;

- помещение для хранения  строительных материалов;

- помещение для хранения  хозяйственного инвентаря и специальной  одежды.

Каждое помещение обеспечено весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием.

Учет материально-производственных запасов на складе возложен на заведующего  складом и кладовщика, которые  несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность  вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску.

Товарно-материальные ценности со склада хлебозавода отпускаются  в производство на основании накладной (Приложение 5), которая оформляется в двух экземплярах заведующим складом. Один экземпляр остается на складе, второй передается структурному подразделению – потребителю материалов. При этом в накладной обязательно указывается дата составления документа, получатель, перечень материальных ценностей, единица измерения и количество отпущенных материалов. Оба экземпляра подписываются получателем и заведующим складом.

Некоторыми особенностями  обладает отпуск хозяйственных принадлежностей. Их передача в пользование подразделениям организации или в личное пользование  работникам оформляется требованием-накладной в общеустановленном порядке. На основании накладной в бухгалтерии хлебозавода оформляется акт, в котором указываются дата составления, наименование предмета, единица измерения, количество и цена, сумма без учета НДС, корреспондирующий счет.

Выдача специальной одежды, обуви и предохранительных приспособлений также оформляется требованием-накладной. Кроме того, при этом применяется  ведомость выдачи спецодежды, спецобуви  и предохранительных принадлежностей  и записями в личных карточках работников. Ведомость заполняется специальным работником помещения для хранения хозяйственного инвентаря и специальной одежды – кастеляншей. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кастелянши. В ведомости указываются наименование спецодежды, единица измерения, количество и срок службы, а также дата поступления в эксплуатацию.

В личных карточках работников записывается наименование выданной одежды, ее стоимость, срок эксплуатации, процент  годности на момент выдачи, дата выдачи.

Для учета движения материально-производственных запасов внутри организации между структурными подразделениями используется накладная-отвес (Приложение 6). Этим документом оформляется перемещение готовой продукции из основного производства в экспедицию – структурное подразделение, куда поступает хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия из производственных цехов. Накладная оформляется в двух экземплярах: один экземпляр остается в производственном цехе, второй – в экспедиции. Обе накладные подписываются материально ответственными лицами, отпустившими и получившими готовую продукцию.

Отпуск готовой  продукции из экспедиции покупателю осуществляется на основании товарной накладной (форма ТОРГ-12) (Приложение 7). Основанием для оформления товарной накладной является договор поставки. Накладная выписывается на складе готовой продукции в трех экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии и служит основанием для выписки счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых вместе со вторым экземпляром товарной накладной передается покупателю, а второй остается в организации для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость. Третий экземпляр накладной передается экспедитору в качестве товаросопроводительного документа. В товарной накладной указываются организации грузоотправителя и грузополучателя, наименование, характеристика и сорт продукции, его количество и единица измерения, цена без НДС, ставка и сумма НДС, а также сумма с учетом НДС. Отдельной строкой показывается оплата транспортных услуг хлебозавода. Кроме того, в накладной обязательно указываются дата изготовления и срок реализации продукции. Это связано с тем, что хлебные изделия в силу своих особенностей должны быть реализованы в течение суток с момента выемки из печи, так как нарушение сроков хранения ведет к потере веса хлеба вследствие усыхания.

Информация о работе Состояние бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ОАО «Рыбноехлебопродукт»