Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат
Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.
Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы». Три варианта размеров площадки (25х15, 15х15, 12х12 м) предлагает Н. К. Семакин. С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м.
Опыт использования географических площадок в ряде школ убеждает в оптимальности указанного размера.
Данный размер площадки позволяет разместить весь комплект необходимого оборудования, установить приборы и инструменты так, что исключаются совсем или сводятся к минимуму возможные помехи и неточности в их показаниях, предусмотреть возможность свободного прохода к точкам наблюдения и работу на нескольких из них, вести работу одновременно со всем классом, демонстрировать показания приборов и инструментов.
Оборудование на площадке размещают не произвольно, а объединяют в несколько компактных групп, выделяемых в зависимости от назначения и условий эффективного использования приборов, инструментов и приспособлений (рис. 54). Например, приспособления для формирования пространственных представлений устанавливают в северо-западном секторе площадки. При этом столб-высотомер с флюгером размещают так, чтобы его можно было обходить со всех сторон, определяя направление и силу ветра.
Метеорологические приборы также размещают компактно, что позволяет выполнять наблюдения в короткое время. Метеорологические будки устанавливают в южной части сектора, так как дверцы их открываются на север. Особенно это важно, когда учащиеся собираются у будки в солнечную погоду.
Для проведения занятий, выполнения записей по результатам наблюдений на площадке следует организовать рабочие места учителя и учащихся, своеобразный «класс» под открытым небом. В состав его оборудования входят семь столов и скамеек длиной по 3 м, стол и стул учителя, классная доска.
Размещают оборудование стационарно. С этой целью в землю вкапывают столбы, на которые укрепляют горизонтальные доски (столы и сидения к ним) и классную доску. Поверхность столов нужно покрыть пластиком или покрасить масляной краской.
В создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа: подготовительный, организационный и основной — строительный. Конечно, в процессе строительства приходится заниматься всем комплексом вопросов независимо от того, к какому этапу они относятся, и с этой точки зрения обособление этапов весьма условно. И все же в целом на всех этапах наряду с прочими решаются специфические и вполне определенные задачи.
В течение подготовительного периода необходимо определить состав оборудования площадки, изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты, вычертить план площадки, установить примерный перечень необходимых материалов, составить смету расходов, «привязать» план к местности, определить примерный объем работ, разработать план-график строительства. Большая часть работ подготовительного этапа выполняется непосредственно учителем и инициативной группой учащихся.
После разработки проекта площадки работа носит преимущественно организационный характер.
Список необходимых материалов для строительства площадки рассматривается и уточняется директором школы, им же назначаются ответственные за выполнение тех или иных работ. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой шефов, родительского комитета школы, наметить дни проведения воскресников и т. д. После утверждения плана и графика педагогическим советом школы можно приступить к непосредственному строительству площадки, которое включает:
выбор места площадки, определение ее границ и нивелировка участка.
Место, выбранное для площадки, должно быть по возможности удалено от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха и нарушающих тепловой режим. Кроме того, желательно, чтобы горизонт с севера и юга был открытым и по возможности просматривалась линия горизонта.
После выбора места под площадку необходимо установить границы по периметру. Стороны площадки должны быть ориентированы на основные стороны горизонта.
Поверхность участка необходимо тщательно разровнять, устранить неровности и перекосы;
9.
привязка плана площадки к
местности, разметка участка и
определение мест установки
10.
установка стационарного
Этот этап наиболее ответственный в строительстве площадки. При установке столбов-подставок основания их необходимо просмолить, а ямы после установки столбов залить цементом.
Большую часть приборов и инструментов ориентируют на стороны горизонта или монтируют с учетом географической широты. В связи с этим в первую очередь устанавливают гномон, с помощью которого определяют направление полуденной линии и время истинного полудня. Географическую широту места определяют посредством измерения высоты Полярной звезды над горизонтом с помощью вертикального угломера или эклиметра.
Имея указанные данные, можно установить и точно ориентировать солнечные часы, местный меридиан и местную параллель, флюгер, метеорологическую будку и другое оборудование.
На верхней части столбов-подставок устраивают приспособления для крепления приборов и инструментов. Конструкция приспособлений обусловлена особенностями приборов. Это могут быть горизонтальные дощечки-столики размером 200х150х30 мм, винты, штыри и пр. Например, для того чтобы закрепить на столбе-подставке астролябию, на верхнем торце его необходимо установить соответствующего размера болт и т. д.;
11. 4) благоустройство площадки.
Площадка должна быть огорожена штакетником высотой 1200— 1500 мм. В одной из сторон ограды делают калитку. Ограду окрашивают в белый цвет, за исключением внешней стороны с севера. Эту сторону разбивают на отрезки по 1000 мм и окрашивают в красный и белый цвета. Столбы-подставки, опоры приборов и конструкций также покрывают белой масляной краской.
Поверхность площадки и мерную дорожку тщательно трамбуют и уплотняют. В качестве бута можно использовать битый кирпич, строительный гравий, крупный песок.
К столбам-подставкам необходимо прибить дощечки-указатели с названиями приборов и инструментов.
Из учащихся избирают ответственных за площадку, назначают дежурных. Они следят за порядком, расчищают снег, скашивают траву, осуществляют текущий ремонт ограды, приборов и приспособлений.
Содержать площадку в хорошем состоянии и эффективно использовать ее в обучении без опоры на органы ученического самоуправления практически невозможно.
Исследовательская деятельность по наблюдению за состоянием погоды является одним из важнейших элементов при изучении физической географии в 6-8 классах. В течении учебного года в «Салаусском многопрофильном лицее» Балтасинского района учениками ведется дневник метеорологического наблюдения.
Например, возьмем результаты анализа погоды в дер. Старая Салаусь Балтасинского муниципального района с 5 сентября по 5 октября 2013г.:
Таким образом, подавляющее большинство дней в сентябре и октябре температура воздуха колебалась в коридоре от + 5°С до +18 °С. Только 6 дней за время метеонаблюдения (30.09, 01.10, 02.10, 03.10. 04.10, 05.10) температура опускалась ниже + 5 °С и лишь трижды поднималась выше + 18 °С (05.09, 07.09, 08.09). До середины сентября 2013 года сохранялась теплая погода, в конце сентября и в начале октября температура опустилась ниже + 8 °С .
Почти 2/3 дней декабря небо было полностью закрыто облаками. Лишь 5 дней месяца в наблюдаемое время стояла ясная погода.
В наблюдаемое время осадки выпадали 18 дней месяца. Среди осадков преобладал моросящий дождь (3 дня), пять раз моросящий дождь сменялся сильным дождем, шесть дней было зафиксировано сильный дождь (10.12) и 3 раза была зафиксирована роса.
С 5 сентября по 5 октября 2013 г. преобладающим было северо-западное и юго – западное направление ветра. Скорость ветра колебалась в пределах от 1 до 6 м/с.
Атмосферное давление колебалось от 729 мм до 758 мм ртутного столба.
Таким образом, наблюдая за погодой в дер. Старая Салаусь Балтасинского муниципального района Республики Татарстан с сентября по начало октября 2013 года и выполнив анализ данных дневника наблюдений, мы получили достаточно ясную картину метеорологической обстановки в данном населенном пункте.
Такие же исследования погоды были проведены через год учениками 6 класса.
В сентябре и октябре 2014 года были зафиксированы такие данные.
По сравнению 2013 годом на 1 градус выше.
Как видно из проведенных исследований 2014 году в сентябре и в начале октября сохранялась в основном малооблачная погода. В тоже время в 2013 году больше всего было зафиксировано дней со сплошной облачностью.
В наблюдаемое время осадки выпадали 16 дней месяца. Среди осадков преобладал дождь (8 дней), семь раз был зафиксирован туман и 2 раза наблюдался снег.
Как видно из представленных данных в 2014 году по сравнению с 2013 годом количество дней без осадков больше. 3 и 4 октября был зафиксирован снег, 2013 году это погодное явление наблюдалось 30 сентября.
С 4 сентября по 4 октября 2013 г. преобладающим было южное направление ветра. Скорость ветра колебалась в пределах от 1 до 4 м/с.
Атмосферное давление колебалось с 748 мм по 757 мм ртутного столба. В 2013 году колебание атмосферного давления было выше.
Таким образом, на основании проведенного сравнительного анализа, можно сделать предположение о некоторых метеорологических особенностях, наблюдаемые в сентябре и в начале октября для данной местности:
1)В общем, сентябрь и начало октября в дер. Старая Салаусь погода теплая со средней температурой воздуха от +10 до +12 °С. 2014 год по сравнению с 2013 годом был более теплым на целых два градуса. Такую погоду можно связать с прохождением теплых южных ветров.
2) В сентябре и в начале октября 2014 года по сравнению 2013 годом преобладали дни с малой облачностью.
3) Общее количество дней где были зафиксированы осадки колебалось от 16 до 18 дней, с преобладанием дождей.
4) В исследуемые
периоды преобладающим
III глава. Организация метеонаблюдений в Балтасинском районе с. Старая Салаусь
Проведение метеорологических наблюдений - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы учащихся.
Системные наблюдения за погодой, наблюдения в походах, экскурсиях содействуют воспитанию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, помогают им приобрести практические исследовательские навыки.
Главной задачей руководителя объединения является педагогически правильная организация систематических наблюдений в течение всего года, а также своевременное обобщение накопленного материала на уроках или занятиях кружка. Метеорологические наблюдения в Салаусском многопрофильном лицее ведутся в течении учебного года. Метеорологические наблюдения проводятся в определенные сроки (в 8, 13 и 19 часов) и ежедневно. Для этого ученики заводят специальные дневники и аккуратно записывают в них свои наблюдения. В конце каждого месяца нужно производить обработку полученных материалов, обобщать их в форме диаграмм и графиков, которые затем используются для характеристики местного климата.