Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:30, курсовая работа
Целью работы рассмотреть – как грамотно разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также, какие моменты должны предусмотреть в ней организации.
Основными задачами, при исследовании данной темы являются исследования:
- сущности, структуры и порядка оформления учетной политики;
- организации учетной службы;
- порядка отражения информации в учете и бухгалтерской отчетности;
- оценки имущества и обязательств, методы их отражения в учете;
- прочих положений учетной политики.
Пример 3. Используя данные примеров 1 и 2, рассмотрим порядок оценки проданных товаров методом ЛИФО.
Расчет стоимости реализованного порошка будет выглядеть таким образом:
(2000 уп. х 10,50 руб.) + (( 11 000 уп. – 2000 уп.) х 10 руб.) = 111 000 руб.
Соответственно себестоимость 1 единицы проданного порошка составит 10 ,09 руб. (111 000 руб. : 11 000 уп.).
Проводки в бухгалтерском учете при применении методов ФИФО и ЛИФО будут такими же, как и в примере 1.
2.5 Учет незавершенного производства, полуфабрикатов и расходов будущих периодов
Организации торговли не осуществляют производство продукции (работ или услуг). Поэтому незавершенное производство (НЗП) в прямом своем значении в этом случае отсутствует. Однако не все расходы списываются на финансовые результаты деятельности этих организаций. Часть издержек обращения (транспортных расходов), относящаяся к остатку товаров на складе, остается на счете 44. Это и будет являться для предприятий торговли своего рода НЗП.
В отличие от них организации общественного питания списывают стоимость продуктов, переданных в производство на счет 20 «Основное производство». При этом не все продукты в отчетном периоде (месяце) могут быть израсходованы на производство готовых изделий. Остаток продуктов на кухне, определяемый путем проведения ежемесячных инвентаризаций, считается для общепита незавершенным производством. Кроме того, на счете 20 могут оставаться также затраты на изготовление полуфабрикатов, не использованных для дальнейшей переработки (приготовления блюд или изделий кухни). Стоимость реализованных изделий списываются на счет 90, субсчет «Себестоимость продаж».
Естественно, также как и организации торговли, предприятия общепита оставляют на с счете 44 часть транспортных расходов, приходящихся на остаток продуктов на складе и в производстве.
Расходы на производство полуфабрикатов могут учитываться как на счете 20 (в этом случае их остаток на конец месяца будет входить в состав НЗП организации), так и на отдельном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства» (План счетов(Инструкция по применению Плана счетов)).
Соответственно выбранный вариант предприятия общепита должны отразить в своей учетной политике для целей налогооблажения.
Под расходами будущих периодов понимаются затраты, произведенные организациями торговли и общепита в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
Такого рода затраты отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Для целей бухгалтерского учета организациям необходимо в своей учетной политике отразить порядок (сроки) их списания, устанавливаемый организацией самостоятельно, а также по возможности состав таких расходов. При этом списание может производиться:
- равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся;
- пропорционально объему продаж;
- иным способом, установленным организацией.
Необходимо обратить внимание, что к различным видам расходов будущих периодов можно применять любые из перечисленных выше способов их списания.
Пример. ООО ПКФ «Полесье» получила лицензию на право осуществления торговли алкогольной продукцией сроком на 1 год. Затраты на ее приобретение составили 6000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено, что расходы будущих периодов списываются равномерно, в течение срока действия лицензии.
В учете данные операции отразятся проводками:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит счета 51 – 6000 руб.- произведена предварительная оплата лицензии лицензирующему органу;
дебет счета 97 кредит 76 – 6000 руб.- расходы по оплате лицензии включены в состав расходов будущих периодов (при получении этой лицензии);
дебет счета 44 кредит счета 97 – 500 руб. (6000 : 12 мес.) – часть расходов будущих периодов списана на издержки обращения.
2.6. Учет предстоящих расходов и платежей (создание резервов)
Согласно п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях равномерного включения некоторых видов предстоящих расходов в издержки производства и обращения организация может создавать соответствующие резервы, а именно:
- резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;
- резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- резерв на выплату
- резерв на ремонт основных средств (который был рассмотрен выше);
- резерв производственных
- резерв предстоящих затрат
на рекультивацию земель и
осуществление иных
- резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- резерв на покрытие иных
непредвиденных затрат и
предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.
Организация в своей учетной политике должна предусмотреть, каким образом такого рода затраты будут относиться на себестоимость продукции: по мере их возникновения или путем создания вышеуказанных резервов.
Причем в последнем случае необходимо зафиксировать в учетной политике для бухгалтерского учета порядок их образования (принципы формирования, размеры, являются ли остатки по данным резервам переходящими на следующий год и т.п.). За основу формирования таких резервов можно взять порядок отчислений в резерв на ремонт основных средств, рассмотренный нами выше. При этом вместо годовой сметы затрат на ремонт всех объектов основных средств, числящихся на балансе организации, будет фигурировать плановая величина соответствующих расходов (оплата отпусков – на основании плана отпусков и среднемесячной оплаты труда сотрудников; суммы ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, определенные исходя из принятой в организации базы расчета такого вознаграждений; сумма предполагаемых расходов на гарантийный ремонт товаров и т.п.). Указанные базы для формирования резервов приведены только в качестве примеров. Организация самостоятельно определяет порядок расчета ежемесячных отчислений в подобные резервы, отразив его в своей учетной политике по бухгалтерскому учету.
2.7. Учет финансовых вложений и создание оценочных резервов
В качестве прочей (внереализованной) деятельности организации торговли и общепита могут осуществлять финансовые вложения.
Следует обратить внимание, что п.3 ПБУ 19/02 определен перечень операций, относящихся к финансовым вложениям:
- государственные и
- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых определены дата и стоимость погашения (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные)
капиталы других организаций (включая
дочерние и зависимые
- предоставленные другим
- депозитные вклады в кредитных организациях;
- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;
- вклады организации – товарища
по договору простого
Под первоначальной стоимостью финансовых вложений понимается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) (п.п.8 и 9 ПБУ 19/02).
Финансовые вложения могут быть приобретены организацией за счет заемных средств (займов, кредитов). При этом отражение в бухгалтерском учете затрат по полученным кредитам (займам) может производиться двумя путями:
- в полной сумме в составе прочих (операционных) расходов (на основании п.11 ПБУ 10/99);
- в составе первоначальной
Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в ее учетной политике по бухгалтерскому учету.
Все финансовые вложения подразделяются на две группы:
1) по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном порядке (в основном это ценные бумаги и некоторые виды долговых обязательств (облигаций));
2) по которым текущая рыночная стоимость на определяется.
При этом стоимость выбывающих финансовых вложений ( в порядке погашения, реализации, списания и т.п.), которые не переоценивались исходя рыночной стоимости, устанавливается исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов (п.26 ПБУ 19/02):
1) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
2) по средней первоначальной стои
3) по первоначальной стоимости
первых по времени
Выбранный способ оценки выбывающих вложений отражается в учетной политике по бухгалтерскому учету.
Такого рода резервы создаются для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета. Перечень и порядок образования оценочных резервов регулируются законодательством РФ и другими нормативными актами. Факт их создания должен быть зафиксирован в учетной политике по бухгалтерскому учету.
Согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
В учете создание резерва отражается проводкой:
дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам» - начислен резерв по сомнительному долгу.
Аналогичным образом образуется и резерв под обеспечением вложений в ценные бумаги. Этот резерв образуется как разность между оценкой на конец отчетного периода финансовых вложений организации в акции по рыночной стоимости и их стоимостью, принятой к бухгалтерскому учету, если последняя выше рыночной.
В учете создание резерва отразиться проводкой:
дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» кредит счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» - создан резерв под обеспечение вложений в ценные бумаги.
Организация в своей учетной политике должна отразить, будут или нет в следующем году создаваться такого рода резервы.
2.8. Реализация товаров (работ, услуг) и Варианты распределения и использования прибыли
В бухгалтерском учете не существуют каких-либо различных вариантов определения выручки от реализации товаров (работ или услуг).
Поэтому подробнее данная тема освещенная в статье, посвященной формированию учетной политике в целях налогообложения.
Однако следует учесть, что если организация определяет в учетной политике для целей налогообложения момент возникновения налоговых обязательств по НДС «по оплате», то необходимо определить порядок отражения в бухгалтерском учете этих налогов, начисленных по отгруженной, но не оплаченной продукции (товарам, работам или услугам). Обычно в этих целях используется субсчет «Расчет по НДС» (название может быть выбрано организацией самостоятельно) к счету 76 .
Согласно ПБУ 10/99, практически все затраты организаций (в том числе и те, которые ранее относились за счет чистой прибыли) считаются их расходами.
Любые расходы организации подлежат в бухгалтерском учете в конечном итоге отнесению на финансовые результаты деятельности организации. Поэтому Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) не предусмотрено создание за счет чистой прибыли каких-либо фондов (потребления, социальных, накопления и т.п.) за исключением резервного. Соответственно организация в своей учетной политике не может предусмотреть распределение чистой прибыли по такого рода фондам (даже если данный принцип заложен в учредительных документах).
Также следует учесть, что полученная организацией чистая прибыль может в настоящее время использоваться только на выплату дивидендов учредителям (участникам) организации (на основании решения их общего собрания) либо на погашение убытка, полученного предприятием в предыдущие периоды.
2.9 Учет кредитов и займов
При формировании данного раздела учетной политики следует учитывать требования ПБУ 15/01, в соответствии с которым (п.32) в учетной политике организации должна содержаться следующая информация:
1) о переводе долгосрочной
2) о составе и порядке списания
дополнительных затрат по
3) о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
4) о порядке учета доходов
от временного вложения
Рассмотрим подробнее, как отразить данные положения в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
1. Организация торговли или общепита, получившая кредит или заем (заемщик), должна определить, как она будет учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев.
Организация может учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности (вариант 1) либо перевести долгосрочную задолженность в краткосрочную (вариант 2). При выборе второго варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производиться в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней (п.6 ПБУ 15/01).
2. В числе затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, числятся так называемые дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств (п.11 ПБУ 15/01).