Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.
Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и
их роль в социально-
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.
Введение.
В условиях перехода к рынку одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимает бюджетное система республики. Существовавшая в республике до 1997 года бюджетная система сохраняла практически все свойства, весьма необходимые командной системе управления и ею порожденные, то есть почти полную оторванность от состояния экономики, от обратного воздействия результатов деятельности всей экономической системы на саму экономическую систему, что как известно, в конечном итоге отражается на состоянии бюджета и на развитие экономики. Составляемые в отрыве от истинного состояния экономики республиканский и местные бюджеты после их соответственного рассмотрения и утверждения начинали жить как независимая, самостоятельная экономическая категория, обладающая какой-то своей самостоятельной базой и механизмом реализации, обеспечивающим ее исполнение.
В ходе экономических преобразований, осуществляемых в республики с получением независимости, решается двуединая задача, связанная со становлением рыночных отношений и преодолением глубокого кризиса. Опыт восьми лет экономических реформ дал неоднозначные результаты. С одной стороны, процесс трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные принципы функционирования принял необратимый характер, и на этом пути осуществлены важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области вывода экономики из кризиса и оживления производства.
В числе наиболее важных проблем текущего этапа реформирования можно выделить и такую, как реформирование бюджетной системы, межбюджетных отношений Республики Казахстан. Основой их реформирования является Закон «О бюджетной системе», в котором впервые рассмотрены основные положения в управлении финансовыми ресурсами независимого государства.
Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие
бюджетной системе, и как идет
процесс реформирования
При написании дипломной работы была использована учебно-методическая литература и периодические издания, список которых приведен в конце работы.
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
Бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами по формированию и использованию централизованных денежных фондов, бюджетов, методов и способов их составления и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями.
Основой бюджетной системы являются следующие группы финансовых отношений:
между государством и предприятиями в процессе формирования централизованных денежных фондов и финансирования затрат из бюджета;
государства с организациями и учреждениями непроизводственной сферы, находящимися на бюджетном финансировании;
государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций, а также оказания социальной поддержки малообеспеченных граждан;
между институтами финансово - банковской системы (Минфином, Национальным Банком, ТуранАлемБанком и др.);
государства с зарубежными странами по формирования централизованных денежных фондов и др.
Все эти формы финансовых отношений регулируется и совершенствуется государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных принципов и правовых норм. [5]
Бюджетная система Республики Казахстан
основывается на принципах единства, полноты,
реальности, гласности и самостоятельности всех
бюджетов.[2]
Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством бюджетной через перераспределение поступлений.
Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в том числе поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством Республики Казахстана.
Реальность бюджетов достигается приведением их в соответствие с параметрами индикативного плана социально - экономического развития Республики Казахстан с учетом ежегодного послания президента Республики Казахстан к народу Казахстана.
Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об их исполнении.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств.
Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.
Государственный бюджет состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов. Местные бюджеты, в свою очередь, подразделяется на бюджет области и бюджеты городов республиканского значения, и бюджет специально - экономических зон. Бюджет области включает областной бюджет и городской бюджет, который в свою очередь включает бюджет районов. (Прил. 1).
В Республики Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности, составляющие консолидированный баланс государства, который представляет собой свод денежных средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов СЭЗ без учета взаимопогашающих операций между ними.
Консолидированный финансовый план государства разрабатывается для целей управления финансовыми ресурсами, отражение основных направлений бюджетной политики, взаимосвязи показателей бюджетной системы с показателями основных секторов экономики и ведения государственного счета.
Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихатов.
Формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте.
Взаимоотношения между уровнями бюджетной системы, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другими платежами и бюджетными ассигнованиями определяется различными законами, нормативными актами и инструктивно — методическими материалами, регулирующими механизм функционирования бюджетной системы. Основными компонентами этого механизма является:
анализ и прогноз макроэкономической ситуаций в республике, областях и районах;
прогноз доходов и расходов бюджетов;
распределение доходов и расходов между бюджетами;
определение доходов и расходов бюджетов;
регулирование доходов бюджетов;
определение принципов выделения официальных трансфертов и бюджетных изъятий;
финансирование экономики, социально - культурных мероприятий и т.д.;
анализ исполнения доходов и расходов бюджетов;
определение и финансирование дефицитности бюджетов;
определение государственного долга и источников его покрытия и т.д.
Практическое выполнение этих работ осуществляется финансовыми органами.
В настоящее время финансовые органы занимают ведущую роль в формировании, развитии и совершенствовании бюджетной системы и управлении механизмом ее функционирования в Республике Казахстан. [5]
Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий в их действии, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Государственный бюджет выполняет следующие функции:
• перераспределение национального дохода:
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;
• финансовое обеспечение социальной политики. (1[10, с.45]).
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государству необходимы централизованные средства для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Существование государственного бюджета не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечить необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства, Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования распределительных отношений, выполняя общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории. Бюджетные отношении имеют распределительный характер, осуществляются в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов.
Бюджет выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. В результате чего реальные экономические процессы, происходящие в обществе, получают своё выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продута и национального дохода, которая пошла стадия стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне н управлению. Формирование и использование этого фонда выражает процесс движения стоимости в связи с её распределением и перераспределением. Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путём образования централизованного фонда денежных средств и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путём установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета. Как уже говорилось бюджет - это основной финансовый план страны, и в нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи расходов и доходов финансового плана страны, показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства, Оп является продуктом плановой деятельности государства; в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества.
Итак, что же такое бюджет? Значение этого слова можно определять по-разному, если, разумеется, рассматривать его с различных точек зрения. Для финансистов - это основной денежный фонд государства, по средствам которого осуществляется централизация финансовых ресурсов государства для выполнения им функций по созданию материально- технической базы, повышению материального и культурного уровня жизни населения. В нынешних новых политических и экономических условиях многое из нашего прошлого подвергается переоценке: «Государственный бюджет СССР - общегосударственный фонд денежных средств, с помощью которого создаются условия для решения общегосударственных социально - экономических задач. Государственный бюджет СССР - важный инструмент хозяйственного механизма, планового управления экономикой, повышения её эффективности. Он опосредует значительную часть экономических взаимосвязей и процессов социалистического воспроизводства». Если опустить эпитет «социалистический», то определение достаточно точное. Ведь бюджет - особенно в современном восприятии - это главный регулятор государственной, да и всей нашей жизни. Но его функции чрезмерно расширились. Сегодня бюджет - это не просто финансы, строго распланированные, это гибкий инструмент экономической политики, ведущей к коренным преобразованиям, это и сама политика, без которой государственная жизнь лишена смысла, как книга с чистыми страницами, но с красивой обложкой.
Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы