Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:40, шпаргалка
1 ВОПРОС. Бухгалтерский учет и его место в системе управления организации
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.
Корреспонденция:
Дт 10 Кт 60 – приобретены материалы у поставщиков
Дт 19 Кт 60 – учтен НДС
Дт 10 Кт 60, 76 – отражена
стоимость услуг сторонних
Дт 10 Кт 23автотр.т – отражены расходы по доставке материалов собственным автотранспортом
Дт 10 Кт 71 – приобретены материалы через подотчетное лицо
Дт 19 Кт 71 – учтен НДС
Дт 10 Кт 75.1 – внесены материалы учредителями в счет вклада в УК
Дт 10 Кт 20, 23 – приняты к учету материалы, изготовленные самой организацией
Дт 10 Кт 98 – получены материалы безвозмездно
После использования данных материалов делается запись
Дт 98 Кт 91.1 – отнесены полученные безвозмездно материалы на прочие доходы организации
Дт 10 Кт 91.1 – приняты к учету материалы, полученные от разборки о.с.
При значительной доле ТЗР организация может вести учет ТЗР на отдельном субсчете или аналитическом счете, который открывается на счет 10 – 10ТЗР. В этом случае на счете 10 отражается только покупная стоимость приобретенных материалов, а все ТЗР по их приобретению отражаются на счете 10ТЗР.
Дт 10 Кт 60 – отражена покупная стоимость материалов
Дт 19 Кт 60 – учтен НДС
Дт 10ТЗР Кт 60, 76 – отражена стоимость услуг сторонних организаций по приобретению материалов
Дт 10ТЗР Кт 23автотр.т – отражены расходы по доставке материалов собственным автотранспортом
Дт 10ТЗР Кт 70 – начислена з/п работникам занятым заготовлением материалов
Дт 10ТЗР Кт 69 – начислены страховые взносы и взносы от несчастных случаев.
При отпуске в производство и на иные нужды материалы списываются в течение месяца по их покупной стоимости
Дт 20,23,25,26 Кт 10 – списаны материалы по их покупной стоимости.
В конце месяца определяется сумма ТЗР, приходящая на списанные материалы. Данная сумма ТЗР списывается со счета 10ТЗР на те счета, куда были списаны материалы.
Дт 20,23,25,26 Кт 10ТЗР – списаны ТЗР, приходящиеся на списанные материалы
Расчет суммы ТЗР
на списанные материалы
2 способ – учет материалов по учетным ценам
В этом случае приобретение материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Материалы, поступающие в организацию, принимаются к учету на счет 10 с кредита счета 15 по учетным ценам (расчетная цена, устанавливаемая в самой организации). Фактические расходы, связанные с приобретением материалов отражаются по Дт 15.
По Дт 15 – формируется фактическая с/с приобретаемых материалов
По Кт 15 – учетная стоимость приобретаемых материалов
В конце месяца на счете 15 определяется разница между фактической с/с материалов (ОД 15) и их стоимостью по учетным ценам (ОК 15). Данная разница списывается на счет 16.
В Дт 16 – фактическая с/с > учетной стоимости (ОД 15 > ОК 15)
В Кт 16 – фактическая с/с < учетной стоимости (ОД 15 < ОК 15)
Корреспонденция
Дт 10 Кт 15 – приняты к учету купленные материалы по учетным ценам
Дт 15 Кт 60 – отражена покупная стоимость материалов
Дт 19 Кт 60 – учтен НДС по купленным материалам
Дт 15 Кт 60,76 – отражена стоимость услуг сторонних организаций (доставка, информационные услуги, услуги посредников)
Дт 19 Кт 60,76 – учтен НДС по услугам сторонних организаций
Дт 15 Кт 70 – начислена з/п работникам занятым заготовлением материалов
Дт 15 Кт 69 – начислены страховые взносы и взносы от несчастных случаев.
Дт 16 Кт 15 – отражена сумма отклонения по материалам (если ОД 15 > ОК 15)
Дт 15 Кт 16 – отражена сумма отклонения по материалам (если ОД 15 < ОК 15)
При отпуске в производство или на иные нужды материалы списываются в течение месяца со счета 10 по их учетным ценам. В конце месяца определяется сумма отклонений, приходящаяся на списанные материалы, которая списывается со счета 16 на те счета, куда были списаны материалы.
Списание может осуществляться 2-мя способами:
1) способ допроводки - если ОД 15 > ОК 15
2) способ «красное сторно» - если ОД 15 < ОК 15
Дт 20,23… Кт 10 – списаны материалы по учетным ценам
Дт 20,23… Кт 16 – списаны отклонения по израсходованным материалам
Для расчета суммы отклонения на списанные материалы используются следующие формулы:
37 ВОПРОС. Особенности учета неотфактурованных поставок
Материалы поступающие в организацию без расчетных документов поставщика (ТН, ТТН, счет-фактура) считаются неотфактурованными поставками. Такие материалы приходуются на склад на основании акта о приеме материалов. Неотфактурованные поставки принимаются к учету на счет 10 по учетным ценам, которые определяться исходя из цены, указанной в договоре.
Дт 10 Кт 60 – приняты к учету неотфактурованные поставки материалов (по учетным ценам)
При поступлении расчетных документов поставщика учетная стоимость оприходованных материалов сторнируется, и далее делается запись на фактическую стоимость материалов согласно документам поставщика.
Дт 10 Кт 60 – сторнирована
учетная стоимость
Дт 10 Кт 60 – отражена фактическая стоимость материалов (без НДС)
Дт 19 Кт 60 – учтен НДС
Учет материалов на забалансовых счетах
Материалы, принятые на ответственное хранение учитываются на забалансовом счете 002 – «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Материалы принимаются на ответственное хранение в следующих случаях:
1. получение от поставщиков материалов, по которым организация отказалась от их оплаты в виду низкого качества, порчи, несоответствия техническим условиям или условиям договора.
2. получение от поставщиков материалов, на которые право собственности к организации еще не перешло
3. Прочие причины
Давальческие материалы – материалы, принятые в переработку – учитываются на забалансовом счете 003 – «Материалы, принятые в переработку». При этом организация, передавшая свои материалы для переработки учитывает их на счете 10 на отдельном субсчете 10.7 – Материалы, переданные в переработку на сторону.
38 ВОПРОС. Учет отпуска материалов со склада
Отпуск материалов на производственные нужды
Отпуск материалов в производство осуществляется в пределах лимитов и норм установленных организацией с учетом особенностей технологического процесса и оформляется лимитно-заборными картами (Форма М-8), требованиями-накладными (Форма М-11), в которых указывается наименование материалов и количество отпущенных со склада материалов.
Для правильного учета фактического расхода материалов в процессе производства непосредственно в производственных цехах должен быть налажен надлежащий учет за расходованием материалов и соблюдением установленных норм. С этой целью в производственных цехах на фактически израсходованные материалы могут составляться акты о расходе материалов или производственные отчеты, в которых указывается количество израсходованных материалов, наименование заказа или продукции, для изготовления которых материалы были израсходованы.
Организации, использующие в своей деятельности автотранспорт, обязаны вести точный учет и осуществлять контроль за расходованием топлива и смазочных материалов. Документом, подтверждающим расход топлива является путевой лист. Он выдается водителю под расписку на 1 рабочий день (смену). Для контроля за выдачей водителям путевых листов и сдачей их в конце рабочего дня (смены) используется журнал учета движения путевых листов. В путевом листе фиксируется маршрут следования автотранспортного средства, пробег, марка и количество выданного водителю горючего или заправленного на АЗС, остаток горючего при выезде и при возвращении (исходя из этого определяется фактический расход горючего). При этом расход горючего указывается отдельно по норме и фактический расход. Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки транспортных средств. Нормы расхода топлива и смазочных материалов утверждаются Министерством транспорта РФ. Списание на затраты израсходованного топлива осуществляется по нормам.
Дт 20 Кт 10 – списаны материалы в основное производство
Дт 23 Кт 10 – списаны материалы во вспомогательное производство
Дт 25,26 Кт 10 – списаны материалы на общепроизводственные (общехозяйственные нужды)
Дт 28 Кт 10 – списаны материалы на исправление брака
Дт 29 Кт 10 – списаны
материалы в обслуживающие
Дт 44 Кт 10 – списаны материалы на расходы по продаже материалов
Дт 08 Кт 10 – списаны материалы на строительство, монтаж о.с.
Продажа материалов
Продажа материалов осуществляется на основании договора купли/продажи. При продаже материалов оформляется накладная на отпуск материалов на сторону (Форма М-15). Операции по продаже материалов отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (А-П). По Дт 91.2 – отражаются расходы, связанные с продажей материалов, с/с проданных материалов и сумма НДС начисленная с выручки от продажи материалов. По Кт 91.1 – отражается выручка от продажи материалов (вместе с НДС).
В конце месяца на счете 91 определяется финансовый результат, который списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»
Дт 62 Кт 91.1 – отражена выручка от продажи материалов
Дт 91.2 Кт 68 – начислен НДС с выручки
Дт 91.2 Кт 10 – отражена с/с проданных материалов
Дт 50, 51 Кт 62 – отплачены материалы покупателем
Дт 91.9 Кт 99 – отражена прибыль
Дт 99 Кт 91.9 – отражен убыток
Безвозмездная передача материалов
Безвозмездная передача материалов осуществляется на основании договора дарения и оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (Форма М-15). Расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества являются прочими расходами и отражаются на счете 91. В соответствие с НК РФ (глава 21 - НДС) безвозмездная передача имущества признается реализацией и подлежит обложению НДС. НДС начисляется с рыночной стоимости передаваемых безвозмездно ценностей. При этом передающая сторона должна составить счет-фактуру в 1 экземпляре и отразить в книге продаж.
Дт 91.2 Кт 10 – списана с/с переданных безвозмездно материалов
Дт 91.2 Кт 68 – начислен НДС с рыночной стоимости материалов
Дт 99 Кт 91.9 – отражен убыток от безвозмездной передачи материалов.
Передача материалов другим организациям в счет вклада в УК
Основанием для отражения данных операций является учредительный договор. Оформляется данная операция накладной на отпуск материалов на сторону (Форма М-15) или актом приема/передачи материальных ценностей (составляется в произвольной форме). Передача материалов в счет вклада в УК другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений и отражается на счете 58 «Финансовые вложения» на отдельном субсчете 58.1 – Паи и акции.
По передаваемым в УК другой организации материалам необходимо восстановить сумму НДС, которая ранее была предъявлена к вычету из бюджета и включить восстановленную сумму НДС в стоимость финансовых вложений.
Дт 58.1 Кт 76 – отражена задолженность по вкладу в УК другой организации
Дт 76 Кт 10 – переданы материалы в счет вклада в УК другой организации
Дт 19 Кт 68 – восстановлена сумма НДС по переданным материалам
Дт 76 Кт 19 – списана сумма НДС по переданным материалам
Передача материалов в переработку на сторону
Материалы, преданные в переработку на сторону отражаются на счете 10 на отдельном субсчете 10.7 – «Материалы, переданные в переработку на сторону». Организация, осуществляющая переработку материалов составляет отчет об использовании материалов, на основании которого организация списывает стоимость используемых материалов со счета 10.7 на затраты. Неиспользуемые материалы возвращаются обратно в организацию.
Дт 10.7 Кт 10.1 – переданы материалы в переработку на сторону
Дт 20 Кт 10.7 – списаны материалы, используемые в процессе переработки
Дт 10.1 Кт 10.7 – возвращены материалы неиспользуемые в процессе переработки
Прочее выбытие материалов
Дт 79 Кт 10 – переданы материалы структурному подразделению п/п, выделенному на отдельный баланс
Дт 94 Кт 10 – отражена порча (недостача) материалов
Дт 19 Кт 68 – восстановлена сумма НДС
Дт 94 Кт 19 – списана сумма НДС на порчу (недостачу) материалов
Дт 73 Кт 94 – отнесена сумма порчи (недостачи) на виновное лицо
Дт 91.2 Кт 94 – отнесена сумма порчи (недостачи) на расходы организации
Аналитический учет материалов ведется в ведомости №10 «Ведомость движения материальных ценностей», синтетический учет ведется в журнале ордере №10.
39 ВОПРОС. Особенности учета спец. оснастки и спец. одежды
Спецоснастка (спец. инструмент, спец. приспособления, спец. оборудование) и спецодежда для целей бухучета относится к оборотным активам, и имеют особый порядок списания своей стоимости на затраты. Порядок учета данных активов регламентируется «методологическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина №135н от 26.12.02)».
Специальный инструмент и специальные
приспособления - технические средства,
обладающие индивидуальными (уникальными)
свойствами и предназначенные для
обеспечения условий изготовлен