Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить бухгалтерский учет материально- производственных запасов и провести анализ материально- производственных запасов.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа материально-
производственных запасов;
- проанализировать производственно-экономическую деятельность и финансовое состояние МП «Салемальский рыбозавод»;
- изучить учет материально-производственных запасов;
- провести аудит материально-производственных запасов;
- дать обоснование по проделанной работе и предложения по совершенствованию учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 5
1.1 Организация учета материально-производственных запасов 5
1.2 Особенности налогового учета материально-производственных запасов 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» Ямальского район 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия характеристика предприятия 32
2.2 Финансовое состояние деятельности МП «Салемальский рыбозавод» Ямальского района 35
2.3 Общие вопросы организации бухгалтерского учета 44
ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 47
3.1 Цели, задачи и принципы учета 47
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 56
ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» 69
4.1. Цели, задачи и источники аудита 69
4.2 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 79
4.3 Анализ наличия и движения материально-производственных запасов 82
4.4 Оформление результатов проверки материально-производственных запасов 83
Выводы и предложения 87
Список литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 158.26 Кб (Скачать файл)

По мере поступления счетов поставщиков в ведомости производятся сторнировочные записи сумм, ранее  записанных по актам формы N М-7. Они ведутся позиционным способом по строкам, по которым ранее были записаны данные о полученных запасах в графе отчетного месяца, когда поступил и был отражен счет поставщика.

В конце месяца в ведомости  подсчитывается общая стоимость  запасов, принятых на учет в отчетном месяце как неотфактурованные поставки, и суммы сторно за тот же месяц. Затем выводится сальдо запасов, учтенных как неотфактурованные поставки на конец месяца.

Если расчетные документы  на неотфактурованные поставки получены до составления в бухгалтерии  регистров по приходу материально-производственных запасов, они учитываются в общеустановленном  порядке.

Если расчетные документы  по неотфактурованным поставкам  поступили в следующем году после  представления годовой бухгалтерской  отчетности, то:

а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

б) сумма НДС принимается  к учету в обычном порядке;

в) уточняются расчеты с  поставщиком, а суммы сложившейся  разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов  и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором  поступили расчетные документы:

- уменьшение стоимости  материальных запасов отражается  как прибыль прошлых лет, выявленная  в отчетном году:

Д-т сч. 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы";

- увеличение стоимости  материальных запасов отражается  как убытки прошлых лет, выявленные  в отчетном году:

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы",

К-т сч. 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В случае оплаты организацией расчетных документов поставщиков  до момента оприходования покупаемых запасов они учитываются организацией как материальные ценности в пути.

Стоимость оплаченных счетов поставщиков за не прибывшие на склад  материально-производственные запасы, находящиеся в пути, учитывается  в бухгалтерии в ведомости  учета материалов в пути по следующим  показателям:

- дата и номер записи;

- номер и дата счета-фактуры;

- номер документа железнодорожного  или водного транспорта;

- станция отправления;

- наименование поставщика;

- вид материально-производственных  запасов;

- их сумма;

- номер склада или приходного  ордера;

- дата и номер записи;

- сумма по кредиту счетов  расчетов (60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками", 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами").

В ведомости учета материалов в пути, открываемой на год, каждый расчетный документ по материалам в  пути (счет, счет-фактура, платежное  требование, платежное поручение  и др.) записывается отдельно позиционным  способом.

В журнале фиксируется  сумма оплаченных расчетных документов поставщиков:

Д-т сч. 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

К-т сч. 51 "Расчетные  счета", 52 "Валютные счета", 50 "Касса".

Бухгалтерская запись по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится в  специальной графе "За неприбывший  груз". По мере поступления материалов, числящихся в пути, на основании  документов первичного учета в ведомости  учета материалов в пути делаются соответствующие отметки.

При использовании автоматизированных систем учет материалов в пути чаще всего ведут в оборотной ведомости  по учету материалов в пути.

Когда в соответствии с  учетной политикой организации  для учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов  используется счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", их покупная стоимость по данным поступивших расчетных документов поставщиков отражается по дебету этого счета:

Д-т сч. 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"

К-т сч. 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 71 "Расчеты с  подотчетными лицами" и др.

В кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы" списывается стоимость фактически поступивших ценностей. Поэтому  остаток счета 15 "Заготовление и  приобретение материальных ценностей" на конец отчетного периода (месяца) будет показывать наличие материально-производственных запасов в пути.

Материальные ценности, отпускаемые  в производство и связанные с  изготовлением и продажей продукции, по нормам п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (в ред. от 27.11.2006 N 156н) относятся к расходам по обычным видам деятельности. Они отражаются в учете в разрезе направлений затрат по учетным ценам:

Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу"

К-т сч. 10 "Материалы".

В качестве учетных цен  на материалы применяются:

1) договорные цены. В этом  случае другие расходы, входящие  в фактическую себестоимость  материалов, учитываются отдельно  в составе транспортно-заготовительных  расходов (ТЗР);

2) фактическая себестоимость  материалов по данным предыдущего  месяца или отчетного периода  (отчетного года). Отклонения фактической  себестоимости материалов текущего  месяца и их учетной цены  учитываются в составе ТЗР;

3) планово-расчетные цены. Отклонения договорных цен от  планово-расчетных учитываются в  составе ТЗР и разрабатываются  организацией для внутреннего  использования;

4) средняя цена группы. Разница между фактической себестоимостью  материалов и средней ценой  группы учитывается в составе  транспортно-заготовительных расходов. Средняя цена группы - разновидность  планово-расчетной цены. Она устанавливается  в тех случаях, когда производится  укрупнение номенклатурных номеров  материалов путем объединения  в один номенклатурный номер  нескольких размеров, сортов, видов  однородных материалов, имеющих  незначительные колебания в ценах.  На складе такие материалы  учитываются на одной карточке.

При существенных отклонениях  планово-расчетных цен и средних  цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десяти процентов.

Транспортно-заготовительные  расходы принимаются к учету  путем:

а) отнесения на счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика. Тогда  в состав отклонения в стоимости  материалов (разницы между фактической  себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма  ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его  учетной ценой;

б) отнесения ТЗР на отдельный  субсчет к счету 10 "Материалы";

в) прямого включения ТЗР  в фактическую себестоимость  материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к  денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в  форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение  ТЗР в фактическую себестоимость  материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и  групп материалов.

Вариант учета ТЗР устанавливается  в учетной политике организации.

Сумма отклонений ТЗР по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", а по окончании месяца списывается на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов.

Списание отклонений в  стоимости материалов или ТЗР  по отдельным видам или группам  материалов производится пропорционально  учетной стоимости материалов. Для  этого определяется отношение суммы  остатка величины отклонения или  ТЗР на начало месяца (отчетного  периода) и текущих отклонений или  ТЗР за месяц (отчетный период) к  сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших  материалов в течение месяца (отчетного  периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при  списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных  материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР (отклонений в стоимости материалов) допускается  применение следующих упрощенных вариантов:

- при небольшом удельном  весе (не более 10% к учетной  стоимости материалов) ТЗР (отклонений) их сумма может полностью списываться  на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.;

- удельный вес ТЗР (отклонений) может округляться до целых  единиц (т.е. без десятичных знаков);

- в течение текущего  месяца ТЗР (отклонения) могут  распределяться исходя из удельного  веса (в процентах к учетной  стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного  месяца. Если это привело к  существенному недосписанию или  излишнему списанию отклонений  или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых  (распределяемых) отклонений или  ТЗР корректируется на указанную  сумму прошлого месяца;

- ТЗР (отклонения) могут  распределяться пропорционально  их удельному весу (нормативу), закрепленному  в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых  материалов.

Аналитический учет (количественный и суммовой) движения материальных ценностей, обладающий значительной трудоемкостью, на складах организуется в карточках  учета материалов формы N М-17 на основе первичных учетных документов (приходных ордеров формы N М-4, актов о приемке материалов формы N М-7, лимитно-заборных карт формы N М-8, требований-накладных формы N М-11 и др.).

Все первичные учетные  документы по движению материальных ценностей на складах организации  сдаются в бухгалтерию в установленные  сроки. Бухгалтерия принимает и  проверяет эти документы с  точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.

При обнаружении операций, не соответствующих законодательству и правилам бухгалтерского учета, лицо, осуществляющее учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По недооформленным  документам принимаются меры к их дооформлению либо такие документы  возвращаются складам и подразделениям для надлежащего оформления.

После проверки первичные  учетные документы таксируются, т.е. определяется сумма (денежная оценка) операций путем умножения цены материалов на их количество.

Аналитический учет организуется по складам, производственным подразделениям (цехам, участкам, переделам и др.) и другим местам хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого  наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и  синтетических счетов. Он ведется:

- по данным оборотных  ведомостей;

- сальдовым методом.

В организациях используются два варианта учета материалов с  использованием оборотных ведомостей.

1. В бухгалтерской службе  ведутся карточки количественно-суммового  учета, которые открываются на  каждое наименование (номенклатурный  номер) материалов. В них отражается  движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных  документов (приходных, расходных,  на внутренние перемещения), сдаваемых  в бухгалтерскую службу складами  и подразделениями.

В местах хранения материально-производственных запасов (складах, кладовых) аналитический  учет также ведется в карточках  количественно-суммового учета. В  них ежемесячно выводятся обороты  за месяц и остатки на начало следующего месяца.

Таким образом, в бухгалтерской  службе дублируется складской учет, с той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет, а на складах и  подразделениях - только количественный учет.

По данным карточек в бухгалтерии  ежемесячно составляются оборотные  ведомости материалов по местам их хранения, в которых указываются:

- номенклатурный номер  материала (в случае его наличия);

- наименование материала  с указанием отличительных признаков  (сорт, артикул, размер, марка и  т.д.);

- единица измерения;

Информация о работе Учет материально-производственных запасов